Юлия СКОРАЯ,
учитель русского языка и литературы
ГУО “Средняя школа № 5 г. Сморгони”,
Гродненская область
Цели урока:
– дать понятие о сложноподчиненном предложении с придаточными условия и уступки;
– формировать умения правильно квалифицировать придаточные условия, уступки; находить средства связи придаточной части с главной, строить схемы сложноподчиненного предложения с придаточными условия и уступки; правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях; систематизировать изученное о придаточных причины, следствия, цели; повторить правописание частиц НЕ и НИ;
– создавать условия для воспитания нравственных качеств личности.
Предполагаемые результаты
К концу урока учащиеся:
– будут знать четыре особенности придаточных условия и уступки;
– смогут находить средства связи придаточной части с главной;
– смогут структурировать текстовый материал в таблицу, анализировать и обобщать полученные знания.
Оборудование: Русский язык. Учебное пособие для 9-го класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л.А.Мурина, Ф.М.Литвинко, Н.М.Пипченко. – Минск : Национальный институт образования, 2019; дидактический материал; компьютер, мультимедийная презентация «Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки».
Формы работы: работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока
I Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Давайте порассуждаем: о чем думает человек, когда идет на работу или в школу? Я сегодня утром думала о вас. Мы все разные, но я считаю, что каждый из нас – человек с большой буквы и обязательно должен обладать лучшими из качеств, такими как доброта и скромность, ответственность и целеустремленность.
Поэтому эпиграфом к уроку я взяла слова шотландского писателя Роберта Стивенсона: «Доброта и скромность – вот два качества, которые никогда не должны утомлять человека».
II Этап проверки домашнего задания
– У вас на партах лежат схемы. Вам необходимо их заполнить и по возможности привести примеры СПП с придаточными из домашнего упражнения 186.
– А теперь сверьте свои схемы с тем, что предлагаю вам я (Слайд 2).
III Этап целеполагания
Работа с эпиграфом
– Обратите, пожалуйста, еще раз внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете эти слова?
Если мы будем внимательны друг к другу, то жизнь будет лучше.
Если у нас будет все хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.
– Какую особенность вы заметили в предложениях моего высказывания?
– Какие это предложения по структуре?
– Какой вопрос вы можете поставить к придаточной части?
– Попробуйте определить тему урока.
– Какие задачи мы перед собой поставим? Помогут нам в этом опорные слова:
– Изучить… (СПП с придаточными условия, уступки).
– Научиться… (определять средства связи).
– Закрепить… (умения различать типы придаточных частей).
IV Этап изучения нового материала
1) Работа с учебником (с. 109), заполнение таблицы
– Откройте таблицы, которые есть у вас, и заполните материалом из правила.
– А теперь сравните свою таблицу с тем, что сделала я. Если кто-то что-то не заполнил, то допишите (Слайд 3).
2) Мини-рефлексия. Психогимнастический этюд «Подарок под елкой»
– Перед тем как приступить к закреплению изученного нами материала, предлагаю вам немного отдохнуть*.
Ребята, скоро новогодний праздник, время волшебства и исполнения желаний. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданный подарок перед вами! Вы рады? Улыбнитесь.
*После выполнения упражнения необходимо обсудить, кто о чем мечтает. Выразить свою мысль необходимо сложноподчинённым предложением, используя союзы если, несмотря на, хотя.
Например:
Ребята, я загадала, чтобы моя работа была результативной.
Если я буду добросовестно готовиться к занятиям, с увлечением, то мои ученики будут успешными в своих начинаниях.
Или, Новый смартфон (желание у ученика).
Мне купят новый смартфон на Рождество, хотя я не всегда выполняю свои обещания.
V Этап закрепления изученного материала
1) Задание на повторение правописания частиц НЕ и НИ
– Обратите внимание на придаточную уступки. В ее составе есть частица НИ.
– Предлагаю вам выполнить задание и вспомнить правописание частиц НЕ и НИ. У вас на столах лежат листочки с небольшим текстом. Вставьте Е и И (Слайд 4).
Как н(..). старались мы, н(..).получилось сразу правильно поставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении. И тогда мы поняли, что н(..). можем н(..). выучить правило. А вот после этого мы н(..). разу н(..). ошиблись.
Проверка выполненного задания с комментированием (Слайд 5).
Вспомните, в каких случаях пишется частица НЕ, а в каких – частица НИ (Слайд 6).
2) Мини-рефлексия. Работа с учебником
– Откройте упражнение 190 на странице 110. Давайте прочитаем текст и поработаем с ним.
– Определите тему текста. (Любовь к родному краю, к родной земле).
– Какую землю автор называет «краем голубых озер?» Почему?
– Какой стиль текста? Докажите. (Художественный).
– Установите вид связи предложений в тексте, аргументируйте свой ответ. (Параллельная).
– Найдите сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки.
3) Мини-рефлексия. Работа у доски
– Запишите предложения, постройте схемы, укажите вид придаточных частей. Определите смысл данных выражений.
1. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь (И.А.Крылов)
[ ,(как ни…), ] – СПП с придаточной уступки.
2. Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет (восточная пословица)
(Сколько ни…), [ ] – СПП с придаточной уступки.
3. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо (Л.Н.Толстой)
(Если…), [ ] – СПП с придаточной условия.
4. Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро. (А.П.Чехов)
(Пока…), [ ] – СПП с придаточной условия.
VI Подведение итогов урока. Рефлексия
– Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги нашей работы.
Распределительный тест
– Перед вами предложения и их характеристики. Соотнесите их между собой
Предложение |
Вид придаточной |
1. Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение. (Д.Писарев) |
А) определительная |
2. Любовь к людям – это ведь и есть те же крылья, |
Б) изъяснительная |
3. Счастье достается тому, кто много трудится. |
В) условия |
4. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. |
Г) цели |
5. Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым. (Д.Гранин) |
Д) места |
6. Наша жизнь начинает подходить к концу, когда мы перестаем говорить о действительно важных вещах. (М.Л.Кинг) |
Е) уступки |
7. Послушайте, ведь если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно? (А.Экзюпери) |
Ж) причины |
8. Хотя ложь ещё живёт, но совершенствуется только правда (М.Горький). |
З) времени |
Ответы: 1Г 2А 3Б 4Ж 5Д 6З 7В 8Е (Слайд 7).
– Сверьте свои варианты с информацией на слайде. Поднимите руку те, у кого не возникло проблем при выполнении задания.
– Что мы сегодня узнали? (СПП с придаточными условия, уступки).
– Что общего у этих придаточных? (Относятся ко всей части).
– Какие у вас возникли вопросы?
– Поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя фразу:
Я знаю, что…, потому что… (Слайд 8).
VII Оценивание учебной деятельности учащихся. Выставление и комментирование отметок
VIII Домашнее задание с комментарием учителя (Слайд 9)
Параграф 20, упр.192.