Использование дидактических игр для развития внимания с детьми с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом или психическом развитии на учебных занятиях «Элементы арифметики» и «Практическая математика»

- 13:56КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

В материале описаны возможности использования дидактических игр для развития внимания на учебных занятиях «Элементы арифметики» и «Практическая математика» у учащихся центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 

 

Ирина ЯЦЕНТЮК,
учитель
ГУ «Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гродненская область

 

 

 

Внимание – важнейший компонент в формировании эмоционально-волевой и познавательной деятельности ребенка, который обеспечивает эффективность обучения. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а тесно взаимосвязаны и представляют сложную систему. Внимание участвует во всех психических процессах, а также является важной характеристикой познавательной сферы [5].  

Внимание у детей младшего школьного возраста с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом или психическом развитии имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей этого возраста развивается произвольное внимание [2].

Многие ученые, исследовавшие особенности психического развития детей, в первую очередь, отмечают у них патологическую инертность, стойкие нарушения в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний, отсутствие интереса к окружающему [3].

Проблемой изучения внимания детей занимались такие ученые, как Л. С. Выготский [1], Т. А. Процко [3], С. Я. Рубинштейн [4], П. Я. Гальперин [4], А. Р. Лурия [2] и многие другие.

Центр предъявляет особые требования к развитию детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Для коррекции внимания у детей младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью можно использовать различные дидактические игры, которые можно включать в учебные занятия «Элементы арифметики» и «Практическая математика». Приведем примеры игр, применяемых на учебных занятиях.

 

Дорисуй узор

Инструкция. Внимательно посмотри, из каких геометрических фигур начат узор. Продолжи по образцу.

 

Найди отличия

Инструкция. Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Найди и обведи, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от друга.

Выделенный фрагмент

Инструкция. На рисунке в каждом ряду есть фрагмент из 3 фигур: желтый треугольник, красный круг, зеленый квадрат. Просматривая ряд за рядом, обведи выделенный фрагмент.

 

Найди и нарисуй

Инструкция. Перенеси фигуру на новое место. Нарисуй её в том квадратике, куда ведет стрелка.

 

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний [6].

Место игры в структуре учебного занятия зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале учебного занятия дидактическая игра может применяться для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, в середине – с целью активизации учебной деятельности школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

Особенности нарушения внимания являются препятствием формирования у учащихся с особенностями психофизического развития целенаправленности деятельности и поведения, снижают их работоспособность, в связи с чем возникают трудности в обучении.

Дидактическая игра на учебных занятиях не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу ребенка.

Увлеченные игрой, дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в учебное занятие дидактических игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

 

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста / Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин. – М. : Просвещение. – 2001. – 123 с.
  2. Олигофренопедагогика : учеб. для студ. учр. высш. проф.образов / Л.М.Шипицына [и др.] ; под. ред. Л.М.Шипицыной. – М. : Академия, 2011. – 46 с.
  3. Процко, Т.А. Особенности развития познавательной стороны психики у младших школьников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости) : учеб. пособие / Т.А.Процко. – Минск : БГПУ, 2006. – 54 с.
  4. Рубинштейн, С.Л. Основные свойства внимания / С.Л.Рубинштейн. – М. : Академия, 2006. – 455 с.
  5. Специальная психология : учеб. для студ. высших пед. учебн. завед. / В.И.Лубовский [и др.] ; под ред. В.И.Лубовского.  – 6-е изд., испр.и доп. – М. : Академия, 2009. – 560 с.
  6. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – 2-е изд. – М. : Владос, 1999. – 360 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий