Случай в лесу. Конспект занятия по развитию связной речи с использованием технологии визуализации

- 11:45КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Формировать умение пересказывать текст с опорой на модель-схему ситуации, составлять простое распространенное предложение с определениями по мнемодорожке.

 

Татьяна ЮРЧИК,
учитель-дефектолог,
ГУО «Детский сад № 26 г. Лиды»,
Гродненская область

 

Задачи:

– формировать умение пересказывать текст с опорой на модель-схему ситуации, составлять простое распространенное предложение с определениями по мнемодорожке;
– формировать умение согласовывать числительные и прилагательные с существительными;
– развивать умение вслушиваться в обращенную речь, отвечать на вопросы полными ответами;
– формировать длительный ротовой выдох;
– развивать зрительное восприятие, слуховую память, наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук;
– воспитывать чувства сопереживания и взаимовыручки через содержание сказки.

Оборудование: мольберт, кроссенс «Ёжик»; конверт со сказкой; фигурки ежа (6) на «полянке», 24 прищепок (4 – с картинками яблок, 4 – с картинками грибов, 4 – с картинками березовых листьев, 4 – с картинками дубовых листьев, 4 – с картинками сосновых шишек, 4 – с картинками ягод черники); мнемодорожки для составления предложений; фотографии зверей в тарелочках под крупой; презентация PowerPoint; изображение Ёжика и кленовых листочков (грустных и веселых) для рефлексии.

Презентация:https://drive.google.com/file/d/1g6LYXTo-M6cyRR-XMPK9ZH2jFMjjKBC9/view?usp=sharing

 

Ход занятия

1 Организационный момент

Дети входят в зал под музыку.

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»

2 Основной этап

Учитель-дефектолог. Ребята, нам сегодня пришло письмо, а в нем сказка. Но прежде чем мы прочтем сказку, нужно узнать, кто её главный герой. А помогут вам в этом картинки-загадки.

Разгадывание кроссенса

На мольберте размещается кроссенс из пяти квадратов, осуществляется его обсуждение и разгадывание.

Где живет? (В лесу)
У него много чего? (Иголок)
Какой он на ощупь? (Колючий как кактус)
Что он делает, когда ему угрожает опасность? (Сворачивается в клубок) Кто это? (Ёж)

Игра «Фотографии» (формирование правильного выдоха).

Учитель-дефектолог. Ребята, а остальные герои сказки оставили для вас свои фотографии. Интересно, кто спрятался под крупой? Чтобы узнать, надо подуть в серединку тарелочки. Вдох носом, щеки не надуваем, выдох через рот.

Каких еще животных мы встретим в сказке? (Волка, медведя, белку и лису.)

Проверка осуществляется на экране (Слайд 3).

Чтение сказки

«Случай в лесу»

Нашел Ёжик кленовые листья и надел их на иголки. Встретил он Волка, дрожит от холода. Укрыл его Ёжик листьями и побежал дальше.

Увидел Ёжик вдоль дороги грибы и нанизал их на иголки. Встретил он Белочку на полянке. Ищет Белочка еду, а найти ничего не может. Отдал Ёжик ей грибы и продолжил путь.

Заметил Ёжик под деревом яблоки и нацепил их на иголки. Встретил он Медведя. Грустно ему одному в лесу. Угостил его Ёжик яблоками.

Пошел Ёжик дальше. А навстречу ему Лиса и говорит: “Ёжик, я тебя съем!”. Испугался Ёжик, свернулся в клубок, иголки выставил.

Тут и помощь подоспела. Выскочили из леса Волк, Медведь и Белка и прогнали Лису.

Беседа по сказке (сопровождается картинками-схемами на экране, Слайды 4– 6)

Кто главный герой сказки? (Ёжик)
Кого встретил Ёжик на своем пути? (Волка, Белку, Медведя, Лису.)
Чем Ёжик укрыл Волка? (Кленовыми листьями) Почему?

Что Ёжик отдал Белочке? (Грибы) Почему?
Чем угостил Ёжик Медведя? (Яблоками) Почему?
Что сказала Ёжику при встрече Лиса? («Я тебя съем»)
Что сделал Ёжик при встрече с Лисой? (Свернулся в клубок)
Как зверята помогли Ёжику? (Выскочили из леса и прогнали Лису)

Музыкальная физминутка «Зарядка со зверятами» (Слайд 7)

Пересказ детьми текста (Слайды 8–12).

Сначала детям по очереди предлагается пересказать смоделированный педагогом отрывок из сказки (Ежик, листья, Волк; Ежик, грибы, Белочка; Ежик, яблоки, Медведь; Ежик, Лиса, клубок; лес, Волк, Медведь, Белка, Лиса). Также можно предложить пересказать всю сказку.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Учитель-дефектолог. Ёжик приглашает поиграть с пальчиками (по мнемотаблице на экране, Слайд 13), чтобы подготовиться к выполнению следующего задания.

По сухой лесной дорожке –
(Поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)
Топ-топ-топ – топочут ножки.

(Постукивают кулаками по столу)
Ходит, бродит вдоль дорожек

(Пальчики шагают по коленкам)
Весь в иголках серый ежик.

(Руки соединяют в замок, пальцы поднимаются и опускаются – «иголки»)
Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.
(Поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь).

Игра с прищепками «Подарки Ёжика»

Учитель-дефектолог. Посмотрите, на полянке ёжики, которые бегут домой. Помогите им нанизать на иголки подарки, которые принесут домой. Но что принесет каждый из них, вам подскажут вот эти «дорожки» (мнемодорожки).

Здесь на подносе лежат подарки, которые каждый из ёжиков отнесет домой. Выберете нужные вам предметы.

Ёжик принесет три синие ягоды.
Ёжик принесет два березовых листа.
Ёжик принесет две сосновые шишки.
Ёжик принесет один желтый гриб.
Ёжик принесет три красных яблока.
Ёжик принесет четыре дубовых листа.

 

3 Подведение итогов

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались, что им понравилось, какие игры запомнились.

Учитель-дефектолог. Кто был главным героем сказки?

Кому помог Ёжик?

Чему учит нас сказка?

 

4 Рефлексия

Учитель-дефектолог. Подарите на прощание Ёжику листочек: веселый – если настроение хорошее и понравились игры и задания, грустный – если что-то не получилось, было сложно, настроение грустное.

Листочки крепятся на изображение Ёжика.

Учитель-дефектолог. Ёжику очень понравилось, как вы работали на занятии. Он дарит вам угощение – корзинку с яблоками.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий