Использование игр для развития речевого дыхания у воспитанников специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

- 12:17КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Методичка

В материале предоставлены игры для развития речевого дыхания, которые можно использовать в коррекционной работе с воспитанниками средних и старших специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Предложенные игры способствуют развитию речевого дыхания, создают благоприятный эмоциональный фон для проведения коррекционной работы с воспитанниками специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Ирина ГАЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский ясли-сад № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

Развитие речевого дыхания является одним из первых и самых важных этапов коррекционной работы с воспитанниками специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Звуки речи образуются при выдохе. У большинства воспитанников с тяжелыми нарушениями речи не сформирован ротовой выдох. Поэтому в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи особое внимание уделяется тренировке ротового выдоха.

Во время коррекционных занятий с воспитанниками использую игры для развития речевого дыхания. Их использование определяется задачами и этапами коррекционной работы, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Широко использую игровые пособия, которые способствуют формированию правильного речевого дыхания, повышают эффективность коррекционной работы, вызывают эмоционально-положительный настрой воспитанников, снимают напряжение.

Предложенные игры способствуют развитию речевого дыхания, создают благоприятный эмоциональный фон для проведения коррекционной работы с воспитанниками специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.

 

Игра «Парящий шарик»

Вариант 1

Цель: развитие плавного ротового выдоха.

Оборудование: аэробол (пластмассовая трубка), маленький шарик из пластмассы.

Описание. Учитель-дефектолог кладет шарик в отверстие аэробола и предлагает ребенку подуть в трубочку, но только так, чтобы шарик взлетел вверх.

Вариант 2

Цель: развитие умения регулировать силу и продолжительность выдоха.

Описание. Учитель-дефектолог предлагает ребенку так дуть в аэробол, чтобы шарик поднимался вверх и опускался. Для этого необходимо регулировать силу и продолжительность выдоха.

Вариант 3

Цель: развитие длительного вдоха.

Описание. В игре принимают участие два ребенка. Дети соревнуются друг с другом. Выигрывает тот из детей, чей шарик дольше продержится в воздухе. При выполнении всех вариантов игры ребенок вдыхает и выдыхает воздух через трубочку (аэробол), контролируя свое дыхание.

 

Игра «Надуй шарик»

Вариант 1

Цель: развитие длительного вдоха и выдоха.

Оборудование: воздушный шарик.

Описание. Ребенку предлагается надуть воздушный шар. Учитель-дефектолог объясняет, что для того чтобы надуть шар, необходимо набрать много воздуха через нос и с силой выдыхать его через рот.

Вариант 2

Цель: развитие длительного вдоха и выдоха.

Оборудование: воздушные шарики по количеству воспитанников.

Описание. Детям предлагается надуть воздушные шары. При этом объясняется, что необходимо как можно больше набирать воздух через нос и сильно выдыхать его через рот. Победа достанется тому, чей воздушный шарик будет самый большой.

 

Игра «Помоги животным надуть шарик»

Цель: развитие длительного вдоха и выдоха.

Оборудование: яркие изображения животных, вырезанные из картона, посередине рта каждого животного имеется прорезь для воздушного шара, воздушный шар.

Описание. Ребенку демонстрируется «мордочка животного» и предлагается помочь животному надуть шар. При этом объясняется, что если набирать много воздуха через нос и сильно выдыхать его через рот, животное быстро надует большой шар.

 

Игра «Птичка, лети»

Цель: развитие длительного, непрерывного, направленного ротового выдоха.

Оборудование: клетка для птиц из картона, птичка из цветной бумаги, подвешенная на нитке к клетке.

Описание. Ребенку предлагается дуть на птичку. Учитель-дефектолог объясняет, что необходимо как можно больше воздуха набрать через нос. Дуть плавно и длительно.

 

Игра «Ветер»

Цель: развитие длительного ротового выдоха.

Оборудование: деревянная подставка с отверстиями, разноцветные листья, бабочки, белые снежинки (в зависимости от времени года) из бумаги, подвешенные на нитках к деревянной подставке.

Описание. Ребенку предлагается подуть на бумажные листья (бабочки либо снежинки). Предлагается дуть плавно и длительно, на одном выдохе, не добирая воздуха. Вдох делать носом. Щеки не надувать.

 Игра «Кораблики»

Вариант 1

Цель: развитие длительного направленного ротового выдоха.

Оборудование: таз с водой, бумажный кораблик.

Описание. Учитель-дефектолог предлагает ребенку покататься на кораблике. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, вытягивая губы трубочкой. Щеки не надувать.

Вариант 2

Цель: развитие длительного направленного ротового выдоха, обучение умению дуть в питьевую трубочку.

Оборудование: таз с водой, разноцветные кораблики из бумаги, питьевая трубочка для коктейля.

Описание. Ребенок дует в питьевую трубочку на бумажные кораблики, которые находятся в воде. Щеки надувать нельзя.

 

Игра «Какой листик (снежинка) дальше улетит?»

Вариант 1

Цель: развитие длительного ротового выдоха.

Оборудование: разноцветные листья из бумаги (голубые, белые снежинки из бумаги).

Описание. Ребенку предлагает подуть на листья (снежинки), чтобы они улетели. Назвать и показать лист, который улетел дальше всех. Когда ребенок дует на снежинки, он тоже находит снежинку, которая улетела дальше всех.

Вариант 2

Цель: развитие длительного направленного ротового выдоха, обучение умению дуть в питьевую трубочку.

Оборудование: разноцветные листья из бумаги (голубые, белые снежинки из бумаги), питьевая трубочка для коктейля.

Описание. Ребенку предлагает подуть в питьевую трубочку на листья (снежинки), чтобы они улетели. Назвать и показать лист, который улетел раньше всех. Дуя на снежинки, ребенок показывает снежинку, которая раньше всех улетела.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

1 комментарий на “Использование игр для развития речевого дыхания у воспитанников специальной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

Добавить комментарий