Цель работы: выявление особенностей женского белорусского костюма как части национальной культуры.
Ксения ШИПУЛЬ, Екатерина ГРЕХОВА, учащиеся 8 «Г» класса
Руководитель работы:
Тереса КУЗЬМА, учитель трудового обучения
ГУО “Средняя школа № 8 г. Лиды”,
Гродненская область
Оглавление
Введение
Глава 1. Исследование женского белорусского костюма как части национальной культуры
1.1 Особенности женского белорусского народного костюма
1.2. Цветовое решение белорусского костюма
1.3. Характеристика орнамента как направления декоративно-прикладного искусства
Глава 2. Реализация проекта
2.1 Результаты анкетирования
2.2. Историко-этнографические регионы Беларуси
2.3. Особенности женского костюма Понеманья
2.4. Народный костюм: прошлое и современный дизайн
2.5. Проведение конкурса юных модельеров
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
От наших предков до нас дошло богатое наследство – обряды и верования, мифы и легенды, произведения искусства и, конечно, одежда. Традиционный народный костюм – один из главных элементов этнической культуры белорусов. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды.
Актуальность работы заключается в том, что многие моменты из истории прошлого нужно творчески использовать в настоящее время.
У нас появилась идея исследовать особенности женского белорусского костюма, ведь всё, что связано с наследием нашего народа, заслуживает особого внимания. Всякое произведение, дошедшее до нас, является носителем вечной духовной энергии, потому что в нём – тепло души и рук человеческих.
Цель работы: выявление особенностей женского белорусского костюма как части национальной культуры.
Задачи:
– исследовать историю формирования женского белорусского костюма;
– выявить особенности, национальный колорит традиционной одежды Понеманья;
– охарактеризовать составные части костюма – одежду, головной убор, обувь, украшающие женский белорусский костюм;
– разработать эскизы коллекции современной одежды с элементами белорусского костюма;
– сделать выводы о проделанной работе.
Практическая значимость: исследование женского белорусского костюма позволит нам и всем, кого заинтересуем своим проектом, более глубоко проникнуть в традиции народа, так как одежда, наряду с жилищем, национальной кухней, обычаями является составной частью культурного наследия.
Гипотеза: особенности культуры страны нашли отражение в женском белорусском народном костюме.
Предмет исследования: белорусский костюм как часть культурных традиций народа.
Источниками работы стали материалы историко-краеведческого музея, периодической печати, интернет-источники.
В ходе работы использованы теоретические методы (анализ, сравнение) и эмпирические(изучение документов и литературы, изучение результатов деятельности).
ГЛАВА 1. Исследование женского белорусского костюма как части национальной культуры
1.1 Особенности женского белорусского народного костюма
Традиционный народный костюм – один из главных элементов этнической культуры белорусов. На его формирование оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями.
На территории Беларуси исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма. В разных регионах страны он имеет свои особенности [1]. Но особенно высоким полетом фантазии и мастерства отличается женский народный костюм.
Важнейшим предметом одежды является рубаха, которую носили в любом возрасте, при любом социальном и семейном положении, в будни и праздники (Приложение 1. Рис. 1).
Разнообразна поясная одежда белорусских женщин: летом – изо льна («летник»), осенью и зимой – из сукна («андарак»), а также особые, для взрослых женщин – панева (Приложение 2. Рис. 1).
При раскрое юбки из полотна делали два полотнища, а при шитье юбки из сукна использовали от трёх до шести продольных полотнищ, которые сшивались вместе и собирались в складки около пояса.
Необходимым компонентом женского костюма был фартук (Приложение 3. Рис. 1). Фартук выполнял защитную функцию не только в повседневной жизни женщин, но и был обязателен в праздничном костюме. Это такая часть одежды, которую девочки, впервые начиная ткать или вышивать, делали сами. По тому, как был соткан или вышит фартук, можно было судить о художественных способностях и мастерстве девочки – будущей невесты, жены, хозяйки.
В женский, особенно праздничный, наряд входил также «гарсэт» (безрукавка) (Приложение 4. Рис. 1). Он плотно облегал фигуру, и гармонично сочетался с присборенной юбкой, рубахой и передником.
Обязательным элементом комплекта был разноцветный, обычно с орнаментом, пояс – тканый, плетеный или вязаный, с кистями, бахромой или помпонами (Приложение 5. Рис. 1). В традиционном костюме пояс выполнял сразу несколько функций: практическую, символическую, магическую, этическую, эстетическую.
Головные уборы белорусок считаются самой колоритной, интересной и живописной частью костюма (Приложение 6. Рис. 1). По их виду можно было определить статус, возраст и материальное положение женщины.
Головные уборы девушек – перевязки вроде узких полотнищ («скиндачка», «шлячок»). Замужней женщине не позволялось показываться на людях с непокрытой головой.
По своей конструкции головные уборы подразделяются на полотенчатые («намитка», «сярпанка», платок), рогатые («головочка», сорока, «рожки»), чепцовые («каптур», чепец).
Повседневной обувью у женщин были лапти, праздничной – кожаные постолы и черные хромовые ботиночки (Приложение 7. Рис. 1).
Верхнюю одежду шили из валяного некрашеного сукна (свита, сермяга, «латушка», бурка, «бурнос»), овчины (кожух, кожушок, «казачина») (Приложение 8. Рис. 1).
Для изготовления традиционного наряда белорусов применялись материалы натурального происхождения. Базовой тканью, применяемой для этой цели, был лён. Также использовалась шерсть и ткань из конопляных волокон.
Окрашивали её с помощью коры и почек деревьев, полевых цветов, корней растений, трав и ягод, и в каждом регионе были свои способы окраски.
В качестве украшений обычно использовали ленты, стеклянные бусы, сережки.
1.2 Цветовое решение белорусского костюма
Главным цветом одежды белорусов был белый, символ света, невинности, пространства, в котором мы обитаем, знак примирения и гармонии. Существует легенда, что именно за белый цвет в одежде белорусы получили свое название. Так, этнограф XIX века Павел Шейн писал о белорусах в своих заметках: «…Где соберется люд, там стоит сплошная белая стена» [9].
1.3 Характеристика орнамента как направления декоративно-прикладного искусства
Многие из нас хотели бы услышать голоса своих предков, узнать, о чем думали и о чем мечтали в древности поколения белорусов, и что хотели бы рассказать нам, своим потомкам [9]. Это возможно благодаря вышитым орнаментам, украшающим одежду. Орнамент – это своеобразная книга народной мудрости.
В древние времена считали, что орнамент оберегал от зла, был обращением к богам с просьбой о благоприятствовании и защите, неместным рассказывал, какие люди живут в той или иной местности (Приложение 9).
Белорусы, а когда-то и все славяне, использовали в орнаменте два цвета – красный цвет на белом фоне. С конца XIX века добавился черный цвет. Но он никогда не преобладал, только оттенял красный.
Есть три вида изображений в белорусских орнаментах:
– геометрический орнамент – состоит из прямых линий и геометрических фигур;
– растительный орнамент – схематическое изображение цветов, листьев, плодов;
– животный орнамент – изображение животных и птиц.
ГЛАВА 2. Реализация проекта
2.1 Результаты анкетирования
На первом этапе работы над проектом был проведен опрос среди учащихся параллели 5-х классов (140 человек) для определения их знаний о традиционном национальном костюме. Вопросы анкеты предоставлены в Приложении 10.
После проведенного опроса полученные сведения были сведены в диаграммы (Приложение 11).
Анкетирование показало, что большинство учащихся имеют представление о национальном костюме. Все учащиеся знают, что такое национальная одежда; 120 человек представляют, как одевались их прабабушки и прадедушки; 100 опрашиваемых учащихся ответили, из каких предметов одежды состоит традиционный белорусский костюм. Но малое количество – 50 человек – знают, из каких материалов изготавливали белорусский костюм.
2.2 Историко-этнографические регионы Беларуси
В процессе работы над проектом нас заинтересовало, было ли различие в костюмах разных регионов территории Беларуси?
Из интернет-источников мы узнали, что на территории Беларуси выделяют шесть историко-этнографических регионов: Северный (Подвинье, Поозёрье), Восточный (Поднепровье), Северо-западный (Понеманье), Центральный (Центральная Беларусь), Восточное Полесье, Западное Полесье [2].
В каждом историко-этнографическом регионе существуют свои традиционные формы одежды – строи.
Строй – традиционный белорусский женский костюм – сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, головного убора, обуви и аксессуаров, который использовался в повседневном, обрядовом и праздничном обиходе. Каждому строю присущи свои локальные особенности: состав костюма, крой, художественно-декоративная отделка, техника исполнения.
Нас заинтересовал близкий нашему региону строй – Понеманье.
2.3 Особенности женского костюма Понеманья
Территория Понеманья включает в себя Волковысско-Коменецкий и Новогрудский строи. В состав Новогрудского строя входят: Новогрудский, Кареличский, Слонимский и Лидский районы. [3]
Проанализировав виртуальную лекцию-презентацию учреждения культуры «Новогрудского историко-краеведческого музея» «Новогрудский строй к. XIX – нач. XX ст.» (Приложение 12) сделали вывод, что костюм новогрудского строя имел свои особенности.
Как писал этнограф Павел Шпилевский, <…> женщины Новогрудского района более высокомерные, чем другие жители Минской губернии <…> [5].
Характерными чертами женского костюма являлся мелкоузорчатый геометрический орнамент, выполненный красными, черными хлопчатобумажными нитками и располагался вдоль швов соединения кокетки с лифом, по линии разреза горловины застежки, на воротнике, по низу рукавов.
Основные цвета костюма – зеленый, голубой, фиолетовый, синий.
Основу летнего женского костюма составляли:
– рубаха-гарцовка. Кроили её с гесткой (кокеткой), с прямым или собранным на манжет рукавом, узко стоящим, образованным «брыжыкамі» (оборкой) воротником или без воротника;
– андарак (юбка) – чаще всего зелено-голубого, зелено-синего или фиолетового цветов, чаще в клетку, из домотканого полотна. Гладили в большую складку, подвязывали узким декоративным поясом;
– передник. Кроили его прямым или с закругленным низом, украшали оборкой, вышивкой.
– гарсэт (безрукавка) – из чёрной шерстянки имел баску в виде 6-8 клиньев, надевался на вышитую рубаху сверху;
– короткий бурносик из белого валяного сукна, шили с красочными складками на спине;
– пояс;
– намитка (повойник); чепец (черный или красный с круглыми ушками, которые отделывались цветной обтачкой и узорчатыми шелковыми лентами-завязками, парчовой тесёмкой, вышивкой); или платок (может быть с заколотым цветком или пером);
– украшения на шее – бусы и ленты.
Из интернет-источеиков мы узнали, что мастера Брестской фабрики сувениров уже много лет радуют своих покупателей деревянными куклами-матрешками [6].
В коллекцию входит 6 матрешек, которые отражают 6 историко-этнографических регионов Беларуси. Высота самой большой матрешки – 9,5 см, а самой маленькой – 2,2. Таким образом идет приобщение современников к культуре и быту наших предков.
2.4 Народный костюм: прошлое и современный дизайн
Народный костюм – живой и красноречивый документ прошлого. Отвечая на глобальные вызовы современности, сегодня очень важно не забывать своих корней.
Все большую популярность набирают коллекции именитых дизайнеров в этно стиле (национальные черты в современных моделях одежды).
Так, известнейший всему миру дизайнер Valentino, представляет коллекцию с элементами и орнаментом белорусского костюма на Неделе высокой моды в Париже (Приложение 13, Рис. 1, 2) [7].
В Беларусии есть и свои талантливые дизайнеры. Это Ирина Бойтик – член Союза Дизайнеров Беларуси, Иван Айплатов – белорусский дизайнер женской и мужской одежды, имя которого известно далеко за пределами нашей страны. Анна Мария Эглит – молодой белорусский дизайнер, которая специализируется на изготовлении льняной одежды, вышиванок и других вещей с белорусскими орнаментами в современном прочтении и мноие другие [5].
В работах современные дизайнеров особенности культуры народа находят отражение в белорусских костюмах (Приложение 14, Рис. 1, 2).
Современный костюм, созданный на основе традиционного белорусского костюма, выполняет важную функцию популяризации национальной культуры и преемственности ценностей белорусского народного искусства среди молодежи, а также определяет самобытный образ Беларуси на международной арене.
2.5 Проведение конкурса юных модельеров
Ознакомившись с традиционным народным костюмом белорусов, особенностями женского костюма Понеманья, работами современных дизайнеров на занятиях объединения по интересам «Дизайн-студия» мы провели конкурс рисунков юных дизайнеров «Традиционный белорусский женский костюм: история и современность». Участники объединения разработали эскизы и fashion-иллюстрации. Лучшие из работ отражены в (Приложении 15, Рис. 1, 2). При анализе и выборе оптимального варианта конкурсанты учитывали фасон, цветовую гамму, присущую национальной одежде.
В процессе проведения конкурса учащиеся проявили большой интерес к теме и осознали важность национальной одежды, как неотъемлемой части культуры родного края.
Заключение
Национальным костюмом принято называть устоявшийся комплект определённых элементов гардероба, обуви и разнообразных украшений.
В процессе выполнения работы над проектом мы проанализировали ряд источников информации и на основании проведенного анализа получили следующие данные:
– национальный костюм является неотделимым от культуры народным достоянием, накопленным веками и соединяет разные виды декоративного прикладного творчества;
– специалисты по народному искусству и этнографии уверены, что в одежде можно найти исторические корни народа;
– материал, из которого сделан национальный костюм, способы его обработки, украшения и технология их производства позволяют понять, как люди жили в окружающей среде, как проявлялась их духовность, каким был образ жизни, как развивалась экономика;
– национальный белорусский костюм прошел длинный путь исторического развития.
Конечно, традиционная одежда претерпевала эволюционное развитие на протяжении веков. Этому способствовали развитие техники и технологий производства различных товаров, торговые и культурные связи с рядом живущими народами.
В ходе изучения литературы, посещения музеев мы выяснили, что женский белорусский костюм имеет свои особенности. Он отличается от одежды других народов, близко живущих и, тем не менее, их близкое соседство оказывает влияние.
Со временем в промышленном производстве произошли большие изменения: изменился крой, используются новые материалы (кроме натуральных хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых тканей используют сегодня синтетические, искусственные ткани), вместо ручного способа изготовления одежды применяют машинную обработку и т.д. Это говорит о том, что жизнь не стоит на месте, меняется образ жизни, эстетические идеалы, некоторые народные традиции.
Наша работа – это небольшой вклад в сохранение национальных традиций.
Список использованных источников
1 Алахова, С.С. Анализ элементов традиционного белорусского женского костюма / С.С.Алахова, Н.Н.Бодяло, Н.А.Химдиат // Материалы докладов 52-й Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. – В 2-х т. Т.2. – Витебск : УО «ВГТУ», 2019. –132–134 с.
2 Беларускае народнае адзенне / Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фольклору АН БССР. – Мінск, 1975. – 22 с.
3 Бялявіна, В. М. Жаночы касцюм на Беларусі / В. М. Бялявіна, Л. В. Ракава. –Мінск, 2007. – 18 с.
4 Женский белорусский национальный костюм. Общая характеристика женского национального костюма [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studexpo.net/87621/kulturologiya/zhenskiy_belorusskiy_natsionalnyy_kostyum#1%207/. – Дата доступа: 15.02.2023 г.
5 Коллекция в стиле этно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/culture/view/belorusskie-dizajnery-prezentovali-kollektsii-v-stile-etno-170291-2015/. – Дата доступа: 12.12.2022 г.
6 Куклы-матрешки Брестской Фабрики Сувениров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=25bf8yOCfu4. – Дата доступа: 17.02.2023 г.
7 Модный Дом Valentino представил коллекцию, вдохновленную Марком Шагалом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.sb.by/articles/modnyy-dom-valentino-predstavil-kollektsiyu-vdokhnovlennuyu-markom-shagalom.html 11.01. – Дата доступа: 12.01.2023 г.
8 Строи белорусского народного костюма [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://celicia-a.livejournal.com/74555.html. – Дата доступа: 17.02.2023 г.
9 Химдиат Н.А. Классификация орнаментальных мотивов белорусского народного костюма / Н.А. Химдиат, С.С. Алахова // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы II Международной научной конференции, Москва, 20.04.2018. – Москва : МХПИ, 2018. – 397–400 с.
10 Элементы традиционного белорусского женского костюма середины ХІХ – начала ХХ века. Рубаха женская [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.himdiat.by/2020/08/blog-post.html. – Дата доступа: 13.01.2023 г.