Применение метода проектов на уроках английского языка как способ реализации развивающей задачи урока

- 14:48ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, Иностранный язык. Идеи, Методичка

Применение проектного метода на уроках английского языка формирует у учащихся умение самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, развивает самостоятельность и инициативность.

Татьяна КОНОНОВА,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Передо мной, как и перед любым современным учителем, сегодня стоит основная задача – разнообразить традиционный урок и дать возможность учащимся с разным уровнем знаний чувствовать себя успешными в усвоении учебного материала, раскрыть свои способности. Одним из способов, позволяющих это сделать, на мой взгляд, является применение проектной методики.

Современные отечественные УМК предлагают нам при завершении изучаемой темы выполнить проектную деятельность, основанную на знаниях, полученных в ходе изучения темы, а также на знаниях, полученных на других уроках, средствами иностранного языка.

Проект представляет собой организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта. Особенностью этого метода является то, что он вовлекает всех учащихся с учетом уровня их языковой подготовки.

При организации проектной деятельности необходимо соблюдать следующие этапы:

– подготовительный этап, на котором учитель и учащиеся вместе выбирают тему проекта;

– организационный этап, который предполагает выполнение проекта в группах или парах; на этом этапе учащиеся объединяются в группы и распределяют между собой обязанности;

– основной этап, на котором происходит поиск и анализ информации, оформление презентационного продукта;

– презентационный этап, на котором учащиеся демонстрируют результаты своей проектной деятельности;

– заключительный этап – этап подведения итогов работы, оценивания результатов деятельности.

Из моего личного опыта хочу сказать, что проектная деятельность вызывает положительные эмоции у моих учащихся, позволяет им овладеть различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они развивают читательскую компетентность (учатся анализировать тексты, выделять главную мысль, искать нужную информацию), критическое мышление (учатся вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения, сравнивать и сопоставлять), приучаются самостоятельно мыслить, искать творческие пути решения проблемы и прогнозировать результат.

На своих уроках в начальных классах я предлагаю учащимся проектную деятельность в виде выполнения индивидуальных мини-проектов. Например, при изучении тем «Моя семья», «Мой друг», «Мой питомец» ребята представляют результат своей проектной деятельности в виде рисунка или коллажа с описанием, основанном на изученном материале.

Помимо этого, учащиеся выполняют творческие проекты «Сезонное дерево», «Корзинка для пикника», «Школьный портфель» (зачастую в виде объемных фигур), которые ребята демонстрируют во время презентации проекта. Такие средства визуализации проекта служат своего рода опорами при представлении проекта.

Основным преимуществом индивидуальных проектов является то, что они формируют чувство ответственности и исключают пассивность, поскольку результат работы зависит только от самого учащегося. 

Возрастные особенности учащихся среднего звена позволяют им выполнять как индивидуальные проекты, так и групповые. Так при изучении темы «Традиции и обычаи Республики Беларусь и стран изучаемого языка» в 8-м классе был создал проект «Веб-сайт о Беларуси», который явился результатом деятельности всех учащихся группы.

На организационном этапе класс разделился на мини-группы, каждая из которых получила задание создать 1–2 страницы сайта. Итогом такой совместной работы стал коллаж, на котором отражены основные сведения о Республике Беларусь, ее географическое положение, климат и ландшафт, интересные места, спортивные достижения, мифы и легенды.

Большой выбор проектов предлагает изучение тем «Национальная кухня», «Здоровый образ жизни», «Мода». Учащиеся с удовольствием создавали брошюры «Как быть здоровым», оформляли пригласительные на ужин, делились рецептами любимого блюда и даже создавали кулинарную книгу.

Работая над групповым проектом, учащиеся учатся работать в команде. Каждый участник группы активно включается в работу по поиску и представлению информации, так как от его работы зависит успех всей группы. Таким образом, выполнение групповых проектов формирует и развивает чувство ответственности.

В старших классах учащиеся выполняют более серьезные проекты, требующие тщательной подготовительной работы с привлечением межпредметной информации. Помимо привычной формы презентации проекта мы также проводим дебаты («Фастфуд: за и против», «Что важнее для подростка: семья или друзья»), ток-шоу («Модный приговор»), кампании «Сделаем мир зеленным».

Проанализировав свой опыт применения проектного метода на уроках английского языка, я пришла к выводу, что этот метод формирует у учащихся умение самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, развивает самостоятельность и инициативность. И надо помнить, что чем более личностно значима тема проекта для учащихся, тем выше их интерес и, как следствие, – работоспособность.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий