Занятие, на котором учащиеся закрепляют полученные знания при работе с электронными таблицами и, выполняя различные задания, знакомятся с жизнью Владимира Теребуна, уроженца Сморгони, известного скульптора, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь.
Татьяна ШАТУРКО,
педагог дополнительного образования,
ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодёжи»,
Гродненская область
Тема занятия: «Любящий родную землю».
Цель: закрепление полученных знаний, умений и навыков при работе с электронными таблицами
Задачи
Обучающие:
– обобщить и систематизировать полученные знания, умения и навыки при работе с электронными таблицами;
– познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В.Теребуна.
Развивающие:
– развивать интеллектуальные и творческие способности, логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
– воспитывать ценностное отношение к малой родине;
– добросовестное отношение к труду;
– самостоятельность.
Тип занятия: интегрированное занятие.
Оборудование: ПК с выходом в интернет, мультимедийная презентация, дидактические карточки с заданиями.
Презентация: https://drive.google.com/file/d/1P2k7ZRnFL4oneuC0ByDbmfK7BzIgNzJs/view?usp=sharing
Эпиграф к занятию: «Важнейшее из правил: не сколько ты прожил, а что оставил», – Владимир Теребун.
Ход занятия
Организационный момент
– Малая родина – что мы вкладываем в это понятие? Каждый человек имеет свою родину. Это место, которое для человека является самым родным. Где бы далеко ни был человек, родной край всегда будет звать его. Здесь всё родное и близкое, и не важно город это или маленькая деревушка где-то на берегу реки.
Перед тем, как приступить к работе, предлагаю вам поучаствовать в одном упражнении, которое позволит каждому сформировать свой образ родного края.
Упражнение «Образ родины»
– Закройте глаза, представьте тот образ, который возникает при слове «родина». (Выполняется под спокойную фоновую музыку; учащиеся описывают на листах бумаги, те образы, которые возникли).
Я уверена, что у каждого из вас возник свой индивидуальный образ, у кого-то они похожи, у других – не похожи. Давайте попробуем сформулировать наше определение для слова «родина», исходя из наших образов (Работа по формулировке определения).
Мы всегда будем вспоминать свой родной край. Он будет всегда в наших мыслях. Он будет дорог со всеми его особенностями. Здесь уникальная природа, уникальные места. Мы знаем здесь каждый маленький уголок. Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера.
Ребята, а что вы вкладываете в понятие – малая родина? (Выслушиваются мнение учащихся). Словом, малая родина у каждого своя.
Поэтому зачастую люди возвращаются в родной сердцу край. Пусть это будет не сразу, а через несколько лет. Это всё равно случается непременно.
Сегодня на нашем занятии мы не только закрепим полученные знания, умения и навыки при работе с электронными таблицами, но и познакомимся с творчеством заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, почетного гражданина Сморгони, известного художника и скульптора, который, несмотря на свой богатый жизненный опыт, вернулся к своим истокам.
Сегодняшнему достаточно высокому уровню развития живописи, графики и скульптуры мы обязаны людям, которые не только сохранили традиции, но внесли в него что-то новое, свое. К числу таких замечательных художников можно отнести Владимира Васильевича Теребуна. Это разносторонний мастер. Он и скульптор, и керамист, и резчик по дереву. Тема нашего занятия: «Любящий родную землю».
Прочтите эпиграф. Как вы считаете, о чем нам хотел сказать художник? (О стремлении искать себя, заниматься любимым делом, о семье, о родном крае)
Перед тем как мы приступим к работе, давайте вспомним правила поведения в компьютерном кабинете.
Не допускается:
– трогать разъемы соединительных кабелей;
– прикасаться к экрану монитора;
– включать и отключать аппаратуру без указаний педагога;
– класть диски, книги, тетради на клавиатуру.
Давайте же знакомиться с ним поближе, выполняя предложенные мной задания.
Викторина
Задание 1
Ребята, определите дату рождения Владимира Теребуна. Используя инструмент «Заливка», необходимо закрасить ячейки: первое число – день (красный), второе число – месяц (зеленый), третье число – год (синий).
Красный |
Красный |
Зеленый |
Зеленый |
Синий |
Синий |
Синий |
Синий |
A5 |
D5 |
G5:G11 |
K4:K8 |
O5 |
T4:T12 |
V4:V8 |
Z4:Z12 |
B4:B12 |
E4:E12 |
H4 |
L8 |
P4:P12 |
R8:S8 |
W8 |
AA8:AB8 |
|
|
H12 |
M4:M12 |
|
R4:R7 |
X4:X12 |
AB9:AB12 |
|
|
I5:I11 |
|
|
S4 |
|
AA12 |
|
|
|
|
|
R12:S12 |
|
AA4:AB4 |
Ответ: 11 04 1946
(Выполнив задание верно, учащиеся узнают дату рождения Владимира Теребуна)
Задание 2
А теперь я предлагаю узнать, где же родился этот одаренный и талантливый человек. Для этого вам необходимо перейти по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pivowwjja22 и выполнить тест «Электронные таблицы».
Ответ: В деревне Нестеняты Сморгонского района Гродненской области.
(Ответив верно на вопросы теста «Электронные таблицы», учащиеся узнают где родился Владимир Теребун)
– Вскоре родители переехали в Сморгонь. Затем была учеба в средней школе № 1 Сморгони. В школе и пришло увлечение скульптурой, чему, возможно, способствовало знакомство с самодеятельным мастером из Залесья.
Кто же поспособствовал, увлечению скульптурой, вы узнаете, выполнив следующее задание.
Задание 3
Подготовить следующую таблицу:
Счет-квитанция
№ |
Вид услуги |
Март |
Апрель |
Май |
Среднее за месяц |
Доплата, руб. |
1 |
Тех. обслуживание |
38 |
45 |
46 |
|
|
2 |
Отопление |
7523 |
7890 |
8900 |
|
|
3 |
Подогрев воды |
7523 |
8900 |
8996 |
|
|
4 |
Радио |
161 |
233 |
236 |
|
|
Всего: |
|
|
|
1) Заполните графу Всего, используя функцию СУММ.
2) Заполните графу Среднее за месяц.
3) Рассчитайте Доплату по следующей формуле:
если Средняя за месяц > 9000, то Доплата равна 15 % от Среднего за месяц, иначе 5 % от Среднего за месяц.
4) Для полей Март, Апрель, Май, Среднее за месяц и Доплата задайте денежный формат, количество знаков после запятой – 2, обозначение – Br.
5) присвойте рабочему листу имя Счет-квитанция.
Ответ: Александр Иванович Живаев.
(Когда учащиеся выполнили задание, педагог проверяет его на правильность выполнения, если задание выполнено верно, педагог сообщает правильный ответ, который демонстрируется на слайде в презентации, если задание необходимо доработать, педагог оказывает помощь и верный ответ, сообщается после выполнения задания)
– Приметив способного парнишку, самодеятельный художник дал ему первые уроки мастерства, научил глину формовать, стеку держать. А когда убедился, что мечтает Володя профессиональным художником стать, заговорил о главном. Искусство – великий труд. А скульптура – особенный.
В институт после одиннадцатилетки поступить Владимир Васильевич не смог. Провалился на экзамене по живописи – сказалось отсутствие школы. А вторую попытку совершил через три года – после армии. И поступил. Для Теребуна первая из истин: художник обязан трудиться. Ведь это не случайность, что ему первому на отделении Белорусского театрально-художественного института позволили воплотить предложенный проект памяти о партизанской деревне, сожженной оккупантами с людьми, в камне. Это была его дипломная работа в 1973 году. Это не только скульптура, это комплекс, и нужно было организовать пространство историей, временем и образом. За эту работу Владимир Теребун был отмечен премией Ленинского комсомола Беларуси. Для того чтобы узнать название работы, за которую В.В.Теребун получил премию Ленинского комсомола БССР, я предлагаю выполнить следующее задание.
Задание 4 (По результатам задания 3)
Используя таблицу «Счет-квитанция», постройте на новом листе диаграмму по графе Среднее за месяц, графу Вид услуги используйте для подписей оси Х. Тип диаграммы – линейчатая. Укажите название диаграммы: «Счет-квитанция», разместите легенду сверху, подпишите оси.
Ответ: Мемориальный комплекс «Дальва» на Логойщине.
(Когда учащиеся выполнили задание, педагог проверяет его на правильность выполнения, если задание выполнено верно, педагог сообщает правильный ответ, который демонстрируется на слайде в презентации, если задание необходимо доработать, педагог оказывает помощь и верный ответ, сообщается после выполнения задания)
Физкультминутка (видеоролик)
– А теперь, давайте уделим минутку нашему здоровью. К нам в гости сегодня пришел мультяшный герой, давайте повторим все то, что он нам предлагает.
(Учащиеся встают со своих рабочих мест и повторяют движения)
– Окончив институт в 1973 г, Владимир Теребун переезжает в Гродно. Там началось творчество. Он пишет картины, создает композиции из стекла и металла для общественных зданий, деревянные скульптуры в традициях белорусского народного творчества, серию рисунков. Владимир Теребун активно участвует в выставках, не раз представляя белорусское искусство за пределами республики: в Москве, Санкт-Петербурге, Шауляе, Белостоке. Так прошло 27 лет.
В 2006 г. скульптор был включен в авторский коллектив по проектированию и строительству мемориального комплекса на линии противостояния в 1-ю мировую войну в Сморгони. В конце 2009 г. был отлит в бронзе ряд композиций для этого комплекса.
Выполнив следующее задание, вы узнаете, название скульптурных композиций из которых он состоит.
Задание 5
Заполните таблицу согласно образцу:
Наименование товара |
Поставщик |
Объем партии, т |
Цена за1 т, руб. |
Дата поступления |
Сумма |
«Баунти» |
«Орион» |
25 |
163 235 |
11.10.2022 |
|
«Виспа» |
«Пингвин» |
27 |
205 135 |
11.10.2022 |
|
«Пикник» |
«Колизей» |
32 |
182 236 |
14.10.2022 |
|
«Твикс» |
«Ирис» |
28 |
209 125 |
14.10.2022 |
|
«Сникерс» |
«Валентина» |
34 |
450 217 |
12.10.2022 |
|
«Луна» |
«Ланта» |
29 |
287 324 |
12.10.2022 |
|
Вычислите данные в столбце Сумма
Выполнить сортировку по следующим полям:
– по дате поступления и сумме;
– по наименованию поставщика и наименованию товара;
– по сумме, дате поступления и объему партии.
Ответ: Мемориальный комплекс состоит из скульптурных композиций «Беженцы», «Солдаты Первой мировой», «Крылатый гений солдатской славы». Скульпторы – А.Артимович, В.Теребун.
(Когда учащиеся выполнили задание, педагог проверяет его на правильность выполнения, если задание выполнено верно, педагог сообщает правильный ответ, который демонстрируется на слайде в презентации, если задание необходимо доработать, педагог оказывает помощь и верный ответ, сообщается после выполнения задания)
– Из множества работ скульптора, есть еще одна, которая прекрасна по своей исторической значимости и поистине считается талисманом нашего города.
Предлагаю перейти к выполнению задания и узнать, что же это за талисман.
Задание 6 (По результатам задания 5)
Выполнить фильтрацию по следующим критериям:
– показать только поступления 11.10.2022
– показать товары, объем партии, которых находится в диапазоне от 20 до 30 тонн;
– показать товары, названия которых начинаются с буквы «С».
Ответ: Композиция «Медвежья академия».
(Когда учащиеся выполнили задание, педагог проверяет его на правильность выполнения, если задание выполнено верно, педагог сообщает правильный ответ, который демонстрируется на слайде в презентации, если задание необходимо доработать, педагог оказывает помощь и верный ответ, сообщается после выполнения задания)
– В 2007 г. скульптору присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь».
В сентябре 2015 года Владимир Васильевич вернулся в свою родную Сморгонь. Он с удовольствием работает на земле. У него большой сад, более 50 деревьев: абрикосы, орех, фундук, калина, боярышник… Есть столярно-слесарная мастерская. Создает слайд-фильмы. Уже шесть таких фильмов есть: монументальные работы, станковые, живопись, рисунок, керамика, как создается скульптура. Жизнь продолжается.
Всё творчество Владимира Теребуна построено на академической школе бесконечного поиска и познания не только физической красоты тела модели, но и духовного состояния человека. Свои произведения он стремится довести до образа, знака, символа. Искренность – основное направление его творчества.
Подводя итог, можно сказать, что каждый человек всю жизнь носит в душе очень важный и неотделимый от него образ малой родины. Мы можем переехать, даже сменить гражданство, но малая родина, как группа крови, будет с нами навсегда.
Подведение итогов занятия
– Вы большие молодцы, отлично справились со всеми предложенными заданиями. Давайте подведем итоги. Перейдите по ссылке и пройдите онлайн-викторину с выбором правильного ответа https://learningapps.org/view9071507.
Рефлексия
Упражнение «По цепочке»
Учащиеся становятся в круг. В руку одному из них педагог дает небольшую глиняную скульптуру, как символ занятия. Передавая из рук в руки скульптуру, каждый из участников высказывает свое мнение о занятии, описывает свои эмоции, отмечает то, что больше всего запомнилось. Последним в этой цепочке становится педагог, который благодарит за занятие и подводит итоги.
Литература
1 Моя малая Родина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://surl.li/mkxhr. – Дата доступа: 10.10.2022
2 Скульптор Владимир Васильевич Теребун [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://surl.li/mkxhz. – Дата доступа: 03.10.2022.