Своевременная коррекционная работа по подготовке воспитанников с общим недоразвитием речи к обучению в школе является необходимым условием успешного школьного обучения.
Ирина ГАЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский ясли-сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область
Число детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением звукопроизношения, с упрощенными высказываниями, содержащими ошибки в грамматическом строе речи, год от года увеличивается.
К сожалению, в дошкольном возрасте все эти признаки речевого недоразвития ребенка чаще всего не привлекают к себе внимание, поскольку ребенок все же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью. Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться более высокие требования, ребенок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении. Среди учащихся начальных классов отмечается нарушение письменной речи. Замедленное усвоение навыков письма и чтения отрицательно влияет на весь процесс обучения.
Ребенок, поступая в школу, не только должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, но должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется в том числе и уровнем его речевого развития.
Повышение эффективности коррекционной работы по подготовке воспитанников с общим недоразвитием речи к обучению в школе является важной составляющей моей педагогической деятельности. Это достигается благодаря комплексному воздействию на ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Коррекционная работа по подготовке воспитанников с общим недоразвитием речи к обучению в школе включает следующие направления работы:
– развитие общей и мелкой моторики
– развитие пространственного восприятия
– развитие зрительного внимания, восприятия и памяти
– развитие слухового восприятия и фонематического слуха
– развитие лексико-грамматической стороны речи
– развитие связной речи
– развитие эмоционально-волевой сферы
Для каждого из направлений я использую различные комплексы игровых упражнений.
Развитие общей и мелкой моторики
Развитие речевых способностей необходимо начинать не только с тренировки артикуляционного аппарата, но и с развития общей и мелкой моторики.
Для стимулирования разнообразной деятельности детей, которая способствует развитию мелкой моторики и координации движений, в кабинете учителя-дефектолога создана пространственная предметная среда. Подвижные игры и физические упражнения развивают общую моторику. Использование динамических пауз во время индивидуальных коррекционных занятий, подгрупповых занятий способствует развитию общей моторики.
Для развития мелкой моторики рук использую различные виды работы:
– раскладывание мелких предметов (пуговицы, каштаны, фрутокрышки, мелкие игрушки типа «киндер-сюрприза»);
– проталкивание мелких предметов в отверстия;
– практические действия по застегиванию (липучки, пуговицы, молнии, кнопки, прищепки);
– продевание шнуров в отверстия, завязывание и развязывание узлов на шнурках;
– нанизывание колец, бус;
– пальчиковые игры, пальчиковый театр, пальчиковая гимнастика;
– работу с кварцевым песком (световой планшет);
– работу с мозаикой, счетными палочками, массажными мячами;
– обводка и штриховка плоскостных изображений предметов (трафареты);
– работу с прописями, графические диктанты.
Развитие пространственного восприятия
Формирование пространственных представлений является необходимым критерием, характеризующим готовность воспитанников с общим недоразвитием речи к обучению в школе. Формирование представлений о пространстве проходит в процессе постепенно усложняющихся упражнений, заданий, поручений с предметами, графических упражнений, зрительных диктантов, рассматривания дидактических картинок, иллюстраций, дидактических и подвижных игр.
Игра «Ласковый котенок»
Вариант 1
Цель: закрепление знаний о месте расположении частей лица.
Оборудование: кукла бибабо Котик.
Описание. Ребенок закрывает глаза. Учитель-дефектолог в это время дотрагивается куклой бибабо к определенному месту лица (щека, лоб, нос, подбородок). Ребенок, открыв глаза, должен определить куда «поцеловал» Котик.
Вариант 2
Цель: формирование умения ориентироваться в своем теле.
Оборудование: кукла бибабо Котик.
Описание. Ребенок закрывает глаза. Учитель-дефектолог дотрагивается до какой-либо части тела ребенка игрушкой бибабо. Ребенок открывает глаза и дотрагивается до такой же части тела у Котика.
Игра «Запомни, повтори»
Вариант 1
Цель: развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве.
Оборудование: сюжетная картинка «Обезьянки делают зарядку», схемы упражнений, карандаш.
Описание. Учитель-дефектолог предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картинку «Обезьянки делают зарядку». Уточняется, какое движение делает каждая обезьянка. Затем предлагаются схемы упражнений, которые необходимо соединить карандашом с каждой обезьянкой, правильно определив движение обезьянки.
Вариант 2
Цель: развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве.
Оборудование: сюжетная картинка «Обезьянки делают зарядку», схемы упражнений.
Описание. Учитель-дефектолог предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картинку «Обезьянки делают зарядку». Уточняется движение каждой обезьянки. Затем предлагаются схемы упражнений. Ребенку предлагается рассмотреть схемы упражнений, запомнить и выполнить движения точно в таком же порядке.
Игра «Робот»
Цель: формирование умения ориентироваться в пространственных направлениях.
Описание. Ребенок изображает робота, который точно и правильно выполняет инструкции, которые дает учитель-дефектолог: «Два шага вперед, один шаг назад, два прыжка вверх, два шага влево, три хлопка вверху (над головой), один шаг вправо и т.д.
Развитие зрительного внимания, восприятия и памяти
Все задания, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия и памяти, провожу в игровой форме, создавая благоприятные условия для того, чтобы ребенок получил положительные эмоции при правильном выполнении заданий.
Игра «Собери картинку»
Цель: формирование целостного восприятия предмета, развитие зрительной памяти.
Оборудование: разрезные картинки из 4 частей.
Описание. Ребенок складывает разрезную картинку из 4 частей. Сначала ребенок учится складывать картинку из 2 частей, затем 3, 4 и более частей. Складывает по образцу, затем без образца. Постепенно увеличивается количество частей, а также сложность самого изображения.
Игра «Что нарисовано?»
Цель: развитие умения узнавать и различать предметы.
Оборудование: контурное изображение 2 предметов, наложенных друг на друга.
Описание. Ребенку предлагается рассмотреть рисунок из 2 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга (тематика рисунков соответствует лексической теме). Ребенок рассматривает и называет предметы на картинке.
Игра «Найди картинку»
Вариант 1
Цель: развитие умения находить одинаковые предметы.
Оборудование: картинки с 4 предметами, расположенными в ряд, первая картинок обведена в рамку.
Описание. Ребенку предлагается рассмотреть и назвать картинки. Затем ребенок находит и показывает первый предмет, который находится в рамке. После чего ребенок находит точно такой же предмет, как в рамке.
Вариант 2
Цель: развитие умения находить одинаковые предметы.
Оборудование: картинки с 4 предметами, расположенными в ряд, первая картинка обведена в рамку; лист картона.
Описание. Ребенок рассматривает и называет картинки. Затем называет и показывает первый предмет в рамочке. Запоминает его. Картинка в рамке закрывается листом картона. Ребенок находит точно такой же предмет, как первый.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха
Предлагаемые игры способствуют развитию слухового восприятия и фонематического слуха у воспитанников с общим недоразвитием речи.
Игра «Слушаем тишину»
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Ребенку предлагается закрыть глаза и послушать тишину. В это время учитель-дефектолог хлопает в ладоши, бьет мячом об пол, передвигает стул, топает ногами и т.д. Открыв глаза, ребенок рассказывает, какие звуки он слышал.
Игра «Где позвонили?»
Цель: развитие умения определять направление звука.
Оборудование: музыкальный колокольчик.
Описание. Игра проводится с подгруппой воспитанников. Дети садятся в круг (либо стоят). Считалкой выбирается водящий, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Учитель-дефектолог дает колокольчик кому-нибудь из детей и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаза, указывает рукой направление, откуда доносится звук и поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Если водящий правильно указывает направление, учитель-дефектолог говорит: «Открой глаза»,– и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает колокольчик. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз.
Игра «Шумовые бочонки»
Цель: развитие слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы.
Оборудование: шумовые бочонки (контейнеры для фотопленки) с различными наполнителями, издающими разные звуки.
Описание. Ребенку демонстрируются внешне одинаковые бочонки, заполненные материалами (крупа, песок, горох, скрепки, бумажные шарики), которые при сотрясении издают различные звуки. Ребенок, сотрясая бочонки, выбирает одинаковые пары.
Игра «Отгадай, что я сказала»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: мяч.
Описание. Учитель-дефектолог тихо, но выразительно произносит похожие по звучанию слова и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, затем повторяет слова и бросает мяч учителю-дефектологу. Слова: кошка-ложка, шапка-лапка, подушка-ватрушка и т.д.
Развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи
Развитие лексико-грамматической стороны речи и связной речи является одной из важнейших задач коррекционной работы с воспитанниками специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Игра «В лесу»
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши», уточнение предлога «в», использование его в речи.
Оборудование: плоскостные изображения деревьев и жилищ животных, предметные картинки с изображением зайца, лисы, белки, медведя, магнитная доска.
Описание. Игра проводится с подгруппой воспитанников. Детям демонстрируются изображения деревьев и жилищ диких животных. Проговаривается, что на картинке изображен лес. В лесу много деревьев. В лесу живет много диких животных. Детям предлагается назвать диких животных. Затем учитель-дефектолог начинает рассказ: «Собрались однажды вечером на лесной поляне дикие животные: заяц, лиса, белка и медведь. Играли звери, веселились. Только заяц испугался лисы. Он спрятался за дерево. Наступила ночь. Каждый зверь пошел в свой лесной домик. Белка – в дупло, лиса – в нору, медведь – в берлогу».
Дети под руководством учителя-дефектолога «расселяют» диких животных по их жилищам.
Игра «Ложки и стаканы»
Вариант 1
Цель: практическое использование в речи предложных конструкций.
Оборудование: пластиковый стакан и ложка.
Описание. Учитель-дефектолог демонстрирует действия с пластиковым стаканом и ложкой. Комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку под стакан. Я достала ложку из-под стакана. Я положила ложку на стакан. Я сняла ложку со стакана».
Вариант 2
Цель: практическое использование в речи предложных конструкций.
Оборудование: пластиковый стакан и ложка.
Описание. Учитель-дефектолог демонстрирует действия с пластиковым стаканом и ложкой. Комментирует их. Затем учитель-дефектолог дает словесную инструкцию ребенку: «Положи ложку в стакан. Достань ложку из стакана». И т.д.
Вариант 3
Цель: практическое использование в речи предложных конструкций.
Оборудование: пластиковый стакан и ложка.
Описание. Учитель-дефектолог демонстрирует действия с пластиковым стаканом и ложкой. Комментирует их. Затем ребенок самостоятельно выполняет действие с пластиковым стаканом и ложкой. Комментирует его: «Я положил ложку в стакан. Я достал ложку из стакана». И т.д.
Игра «Что делают игрушки?»
Цель: составление сложносочиненного предложения с союзом «а»
Оборудование: игрушки (мяч, кукла, машина, кубик, пирамидка, самолет, заяц, медведь).
Описание. Учитель-дефектолог берет по две игрушки и выполняет с ними различные действия. Комментирует их: «Кубик лежит, а пирамидка стоит. Машина едет, а самолет летит. Мячик скачет, а медведь спит. Заяц прыгает, а кукла сидит». Затем, учитель-дефектолог дает словесную инструкцию ребенку. Ребенок, выполняя инструкцию, проговаривает, что делают игрушки.
Развитие эмоционально-волевой сферы
На протяжении всей коррекционной работы формирую интерес воспитанников с общим недоразвитием речи к совместным играм и занятиям, воспитываю чувство эмпатии, развиваю способность к мимическому выражению эмоций.
Упражнение «Лимон»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы.
Описание. Упражнение проводится с подгруппой воспитанников. Дети стоят. Учитель-дефектолог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой, затем дети садятся на стульчики.
Упражнение «Кораблик»
Цель: развитие способности выражать эмоции.
Описание. Упражнение проводится с подгруппой воспитанников. Дети встают в круг. Учитель-дефектолог говорит: «Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носком. Ветер утих, – выпрямитесь, расслабьтесь. Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте. Море успокоилось, – выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните».
Упражнение «Силач»
Цель: развитие способности выражать эмоции с помощью мимики.
Описание. Упражнение проводится с подгруппой воспитанников. Дети выполняют контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног. Учитель-дефектолог говорит: «Вы держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири. Поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками. Отжимаете штангу. Удерживаете ногой закрывающуюся дверь. Раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще». Дети расставляют ноги широко и напрягают их. Нагибаются вперед, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз, и расслабляют мышцы.
Таким образом, готовность воспитанников с общим недоразвитием речи к обучению в школе формируется задолго до поступления в школу. Своевременная коррекционная работа по преодолению речевых нарушений является необходимым условием готовности воспитанников с общим недоразвитием речи к школьному обучению.