Татьяна ТУРОВЕЦ,
учитель математики
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область
Развитие читательской и математической грамотности учащихся на уроках математики при изучении геометрического компонента в 9-м классе является основой для дальнейшей подготовки учащихся к ЦТ и ЦЭ. Сегодняшние девятиклассники, выбирая в дальнейшем профильное обучение, должны уметь не просто прочитать условие задачи, а уметь его анализировать и осмыслить написанное, уметь ориентироваться в готовом решении и формулировать вопросы, если они у них возникли в ходе прочтения задания либо в ходе решения.
Представленные тренажеры позволяют учащимся научиться читать и анализировать условие задачи, составить самостоятельно чертеж и нанести на него известные величины, что в последующем позволит решить предложенное задание.
Эти тренажеры целесообразно применять как для отработки вычислительных навыков при развитии математической грамотности, так и в форме самостоятельной работы, для проверки либо самопроверки знаний.
Эффективным приемом при работе с тренажером является прием «Задай вопрос». Предлагаем задать учащимся один вопрос к условию задачи. При применении этого приема ученики анализируют текст задачи, осмысливают заданное в условии и формулируют вопрос.
После того как задача решена, целесообразно использовать прием «Толстый и тонкий вопрос», задавая два вопроса к решению задачи: один вопрос, предполагающий короткий ответ, и второй, требующий развернутого ответа. При использовании такого приема учитель понимает, кто из учащихся понял алгоритм решения того или иного задания и сможет его применить, а с теми, у которых возникли трудности, может продолжить дальнейшую работу.