Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком младшего школьного возраста по дифференциации звуков [р]–[л] в словах

- 13:07КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Дифференциация звуков [р]–[л] в словах.

 

Ольга СУХОДОЛЬСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 3 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

Тема: «Звуки [р][л]».

Цель: дифференциация звуков [р]–[л] в словах.

Задачи:

развивать артикуляционную и мелкую моторику;
– уточнять артикуляцию звуков [р] и [л];
– закреплять умение характеризовать звуки [р] и [л];
– закреплять умение дифференцировать звуки [р]–[л] изолированно и в слогах;
– формировать умение дифференцировать звуки [р]–[л] в словах;
– развивать фонематическое восприятие;
– развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы слова;
– воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: зеркало, картинка с характеристикой звуков, карточки с артикуляционными упражнениями, картинки с заданиями и играми.

 

Ход занятия 

Организационный момент. Объявление темы занятия

Учитель-дефектолог. Чем отличаются слова «рак» и «лак»? Правильно, первым звуком.

Сегодня на занятии мы будем продолжать различать звуки [р]–[л], только уже в словах. А все игры и задания привезли тебе из цирка артисты.

 

Основная часть

Артикуляционная гимнастика

– Для начала мы сделаем упражнения для языка.

Садимся напротив зеркала и выполняем артикуляционную гимнастику

«Улыбка» – на цирковой арене нас встречают веселые артисты, а мы будем широко улыбаться им. Ты сейчас тяни губки, я вижу твои зубки. Улыбайся веселей, цирк ждет к себе гостей.
«Трубочка»
– время трубача позвать и представленье начать.
«Качели»
– язычок превратился в воздушного гимнаста. Я качаюсь на качелях вверх-вниз, вверх-вниз. Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.
«Лошадка»
– теперь нас будет приветствовать цирковая лошадка. Но, лошадка, но, поскачи! Едут, едут наши циркачи!
«Гармошка»
– а ещё в цирке будет играть оркестр.

«Барабан» – барабанщик очень занят – д-д-д, барабанщик барабанит –д-д-д, учись играть на барабане – д-д-д, твой язык послушным станет – д-д-д.

Хорошо, закончили.

Характеристика звуков [р]–[л]. Уточнение артикуляции звуков

С опорой на картинку давай ответим на вопросы: На звуки [р], [л] зубы сомкнуты или раскрыты? (Раскрыты) Язычок вверху или внизу? (Вверху) Можем ли мы пропеть этот звук? (Нет) Гласный он или согласный? (Согласный) Звонкий или глухой? (Звонкий) Давай проговорим эти звуки.

Игра «Помоги добраться»

Клоун и тигр спешат на представление. Когда увидишь клоуна – называй звук [л], когда увидишь тигра – [р].

Упражнение «Назови слоги»

Ручкой покажи слоги и назови.

Физминутка

Теперь мы встанем и немного отдохнем, отвлечемся. Повторяем движения за мной, внимательно слушая слова:

Bышел клoyн на aренy,
Пoклoнился всем сo сцены,
Bправo, влево и вперед…
Поклонился всем кaк мoг. (Поклоны)

Отлично. Присаживаемся и продолжаем!

Игра «Слон»

На арену выходит слон. Он поднимает разные предметы хоботом. Давай назовём, что он поднял. Прикладывай картинку с окошком и называй. (Рак, лак, лупа, руль, лампа, ручка, лампочка, ложка, радуга, лопата, ракета, ласты, расческа, ракушка.)

Игра «Фокусник»

На арену выходит фокусник. Он может уменьшать предметы. Распредели картинки на две шляпы: в одну – большие, в другую – такие же, только маленькие, называя их ласково. (Ложка – ложечка, рыба – рыбка, рамка – рамочка и т.д.)

Молодец!

Заключительная часть

Итог занятия

– Молодец, сегодня ты научился различать звуки [р]–[л] в словах, выполняя разные задания.

Рефлексия

– Что тебе понравилось больше всего на занятии? Что было выполнить сложнее?

Если у тебя на занятии всё хорошо получалось, то выбери зеленое яблоко, если нет – красное.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий