Новое время и его участники. Своя игра (для учреждений образования с русским языком обучения)

- 9:17ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Внеклассная работа, Методичка

Автор предлагает интерактивное мероприятие для проведения в рамках недели истории. Разработка также может быть использована как дидактический сценарий на уроках итогового обобщения в 7-х классах.

Андрей КАЗАК,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Средняя школа № 15 г. Пинска»,
Брестская область

 

 

 

 

 

Задачи:

– организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению основных фактологических и теоретических знаний из всемирной истории и истории Беларуси Нового времени XVI–XVIII вв.
– обеспечить условия для реализации творческих способностей учащихся к истории;
– создать условия для развития коммуникативных, учебно-познавательных, информационных компетенций учащихся;
– выявление и поддержка эрудированных учащихся в области исторического знания;
– формирование взаимной ответственности, чувства коллективизма, соревновательности, потребности в сотрудничестве в достижении общих целей;
– воспитывать интерес к истории и культуре своего государства и зарубежных стран и народов через вовлечение в игровой процесс.

 

Учащиеся должны знать:

– определения понятий;
– даты основных исторических событий.

Учащиеся должны уметь:

– соотносить даты изученных исторических событий с веком, периодом истории Нового времени;
– синхронизировать исторические события, которые происходили в разных государствах в Раннее Новое время;
– характеризовать исторические события и явления, исторических деятелей, памятники культуры.

Участники игры: учащиеся 7-х классов (2–5 команд).

Оборудование и раздаточный материал: презентация «Своя игра «Новое время и его участники», телевизор (мультиборд), бланк для внесения ответов по количеству команд (Приложение).

Методическая организация урока

Игра может проводиться как с помощью интерактивной доски, компьютера, телевизора, презентации, так и при их отсутствии. Названные дидактические средства улучшают организацию игры, способствуют созданию «эффекта игрового шоу».

Учитель формирует команды по 4–5 игроков в зависимости от успеваемости учащихся. Также можно использовать приём с набором команды капитаном, где определенные учителем учащиеся-капитаны поочередно набирают из учащихся класса себе команду.

Игру стоит разделить на несколько туров с равным количеством тем.  

 

Проведение игры

– не требует большого количества времени для подведения итоговых результатов мероприятия;
– позволяет лучше систематизировать пройденный материал и «разложить его по полочкам» (темам);
– позволяет вовлечь в игру максимально возможное количество участников;
– имеет высокую продуктивность, которая позволяет за небольшое количество времени повторить большое количество фактологического и теоретического материала.

 

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие любители отечественной и зарубежной истории! Мы приветствуем вас на нашей игре «Новое время и его участники». Нас ожидает увлекательное погружение в историю, где каждый шаг будет испытанием для нашего интеллекта. Готовы ли вы покорить вершины знаний и отправиться в это захватывающее путешествие?

Пусть ваш азарт и знания станут вашими верными спутниками в исторических перипетиях и культурных особенностях эпохи в течение всей нашей игры. 

Представляем и приветствуем игроков команд, которые сегодня примут участие в нашей интеллектуальной игре! (Представление команд и жюри).

Ведущий: Поприветствуем болельщиков команд.

Ведущий: Прежде чем мы начнем игру, игрокам необходимо назвать свою команду в честь какой-либо исторической личности, которую изучали в курсе всемирной истории и истории Беларуси 7-го класса и объяснить свой выбор.

Ведущий: Итак, знакомимся с правилами игры. Игра состоит из 18 тем, разделенных на три тура.

Ведущий зачитывает тему, которая связывает пять вопросов. При необходимости ведущий даёт комментарии к названной теме, что она означает или какой необходим ответ к заявленной теме. Затем ведущий зачитывает вопросы различной стоимости – «10», «20», «30», «40», «50». Правильный ответ приносит команде соответствующее стоимости вопроса количество баллов. На раздумывание и запись каждого вопроса темы отводится 10 секунд.

 

Раунд 1

Тема 1. Назовите прозвище исторического деятеля из всемирной истории

10

Грозный

20

«Король-солнце»

30

«Женевский папа»

40

«Интеллектуальный вождь»

50

«Неподкупный»

Тема 2. Назовите прозвище исторического деятеля из истории Беларуси

10

«Чёрный»

20

«Рыжий»

30

«Сильный»

40

«Старый»

50

Разговорчивый (Гавэдски)

Тема 3. Назовите автора картины

10

Леонардо да Винчи

20

Рафаэль

30

Д.Веласкес

40

Рембрандт

50

Питер Брейгель Старший

Тема 4. Назовите архитектурное сооружение на денежных купюрах

10

Мирский замок

20

Несвижский замок

30

Белый дом в США

40

Соловецкий монастырь

50

Киево-Могилянская академия

Тема 5. Кто изображён на денежных купюрах

10

Бенджамин Франклин

20

Петр I

30

Наполеон Бонапарт

40

Богдан Хмельницкий

50

Ян III Cобесский

Тема 6. Какое событие запечатлено на картине

10

Штурм Бастилии 14 июля 1789 г.

20

Бостонское чаепитие, 16 декабря 1773 года

30

Люблинская уния,
28 июня 1569 г.

40

Варфоломеевская ночь,
ночь на 24 августа 1572 года

50

Стефан Баторий
под Псковом (осада Баторием Пскова)

 

Раунд 2

Тема 7. Иностранный перевод

10

С греческого «место, которого нет»

Утопия

20

С итальянского «странный, причудливый»

Барокко

30

С латинского «свободное вето»

Либерум вето

40

С испанского «завоеватель»

Конкистадор

50

Со старобелорусского «речь посполитая»

Республика

Тема 8. По какому принципу образован логический ряд

10

Тяглые, осадные, данники, слуги

Категории крестьян

20

Иезуиты, францисканцы, доминиканцы

Католические монашеские ордена

30

1566–1609 гг., 1649–1660 гг., 1789–1799 гг.

Годы революций в странах Европы

40

Россия, Дания, Саксония, Речь Посполитая

Страны – участницы Северного союза

50

«Санта Мария», «Пинта», «Нинья»

Каравеллы
Х.Колумба
в первое его плавание

Тема 9. Кто это сказал?

10

«Государство – это Я»

Людовик XIV

20

«Знание – сила»

Фрэнсис Бэккон

30

«И все-таки она вертится!»

Галилео Галилей

40

«…Мы Отечество наше, которое своей кровью и жизнями сохранили, защищали здесь столько, сколько могли. Но то, что мы не сумели завершить эту защиту, то пусть будет это приписано препятствиям, судьбе и времени. Нам приходится уступать…»

Ян Ходкевич

50

«Як ад нараджэньня зьвяры, што ходзяць у пустыні, ведаюць ямы свае; птушкі, што лётаюць у паветры, ведаюць гнёзды свае; рыбы, што плаваюць па моры і ў рэках, чуюць віры свае; пчолы і тым падобныя бароняць вульлі свае, – так і людзі, дзе нарадзіліся і ўскормлены, да таго месца вялікую ласку маюць»

Франциск Скорина

Тема 10. Матрица …ан… (в ответе есть словосочитание букв а и н)

10

Предприятие, основанное на разделении труда
и ручном ремесленном труде.

Мануфактра

20

Португальский мореплаватель совершивший первое кругосветное путешествие.

Фернан магеллан

30

Урядник в ВКЛ и Речи Посполитой, который командовал войском своего государства.

Гетман

40

Обширный участок земли.

Плантация

50

Город в Литве, в которой в 1655 г. была заключена уния между ВКЛ и Швецией.

Кейданы

Тема 11. Война и мир

10

Война 1618–1648 гг. завершилась Вестфальским миром, а в историю вошла под ТАКИМ названием.

тридцатилетняя

20

ЭТА война для Речи Посполитой завершилась Ям-Запольским перемирием 1582 г.

Ливонская, инфлянская,

30

Война России и Речи Посполитой 1632–1634 гг. велась за возвращение Россией земель, утраченных по Деулинскому перемирию, а в историю вошла под ТАКИМ названием.

Смоленская

40

Видный государственный деятель Великобритании XX века Уинстон Черчилль назвал ЭТУ войну первой мировой.

Семилетнюю

50

Назовите годы военного конфликта, в котором принимали участие Речь Посполитая, Россия, Швеция, и который известен под названием «потоп».

1654–1667

Тема 12. Династия

10

Согласно летописям, основателем ЭТОЙ династии был варяг, а последним ЕЁ представителем царь Федор Иванович.

Рюриковичи

20

Шведский род, представители которого с 1523–1654 годах правили в Швеции, а с 1587 по 1668 год в Речи Посполитой.

Ваза

30

Династия королей Шотландии, Ирландии, Англии. Известными представителями которой были короли Англии Яков I его сын Карл I.

Стюарты

40

Европейская династия, младшая ветвь королевского дома Капетингов. Известным представителем которой был король Франции Генрих IV.

Бурбоны

50

Олигархическое семейство, представители которого с XV века по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Наиболее известны как меценаты самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения.

Медичи

 

Раунд 3

Тема 13. Города и села

10

Именно в ЭТОМ городе Беларуси в 1596 г. проходил собор, по итогам работы которого в рамках Речи Посполитой произошло объединение католичества и православия.

Брест

20

Центром образования Второго ополчения стал ЭТОТ город Поволжья России.

Нижний Новгород

30

Именно в ЭТОМ городе Западной Европы Ф.Скорина издал в 1517 г свою первую книгу – «Псалтырь».

Прага

40

В ЭТОМ немецком городе в 1555 г. был подписан мирный договор, по условиям которого немецкие князья получили право придерживаться своих религиозных убеждений по принципу: «Чья страна, того и вера».

Аугсбург

50

Первое поселение английских переселенцев в Северной Америки, основанное в 1607 году.

Джеймстаун

Тема 14. Государства и страны

10

В 1603 году под своей властью объединил ЭТУ страну сёгун из династии Токугава.

Япония

20

Известный талантливый композит Вольфганг Амадей Моцарт был родом из ЭТОЙ страны.

Австрия

30

Босния и Герцеговина, часть Хорватии и часть Черногории являлись частью ЭТОЙ империи.

Османской

40

Европейское государство, образовавшееся в результате победы Нидерландской революции, и объявившего о своей независимости от Испании в 1581 году.

Республика соединенных провинций

50

Первым независимым государством в Латинской Америке стала ЭТА бывшая колония Франции.

Гаити

Тема 15. Знаменитые и легендарные женщины

10

Назовите мать Ивана IV и дочь опального государственного деятеля ВКЛ Михаила Глинского.

Елена Глинская

20

Вторая жена Сигизмунда II Августа, трагическая судьба которой легла в основу пьесы Алексея Дударева «Черная панна Несвижа».

Барбара Радзивилл

30

Миланская принцесса, деятельность которой способствовала распространению на белорусских землях достижений итальянского Возрождения.
В своих имениях (Клецкое и Пинское староства) первой на белорусских землях стала организовывать фольварки.

Бона Сфорца

40

ЭТА дочь сандомирского воеводы стала женой двух самозванцев и первой женщиной, коронованной в России.

Марина Мнишек

50

Филадельфийская швея, которая, согласно легенде, сшила первый американский флаг.

Бетси Росс

Тема 16. Быт Нового времени

10

В эпоху Нового времени в строительстве домов на Севере Европе использовали дерево, а на Юге Европы ЭТОТ природный материал.

Камень

20

Этот корнеплод, привезенный Колумбом из Америки, долгое время считался едой для бедных.

Картофель

30

Жевание мускатного ореха в Новое время заменяло эту гигиеническую процедуру.

Чистка зубов

40

Вставьте слово на месте пропуска в пословице Нового времени: «Скажи мне, что ты (пропуск), и я скажу тебе, кто ты есть».

Ешь

50

Круглый гофрированный   воротник из накрахмаленной ткани или кружев известен под ЭТИМ названием.

«Мельничные жернова»

Тема 17. Оружейная тема

10

На гербе ВКЛ «Погоня» изображен всадник держащий в руках ЭТО холодное оружие.

Меч

20

Символом гетмана в ВКЛ являлось ЭТО оружие.

Булава

30

Во время Великой французской революции ЕЁ использовали как «Временное орудие гуманной казни».

Гильотина

40

Название огнестрельного оружия, которым были вооружены стрельцы.

Пищаль

50

Боевой топор индейцев Северной Америки.

Томагавк

Тема 18. Кругом числа

10

Именно ТАКОЕ количество бояр входило
в правительство России с 1610 по 1612 гг.

7

20

Именно ТАКОЕ количество тезисов, включал документ, написанный Мартином Лютером, с изложением критики богословия католицизма,
и вывешенный на дверях Замковой церкви
в Виттенберге в 1517 году.

95

30

Именно столько лет, по статуту ВКЛ 1588 г., составлял строк поиска беглых крестьян

20

40

Назовите абсолютно точно количество гектаров, которое входило в волоку.

21,36

50

Разница празднования Дня Независимости
в Республике Беларусь и США составляет ТАКОЕ количество дней.

1

 

Подведение итогов

Подведение итогов и выявление победителей проводится по количеству набранных командами и их участниками баллов. Полученные результаты суммируются. Команды – победители и призёры интеллектуальной игры награждаются грамотами.

Ведущий: Уважаемые игроки и зрители, мы подошли к завершению нашей увлекательной интеллектуальной игры «Новое время и его участники». За прошедший час вы продемонстрировали невероятные знания и острый ум. Эпоха Нового времени оказалась перед нами во всей своей сложности и многообразии, и я убежден, что каждый из вас приблизился к пониманию этой важной исторической эпохи. Надеюсь, что игра принесла вам массу удовольствия и познаний, а также вдохновила на дальнейшее изучение истории. Благодарим вас за активное участие, за ваше внимание и за столь яркое выступление! Не забывайте, что история – это ключ к пониманию настоящего и строительству будущего. Пусть знания, полученные в рамках этой игры, помогут вам расширить свой кругозор и стать настоящими экспертами по эпохе Нового времени. Желаем вам дальнейших успехов в учении и познании, пусть каждый день приносит вам новые открытия и восторг! Спасибо за вашу отличную игру и до новых встреч!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий