Викторина проводится по мотивам телеигры «Своя игра»
Екатерина РУСИНОВИЧ,
заместитель заведующего по основной деятельности
ГУО «Детский сад №1 г.п. Вороново»,
Гродненская область
Участники: дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Программные задачи:
– обогащать представления детей о Республике Беларусь, традициях и обрядах белорусов, о народных промыслах, промышленности, достопримечательностях и культурных объектах;
– развивать интерес к произведениям белорусских поэтов, белорусским музыкальным произведениям;
– содействовать сближению родителей и детей через совместную игру; вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания детей;
– воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, ценностное отношение к национальным традициям, чувство гордости за Родину.
Оборудование и материал: вопросы по темам (Приложение 1), игровое поле (Приложение 2), мешок с предметами (картофель, свистулька, лапти), фишки «зубр», сигнальные кнопки, почетные медали, конфеты.
Предварительная работа: беседа с детьми и рассматривание иллюстраций на темы «Традиции и обряды белорусского народа», «Наша страна Беларусь», «Промышленность Беларуси», «Народные промыслы нашей страны», «Достопримечательности Беларуси»; проведение белорусской народной игры «Лянок», дидактические игры «Одень куклу», «Белорусские промыслы», «Путешествие по Беларуси» и др.
Ход мероприятия
Ведущий.
Что значит: Родина моя? –
Ты спросишь. Я отвечу:
– Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
(Н. Поляков)
Ведущий. Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас! В нашем зале собрались самые умные, любознательные и смышленые ребята и их родители. Скажите, а вы знаете, как называется наша Родина? Правильно, Беларусь! А много ли вы знаете о стране, в которой живете? Сейчас мы с вами проверим ваши познания!
Для этого вам нужно разделиться на 4 команды, придумать для своих команд оригинальные названия и приветствие (девиз, гимн команды и т.п.), связанные с Беларусью. (Например, «Аисты», «Васильки» и т.п.) А пока вы придумываете названия для своих команд, мы хотим представить наше уважаемое жюри. Именно члены жюри и будут оценивать результаты каждого раунда по количеству заработанных вами фишек «зубров».
Ведущий представляет членов жюри, далее представляются команды.
Ведущий. В нашей игре будет три раунда, каждый из которых будет состоять из 10 вопросов. Тематику вопросов сможет выбрать та команда, которая правильно ответила на предыдущий вопрос. А вот кто именно будет выбирать первым тематику вопроса, определит игра «Черный мешок». Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется предоставить ответ, то ход переходит к другой команде. Далее право ответить получает та команда, которая первая нажмет сигнальную кнопку. За каждый правильный ответ команда будет получать фишки «зубры». Количество фишек равно сложности вопроса, то есть, первый вопрос – 1 фишка, второй вопрос – 2 фишки и так далее. Выиграет так команда, которая наберет больше всего фишек.
Ведущий. Итак, мы начинаем нашу игру «Я знаю все про Беларусь!». У меня для вас «Черный мешок», в котором что-то спрятано. Сейчас я буду описывать, что там находится, а вам необходимо угадать, что же это. Кто первый отгадает – тот получает возможность выбрать тему вопросов и первым отвечает. Итак, начинаем.
1-й раунд
Ведущий. Что же в мешке? Это не фрукт, не ягода. Может быть большой и маленький. Из него готовят национальные белорусские блюда. (Картофель)
Ведущий. Молодцы! Вам предоставляется возможность первыми выбрать тематику вопросов. Взгляните на табло!
На закрытом табло представлены темы вопросов «Традиции и обряды», «Республика Беларусь», «Народные промыслы», «Промышленность», «Достопримечательности», вопросы со стоимостью «в зубрах».
Команда выбирает тему и стоимость вопроса. Задается вопрос. Если команда не может ответить, право ответа предоставляется следующей команде, которая быстрее нажмет сигнальную кнопку. За каждый правильный ответ команда получает «зубров» (в соответствии со стоимостью вопроса.
Ведущий. Молодцы! А пока наше жюри подводит итоги первого раунда, мы предлагаем прослушать стихотворение Эди Огнецвет «Зямля з блакітнымі вачамі».
Выходят два ребенка, читают стихотворение.
Зямля з блакiтнымi вачамi –
Раздолле рэчак i лугоў!
Тут называюць Васiлькамi
На Беларусi хлапчукоў,
Звiняць крынiцы, як цымбалы,
Сцяжынкi свецяць у лясах.
Палі, узгоркi, перавалы –
Прасторны шлях, далёкi шлях!
Краiна славы партызанскай,
Краіна міру i даброт!
Ты – наша гордасць,
Наша казка,
Як сонца, шчодры твой народ.
Твае сыны,
Твае ўнукі,
Мы любiм гул тваiх бароў.
І рэкi цягнуцца, як рукi,
Да цёплых, верных рук сяброў.
Ведущий. Спасибо! Итак, слово предоставляется нашему жюри.
2-й раунд
Ведущий. Что же в черном мешке? Этот предмет делали наши предки своими руками. Этот предмет сделан из глины. Этот предмет может быть и игрушкой, и музыкальным инструментом. (Свистулька)
Молодцы! Вам сейчас предоставляется возможность первыми выбрать тематику вопросов. Взгляните на табло!
Проходит 2-й раунд
Ведущий. Вы большие умницы! А пока наше жюри подводит итоги второго раунда, воспитанники старшей группы закружат вас в веселом хороводе «Лянок» (белорусская народная песня в обработке А.Ращинского).
А сейчас мы предоставляем слово нашему жюри.
3-й раунд
Ведущий. Что же в мешочке? Этот предмет сделан из соломы. Этот предмет делали для людей. Этот предмет – прадедушка нашим тапкам. (Лапти)
Ведущий. Молодцы! Вы можете выбрать категорию вопросов, на которые будете отвечать. Взгляните на табло! (Командам задаются вопросы).
Проходит 3-й раунд
Ведущий. Отлично! Сейчас наше жюри подведет итоги третьего раунда и всей игры. А мы с вами немного поиграем.
Беларуская народная гульня «Іванка і Марылька»
З ліку тых, хто гуляе, выбіраюць дзяўчынку Марыльку. Яна з хустачкай у руцэ становіцца ў сярэдзіну круга. Дзеці, узяўшыся за рукі, ідуць па крузе і спяваюць: «А дзе той Іванка (3 разы), што ўстае спазаранку, ён спрытны, працавіты, танцуе, пяе і ў вучобе не адстае. Іванка, выбежы, свой спрыт пакажы». Дзяўчынка Марылька ходзіць па крузе, шукае Іванку. Пасля таго як дзеці закончылі спяваць, яна спыняецца каля хлопчыка і запрашае яго выйсці ў круг. Хлопчык Іванка са словамі «гоп-гоп-гоп» выбягае на сярэдзіну круга, прыгаворваючы: «Як тупну нагой, да прытупну другой (тупае нагамі), кругом пакружуся (кружыцца), усім людзям пакажуся (выконвае танцавальныя рухі).
Марылька танцуе вакол Іванкі і махае хустачкай. Дзеці дружна пляскаюць у далоні і прыгаворваюць: «Танцуй, танцуй, Іванка, хоць да ранку, толькі Марыльку з сабой забяры. Іванка бярэ Марыльку за руку, вядзе яе на сваё месца ў крузе. Затым выбіраецца другая дзяўчынка Марылька, і гульня працягваецца. Дзеці павінны выконваць танцавальныя рухі, узгадняючы іх са словамі песні.
Ведущий. Итак, настало время узнать итоги нашей игры. Предоставляется слово жюри.
Жюри определяет победителя игры. Все награждаются почетными медалями. Выигравшая команда получает приз в виде конфет с изображением зубра «Беловежская пуща».
Ведущий. Подводя итоги нашей познавательной игры, хочется отметить, что вы все молодцы! Вы с легкостью справились со всеми заданиями, показав отличный результат. Вы настоящие знатоки своей страны и патриоты. Сегодня вы всем показали, что действительно знаете все про Беларусь. Будем рады видеть вас снова! До скорых встреч!
Приложение 1
Вопросы по темам
Тема: «Традиции и обряды»
1 Как белорусы называют праздник Рождества. (Коляды)
2 Когда в Беларуси празднуют День Победы? (9 мая)
3 Как в Беларуси встречают гостей? (С хлебом и солью)
4 Как называется праздник в Беларуси, когда пекут блины и сжигают чучело? (Масленица)
5 На каком празднике белорусы ищут папараць-кветку? (Праздник Ивана Купалы)
6 Как называется праздник урожая? (Дожинки)
Тема: «Республика Беларусь»
1 Как правильно называется государство, в котором мы живем (Республика Беларусь)
2 Он является Президентом Республики Беларусь (А.Лукашенко).
3 Из каких цветов составлен государственный флаг Беларуси? (Красный, белый и зеленый)
4 Какими словами начинается гимн Беларуси? («Мы, беларусы – мiрныя людзi»).
5 Какой символ Беларуси из мира животных? (Зубр)
6 Какой город является столицей Республики Беларусь? (Минск)
Тема: «Народные промыслы»
1 Назовите древнейший народный промысел у белорусов. (Гончарное дело)
2 Из чего делали обереги для дома в виде птиц и зверей? (Из соломы)
3 Какого цвета белорусская народная вышивка? (Красного, иногда с добавлением черного, цвета, по белому фону льняного полотна)
4 Какой самый древний способ изготовления посуды? (Долбление)
5 Из чего белорусы делали посуду, а потом ее обжигали в печи? (Из глины)
6 В каком белорусском народном промысле наши предки использовали лен? (Ткачество)
Тема: «Промышленность»
1 Как называется белорусский трактор, который знают во всем мире? («Беларус»)
2 Как называется минская фабрика, на которой шьют обувь? («Луч»)
3 Что выпускает завод «Атлант»? (Холодильники)
4 Что выпускают заводы «Горизонт» и «Витязь»? (Телевизоры)
5 Что выпускают самые вкусные фабрики «Коммунарка» и «Спартак»? (Конфеты, сладости, шоколад)
6 Как называется завод в Беларуси по производству изделий из стекла и хрусталя? («Неман»)
Тема: «Достопримечательности»
1 Как называется крепость-герой в Беларуси? (Брестская крепость)
2 Как называется один из старейших заповедников в мире, находящийся на территории Беларуси? (Беловежская пуща)
3 Чья резиденция находится в Беловежской пуще? (Резиденция Деда Мороза)
4 Как называется 700-летняя башня в Беларуси? (Каменецкая башня)
5 Как называется резиденция известного рода Радзивиллов? (Мирский замок)
6 Как называется здание в Минске, построенное в виде алмаза? (Национальная библиотека)
Приложение 2
Игровое поле