Формирование навыка правильного написания словарных слов через использование системы упражнений на учебных занятиях по русскому языку на I ступени общего среднего образования.

- 14:58I СТУПЕНЬ, Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Материалы к урокам

Повышение качества знаний по учебному предмету «Русский язык» посредством формирования навыка грамотного написания словарных слов через использование системы упражнений на учебных занятиях по русскому языку на первой ступени общего среднего образования. Описание опыта педагогической деятельности.

Ольга САЛИВОНЧИК,
учитель начальных классов
ГУО «Гимназия г. Дрогичина»,
Брестская область

 

 

1 Информационный блок

1.1 Название темы опыта

Формирование навыка правильного написания словарных слов через использование системы упражнений на учебных занятиях по русскому языку на I ступени общего среднего образования.

 

1.2 Актуальность опыта

Как повысить грамотность учащихся? Ответ на этот вопрос ищут многие педагоги, создавая разные методики, разрабатывая новые подходы к процессу формирования грамотной устной и письменной речи. Особую актуальность эта проблема имеет на I ступени общего среднего образования, так как здесь закладываются основы языковой культуры.

Иногда в разговорах родителями учащихся высказывается мнение, что в наш информационный век знать, как пишутся слова не так уж и необходимо: «набирай слова на компьютере, а он все исправит, отредактирует». Однако это далеко не так. Во-первых, в памяти компьютера есть далеко не все слова, употребляемые в русском языке, во-вторых, гораздо чаще употребляется устная речь, в которой слова также должны использоваться грамотно, в-третьих, на I ступени общего среднего образования закладываются основы грамотности человека, которые необходимы будут ему для продолжения образования. Тем более что по данным М.Р.Львова, до IV класса половина новых слов входит в словарь учащихся на учебных занятиях по русскому языку и литературе [8].

Грамотному человеку легче выразить свою мысль, его речь понятна и хорошо воспринимается слушателями или читателями, поэтому учителю начальных классов очень важно заложить в учащихся основы языковой грамотности. Сложность формирования грамотного использования слов русского языка в письменной речи заключается в том, что написание одних слов строго подчинено правилам русской орфографии, других – нет, их необходимо запомнить и таких слов очень много. Изучение слов, не подчиняющихся правилам русской орфографии, называемых словарными, в начальной школе основывается, прежде всего, на запоминании, предполагающем многократное повторение того, что необходимо запомнить. Однако учащиеся быстро устают от монотонного повторения, неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника, в словарь, поэтому, процесс изучения словарных слов необходимо сделать интересным, познавательным, снизить тревожность обучающихся перед словарным диктантом. Решить эту задачу, по-моему, можно используя систему специальных упражнений.

 

1.3 Цель опыта

Повышение качества знаний по учебному предмету «Русский язык» посредством формирования навыка грамотного написания словарных слов через использование системы упражнений на учебных занятиях по русскому языку на первой ступени общего среднего образования.

 

1.4 Задачи опыта

Выявить наиболее эффективные упражнения, способствующие формированию навыка правильного написания словарных слов на учебных занятиях по русскому языку на I ступени общего среднего образования.

Разработать систему упражнений, способствующих формированию навыка грамотного написания словарных слов на учебных занятиях по русскому языку на I ступени общего среднего образования.

Определить результативность использования разработанной системы упражнений при изучении словарных слов в процессе обучения учащихся с целью развития навыков грамотного написания словарных слов на учебных занятиях русского языка на I ступени общего среднего образования.

 

1.5 Длительность работы над опытом

Этапы работы над опытом

1. Подготовительный (2019/2020 учебный год) – анализ используемых в практике упражнений, способствующих формированию грамотного написания словарных слов на учебных занятиях русского языка, выявление необходимости заново переосмыслить имеющийся опыт работы по данной теме. Проведение диагностики учащихся по выявлению у них уровня грамотности написания словарных слов. Анализ проведенной диагностики. Подбор и систематизация упражнений.

2. Практический (2020-2021 годы) – апробация разработанной системы упражнений, отбор наиболее эффективных упражнений, применение которых при изучении словарных слов способствует формированию навыка грамотного их написания и повышению качества знаний по русскому языку. Разработка и организация учебных занятий, способствующих реализации темы опыта.

3. Обобщающий (2021/2022 учебный год) – изучение результативности собственной педагогической деятельности, обобщение опыта работы, оформление «Методической копилки», в которую вошли разные виды упражнений, выступление с опытом работы на заседании учебно-методического объединения учителей начальных классов гимназии.

 

2 Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта

Целенаправленное и систематическое использование системы упражнений на учебных занятиях русского языка на I ступени общего среднего образования способствует формированию навыка правильного написания словарных слов, и, как следствие, повышению качества знаний по учебному предмету «Русский язык».

 

2.2 Описание сути опыта

Изучение словарных слов на учебных занятиях русского языка является наиболее сложной работой на I ступени общего среднего образования. С проблемой усвоения словарных слов учащимися сталкиваются многие учителя начальных классов. Несмотря на то внимание и время, которое педагоги уделяют написанию и закрепление правильного написания словарных слов, как правило, учащиеся продолжают допускать ошибки при их написании. Поэтому для формирования грамотности написания словарных слов необходимо развивать у учащихся все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную, моторную. Научить учащегося писать грамотно, особенно словарные слова, – одна из самых сложных задач для педагога.

Во время обучения в начальных классах учащиеся должны запомнить около 150 словарных слов. Успешность усвоения младшими школьниками правописания словарных слов зависит от того, насколько внимательно педагог относится к орфографической работе в классе, умеет ли он выстроить систему словарно-орфографической работы и своевременно проконтролировать ее результативность.

Использование активных форм обучения содействует развитию познавательного интереса у учащихся начальных классов. Когда учащийся является не просто слушателем, но и активным участником образовательного процесса, тогда он глубоко и прочно усваивает знания, добытые своим трудом.

Ученый А.А.Смирнов в своих исследованиях писал, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. Дети без особых усилий запоминают материал, с которым они действуют [2].

Работу по освоению словарных слов я организую поэтапно, каждый из этапов решает конкретную задачу:

1-й этап – ознакомление – первоначальное знакомстве со словарным словом;

2-й этап – закрепление – многократное повторение словарных слов в процессе выполнения системы упражнений;

3-й этап – обобщение и систематизация – группировка словарных слов по темам, алфавиту и т.п.;

4-й этап – контроль и коррекция – выявление уровня сформированных умений написания словарных слов и при необходимости коррекция этих умений.

Иногда с четвертого этапа целесообразно вернуться на второй и продолжить работу по закреплению умений написания изучаемых словарных слов, используя различные упражнения.

На мой взгляд, при ознакомлении с новым словарным словом работа над смысловым и звуковым анализом должна опережать показ написания этого слова (Приложение 1). Так, например, можно предложить учащимся разгадать ребус, загадку, затем объяснить значение слова с помощью картинки или толкового словаря. Далее провести звуковой анализ слова: произнести слово по слогам, поставить ударение, назвать все звуки. Только после этого осуществляется переход к демонстрации правильного написания слова на доске, где выделяются буквы, написание которых надо запомнить. Очень нравится учащимся орфографическое чтение и установление разницы в написании и произношении слова, отыскивание нужной буквы (подбор проверочных слов и невозможность этого). Затем учащиеся записывают слово в тетрадь, подчеркивают найденную букву, ставят ударение, письменно делят слово по слогам, подбирают однокоренные слова, синонимы, сочетают новое слово с прилагательным, глаголом, составляют предложения, словосочетания, записывают словарное слово в индивидуальный орфографический словарик.

Эффективным приемом для работы со словарными словами является мнемонический, который облегчает запоминание нужной информации путем образования ассоциаций (связей), поэтому домашним заданием, выполняемым учащимися по желанию, является создание рисунка с новым словарным словом. Рисунки, созданные обучающимися, оформляются в книжку «Словарные слова» (Приложение 2).

Таким образом, на первом этапе решается сразу несколько задач: раскрывается значение нового слова, устанавливается правильное написание и произношение, формируется умение правильного письма однокоренных слов.

Упражнения, которые используются на этапе закрепления, многочисленны. Например, упражнения «Шифровка», «Хвостоглав», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит слов?» позволяют формировать грамотность, активизируя и укрепляя память учащихся (Приложение 3). Упражнения «Мы рифмуем», «Допиши слово» развивает воображение и творческую активность, а упражнение «Какое слово пропало?» – внимательность. Упражнение «Полсловечка за тобой» и аналогичные ему, могут выполняться в парах, что позволяет учащимся формировать коммуникативные навыки, проявлять взаимопомощь, взаимопроверку, быть более внимательными при выполнении задания и таким образом лучше запоминать, как правильно пишется изучаемое слово.

На этапе закрепления я использую упражнения, направленные на развитие, совершенствование умения написания словарных слов. Для удобства используемые упражнения я разделила по разделам русского языка (Приложения 4). Фонетические упражнения направлены на отработку восприятия отдельного звука на слух («запишите слова в тетрадь в алфавитном порядке, разделяя их на слоги», «вставьте пропущенные буквы и обозначьте ударение»); морфологические – на понимание морфологического состава языка («распределите слова на группы по частям речи»); орфографические упражнения направлены на развитие орфографической зоркости («выпишите из данных слов только словарные слова», «спишите, исправляя ошибки»); словообразовательные упражнения способствуют формированию навыка правильного написания словарных слов с приставками и суффиксами («образуйте от данных слов однокоренные и разберите слова по составу»); лексические – активизации словарного запаса учащихся («замени предложение одним словарным словом»). Такие упражнения я использую при работе с группой словарных слов с одинаковой орфограммой. Они позволяют не только закреплять, но и совершенствовать знания, формировать навыки самостоятельной работы, развивать мышление учащихся, так как им приходится анализировать, сравнивать, абстрагировать и обобщать. С помощью упражнений знания систематизируются, и умения написания словарных слов доводятся до автоматизма.

Работу по закреплению словарных слов можно проводить на разных этапах учебного занятия. Текстовым материалом для упражнений могут служить пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, отрывки произведений, а также тесты, в которых есть неправильное написание словарных слов, в этом случае учащимся необходимо найти и исправить неправильное написание. При выполнении упражнений для придания им динамизма, создания игрового момента, можно организовать соревнование: кто первым выполнит задание.

Кроссворды, ребусы, головоломки могут включаться в упражнения и разнообразить учебные занятия, заинтересовать учащихся и тем самым активизировать их внимание.

Этап закрепления умений написания словарных слов позволяет не только решить задачу закрепления полученных знаний о новом словарном слове, но решать задачи формирования умений использовать их в устной и письменной речи.

На этапе обобщения и систематизации словарные слова можно предложить учащимся сгруппировать изучаемые словарные слова по тематическим блокам, например, время, месяцы, деревья, дом, еда, растения, овощи, природа, путешествия, родина, средства передвижения, школа, а также по алфавиту. Периодически я предлагаю учащимся упражнения по составлению орфографических таблиц по принципу сходного гласного (а, о, а-а, о-о, о-о-о), удвоенного согласного (лл, кк, мм, нн), организую соревнования «Кто вспомнит и запишет больше словарных слов» (Приложение 5).

На каждом учебном занятии можно выделить время для проведения работы по формированию умений грамотного написания словарных слов, например, предложить учащимся написать группы слов, проверить правильность записанного, выполнить дополнительные задания: выделить в словах корень, окончание, суффикс, приставку, обозначить части речи, сделать звукобуквенный разбор и др. Победителем считается тот, кто первым правильно выполнил предложенные учителем задания.

На этапе первичного контроля знаний учащихся часто провожу «изобразительный» диктант (показываю изображение предмета заданной тематической группы, а учащиеся записывают слова), взаимные словарные диктанты с последующей взаимопроверкой, которые помогают учащимся оценить, насколько хорошо они усвоили написание словарных слов. Такие упражнения позволяют организовать и систематическое повторение, и проверить уровень сформированного умения написания словарных слов, при этом продолжают способствовать усвоению словарных слов, формируют орфографическую зоркость, умения правильной самооценки, самостоятельной работы над ошибками, уместного использования в речи словарных слов и грамотного их написания развивают творческие способности учащихся.

С целью контроля сформированных умений написания словарных слов (на этапе контроля) можно проводить различные виды диктантов: допиши предложение, вставив подходящее по смыслу слово; запиши только отгадки; выборочный диктант (только словарные слова); образовать от данного слова родственное; диктуются первые (последние) слоги слов, учащиеся записывают полные слова; записывают только букву, которую необходимо запомнить; и др. (Приложение 6). Диктанты помогают определить, насколько учащиеся смогли усвоить написание словарных слов и умеют ли применять полученные знания на практике. По результатам контроля провожу коррекционную работу со всем классом или индивидуально.

Формирование навыков правильного написания словарных слов может осуществляться почти на любом этапе учебного занятия: во время минутки чистописания, при проведении орфографических разминок, при объяснении либо закреплении новой темы и т.д.

Систематическое применение различных упражнений повышает грамотность и правильное использование словарных слов в устной и письменной речи учащихся, активизирует их воображение, развивает самостоятельность и формирует умения самоконтроля.

 

 2.3 Результативность и эффективность опыта

Проведя наблюдения, проанализировав достигнутые учащимися результаты при изучении словарных слов, я убедилась в эффективности разработанной мною системы упражнений. Как показывает практика, процесс усвоения словарных слов может стать для учащихся не только относительно легким, но также интересным и увлекательным, если применять интересные и действенные упражнения.

Основным показателем эффективности применения системы упражнений для формирования умений правильно писать словарные слова является уменьшение количества ошибок при написании словарных диктантов и проведенные контрольные словарные диктанты показали, что грамотность учащихся повышается. В первом полугодии обучения учащихся во II классе проведенный первый словарный диктант показал, что только 9 обучающихся из 20 написали диктант без ошибок (45%), у остальных – встречалось разное количество ошибок. В конце учебного года контрольный словарный диктант показал, что 14 учащихся (70%) выполнили задание без ошибок. Количество учащихся с высоким и достаточным уровнем обученности увеличилось. В этом учебном году результаты словарных диктантов, проводимых после целенаправленной работы по формированию грамотности написания словарных слов, улучшились. В I четверти «9–10» баллов за словарный диктант получили 15 учащихся (75%), во II четверти – 18 учащихся (90%) (Приложение 7).

Используемая система упражнений, по моим наблюдениям, оказала положительное влияние и на мотивацию изучения словарных слов, у учащихся повысился интерес к изучаемым словам, улучшилось усвоение информации. Вместе с этим увеличилось количество обучающихся, желающих принять участие в гимназических олимпиадах, в республиканском конкурсе «Журавлик». В гимназической олимпиаде по русскому языку среди учащихся III классов в 2021/2022 учебном году А.Кобринец заняла I место, а К.Билевич – II место, что свидетельствует о достаточном уровне сформированной грамотности у учащихся, повышении у них познавательного интереса и положительной мотивации к получению знаний в целом. Учащиеся с большим желанием участвуют в конкурсах стихотворений, сочинений, рисунков, «печатаются» в гимназической газете «Почитай-ка» (Приложение 8).

За время работы над темой создана «Методическая копилка», в которой собраны разные виды упражнений, которые распределены по темам, проведены открытые учебные занятия по русскому языку для педагогов гимназии, обобщен опыт работы по теме «Формирование навыка правильного написания словарных слов через использование системы упражнений на учебных занятиях по русскому языку на I ступени общего среднего образования» на заседании учебно-методического объединения учителей начальных классов гимназии.

 

3 Заключение

Работа по формированию грамотного написания словарных слов – трудная и кропотливая, но необходимая работа, которая приносит положительный результат, если является тщательно спланированной и систематически осуществляемой.

В ходе моего педагогического опыта, были выявлены наиболее эффективные упражнения, способствующие формированию навыка грамотного написания словарных слов на уроках русского языка на I ступени общего среднего образования, сформирована система таких упражнений, проведен предварительный, промежуточный и итоговый анализ результативности применения системы упражнений на учебных занятиях русского языка.

Анализ результативности в ходе опыта показал эффективность используемой мною системы упражнений при изучении словарных слов в процессе обучения учащихся.

Мой опыт подтверждает, что систематическое использование на учебных занятиях по русскому языку подобранных мною упражнений, способствует не только формированию орфографических навыков, осознанному усвоению словарных слов, правильному употреблению их в устной и письменной речи, но и содействует повышению качества знаний по предмету, активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их творческих способностей, воспитанию уважения и любви к русскому языку.

 

Приложение 1

Фрагмент учебного занятия по русскому языку в III классе

Тема учебного занятия: «Типы текстов: текст-повествование и текст-описание».

Цели: систематизировать знания учащихся о типах текста, познакомить с новым словарным словом «телевизор».

Задачи: способствовать закреплению умения различать тексты разных типов и определять их признаки, развитию речи учащихся, содействовать воспитанию бережного отношения к своему организму.

 

4 Чистописание. Словарная работа

– Внимание на доску. Минутка чистописания. Работаем над правильным написанием букв и их соединениями. (Те ел ле ев ви из зо ор).

– Какое слово зашифровано на доске? (игра «Шифровка»).

– Что означает это слово? (Устройство с экраном для приёма телевизионных передач.)

– Произнесите слово «телевизор», разделите его по слогам, поставьте ударение, назовите все звуки. (Учащиеся выполняют задания).

На доске демонстрируется правильно написанное слово.

– Прочитайте слово орфографически; теперь орфоэпически. Установите разницу в произношении и написании. Подберите проверочные слова (у учащихся не получается). Какие буквы необходимо запомнить?

– Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых надо запомнить, письменно разделите слово по слогам.

– Подберите однокоренные слова (телевизионщик, телевизионный).

– Составьте и запишите предложение? (У нас в классе есть телевизор).

– Подчеркните основу предложения.

– Запишите новое словарное слово в индивидуальный орфографический словарик, дома нарисуйте рисунок нового словарного слова.  

 

Приложение 2

Страницы книжки «Словарные слова»

                                             

 

Приложение 3

Упражнения для закрепления умения написания словарных слов

 

Веселое зачеркивание.

Расшифруйте слово, зачеркнув повторяющиеся буквы.

АУКАУОАУНАУЦАУЕАУРАУТ (концерт)

Переставь буквы (слоги)

Измените порядок слогов и прочитайте название дерева с оранжево-красными ягодами.

НАБИРЯ (рябина)

Ассоциация

Изобразите словарное слово, объединенное ассоциативным образом (рисунок и пересечение слов через сомнительную орфограмму).

гАзета – бумАга бЕреза – бЕлая

Разгадай ребус

Разгадайте и запишите полученное слово.

40А (сорока) 100лица (столица)

Шифровка

Новое словарное слово записывается по буквам в столбик. На каждую букву этого слова записывают ранее изученные словарные слова.

К – килограмм
О – океан
Р – ракета
З – зарядка
И – извини
Н – налево
А – асфальт

Хвостоглав

Допишите к каждому окончанию слова начало нового.

Зарядкартофель (зарядка, картофель)
Стрекозарядкартина (стрекоза, зарядка, картина)
Направоробей (направо, воробей)
Молокорабль (молоко, корабль)
Родиналево (Родина, налево)

 

Цепочка слов

Называется первое словарное слово: последняя буква первого слова является первой буквой второго слова. Составляется цепочка из 6–8 слов.

Например:
ворона, автобус, сорока, аллея, язык, килограмм, молоко, однажды; путешественник, крапива, аккуратно, охота, асфальт, теннис, стадион, направо.

Мы рифмуем

Называется последний слог слова, который нужно зарифмовать со словарным словом.

Например:
Зин-зин-зин – мы ходили в МАГАЗИН.
Дор-дор-дор – я нарезал ПОМИДОР.
Фель-фель-фель – он не взял с собой ПОРТФЕЛЬ.
Он-он-он – белорусский чемпион.

Допиши слово

Необходимо дописать к словам однокоренные существительные, прилагательные, фамилии (слова располагаются в столбик).

САХАР – сахарный, сахарок, Сахаров.
ВОРОБЕЙ – воробьиный, воробышек, Воробьев.
СОЛОВЕЙ – соловьиный, соловушка, Соловьев.

Какое слово пропало?

На доске на карточках записаны словарные слова. Учащиеся их внимательно читают, запоминают. Затем закрывают глаза, учитель убирает одно слово. Дети должны записать пропавшее слово. Игра продолжается до последнего слова. Победителем становится тот, кто безошибочно записал все слова.

Полсловечка за тобой

Учащийся диктует первый слог словарного слова, сосед по парте должен закончить слово, диктуя вторую половину. Побеждает та пара, которая записала большее количество слов.

 

Приложение 4

Упражнения для формирования навыка правильного написания слов

Виды упражнений

Примерные задания, предлагаемые учащимся

Класс

Фонетические

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Вставленные буквы подчеркните, во всех словах расставьте ударение.
     Б..рёза, вч..ра, м..г..зин, к..никулы, мес..ц, за..ц, в..гон.
Запишите слова, разделяя их на слоги. Подчеркните буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные.
     Человек, лягушка, природа.

II




III

Орфографические

Из данных слов выпишите только словарные слова. Подчеркните букву, написание которой нужно запомнить.
     Сентябрь, школа, помидор, яблоко, дождь,
     октябрь, ноябрь, туча.
Запишите предложения, исправляя ошибки.
     За нашим домом находились заросли густой
     кропивы.
Комната находилась в конце каридора.

II




III

Словообразова-тельные

Запишите предложения, раскрывая скобки.
     Я живу в (город) Дрогичине.
     Главное богатство (Беларусь) – это люди.

От данных слов образуйте однокоренные.
     Концерт, квартира, прийти, календарь.

II


III

Морфологические

Выпишите из данного ряда слов слова, которые обозначают признаки предметов.
     Молоко, белорусский, маленький, соловей, город.
Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из словаря. Определите их род.
     Посередине стола лежал незнакомый ….
     Каждую … на выходные мы приезжаем на дачу.
     Перед выходом на сцену актёры надевают театральные ….

II


III

Синтаксические

К данным словам подберите подходящие слова из словаря. С одним из словосочетаний составьте предложение.
     Кипячёное …, голосистый …, любимый ….
Выпишите словосочетания со словарными словами. Установите связь между словами с  помощью вопросов.
     Мама для Кати принесли пальто и платье.
     Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

II



III

Лексические упражнения

Отгадайте загадку и составьте со словом-отгадкой предложение.
     Красна девица сидит в темнице, а коса на улице.
Замените словосочетание одним словарным словом. Из данного слова составьте предложение.

     Сделанный из золота – ….

II


III

 

                                                                                              Приложение 5

Упражнения для обобщения и систематизации написания словарных слов

 Заполни таблицу

Сгруппировать слова по характеру орфограмм (с удвоенными согласными, с безударной гласной е, и др.).

Сгруппировать слова по тематическому признаку.

Ворона

Летела ворона и собирала «свои» слова. Она называла их по-своему: КАР (картофель), КАР (карман), КАР (карандаш), КАР (карамель). Тут она увидела коридор, но не полетела туда. Почему? (Учащиеся дополняют список слов и объясняют их написание.)

Кто больше запомнит слов

Учитель записывает на доске до 10 словарных слов. Учащиеся читают их вслух хором орфографически, а затем вполголоса самостоятельно. Затем слова закрываются, учащиеся записывают их в тетради. Выигрывает учащийся, который записал большее количество слов.

 

Приложение 6

Виды диктантов

Диктант «Запиши букву»

Учитель диктует слова, а учащиеся записывают в тетрадь только те буквы, которые нужно запомнить.

Например, автомобиль (а, о, о), аптека (а), аллея (лл).

 

Выборочный диктант

Учащиеся записывают только словарные слова из текста, предложений, словосочетаний.

Например, «За неделю путешественник прошел сто километров. В моем портфеле аккуратно сложены пенал, цветные карандаши, тетради, учебники и дневник.» – в тетради учащиеся должны записать подчеркнутые слова.

 

Диктант «Ответь одним словом»

Какой первый учебный месяц? (Сентябрь)

Какие овощи растут в огороде? (Морковь, капуста, картофель, огурцы, …)

Как называется городской транспорт? (Троллейбус, автобус)

 

Диктант «Допиши предложение»

Необходимо дописать подходящее по смыслу слово, рифму.

Корова нам дает … . (молоко)

В берлоге сладко спит … . (медведь)

Тюм-тюм-тюм – сшили новенький костюм.

 

Диктант «Запиши отгадки»

Учащиеся записывают только отгадки.

Например: Какой-то мастер на стекле нанес и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз) Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец)

 

Диктант «Образуй родственные слова»

Учащимся диктуются словарные слова, необходимо образовать родственные слова.

Например: Воробей – воробьиный, воробышек, воробьиха; дорога – дорожный, дороженька, дорожка, дорожник.

 

«Изобразительный» диктант

Учитель показывает рисунок, а учащиеся записывают словарные слова данной тематической группы.        

 

Приложение 7

Результаты контрольных словарных диктантов

 

Приложение 8

Газета «Почитай-ка» с творческими работами учащихся

 

 

Список литературы

1 Замирова, Л.А. Словарные слова. Часть 1. Слова, в которых гласные буквы проверить нельзя / Л.А.Замирова. – Мн. : Сэр-Вит, 1998. – 160 с.
2 Смирнов, А.А. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи [Электронный ресурс] / Некоторые эффекты и законы памяти, Эффект Смирнова. – Режим доступа : http://azps.ru/articles/proc/proc49.html. – Дата доступа: 25.11.2019.
3 Ковалевская, Н.И. Работа со словарными словами / Н.И.Ковалевская // Пачатковая школа. – 2005. – № 10. – С. 37–41.
4 Кузнецов, В.М. 300 трудных слов. Учимся работать со словарными словами. 3 класс / Авт.-сост. В.М.Кузнецов, Н.Ц.Кузнецова, Р.Д.Кузнецова. – М. : Аквариум-Принт, 2004. – 104 с.
5 Лагун, Н.Е. Словарные слова : 2-й кл. : учеб.-метод. пособие / Н.Е.Лагун. – Минск : Пачатковая школа, 2012. – 64 с. – (Бібліятэка “Пачатковай школы”).
6 Лагун, Н.Е. Словарные слова : 3-й кл. : учеб.-метод. пособие / Н.Е.Лагун. – Минск : Пачатковая школа, 2012. – 68 с. – (Бібліятэка “Пачатковай школы”).
7 Лагун, Н.Е. Словарные слова : 4-й кл. : учеб.-метод. пособие / Н.Е.Лагун. – Минск : Пачатковая школа, 2012. – 48 с. – (Бібліятэка “Пачатковай школы”).
8 Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. / М.Р.Львов. // Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М. : Просвещение. – 1988. – с. 240.
9 Романченко, С.А. Работа над словарными словами / С.А.Романченко // Пачатковая школа. – 2005. – № 5. – С. 17–19.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий