«Великой Победе посвящается». Интеллектуальная игра для учащихся 9–10-х классов

- 13:47Воспитательная работа, Сценарии

Цель игры: расширить и закрепить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны.

Елена МАЛЮКОВА,
учитель истории
ГУО «Гимназия г. Чечерска»,
Гомельская область

 

Цель игры:

– закрепить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;
– развивать интерес к историческому прошлому своего края через изучение событий Великой Отечественной войны;
– развивать коммуникативные умения;
– формировать чувство гордости и уважения к истории своего Отечества.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, созданная в стиле игры-викторины «Своя игра», карточки для подсчёта баллов

Правила игры:

В игре участвуют две команды по 5–7 человек. Команда выбирает раздел и номер вопроса. Номер вопроса соответствует количеству баллов. Отвечает та команда, которая первая подняла табличку. Команда, давшая верный ответ, получает право первой ответить на следующий вопрос. Если дан неправильный ответ, с ее счета снимается количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Команда соперников получает право дать ответ на вопрос и получить половину стоимости вопроса.

В финальном раунде участвуют капитаны команд. Перед ответом капитаны делают ставку исходя из суммы баллов, набранных за игру. При правильном ответе на финальный вопрос командам добавляется та сумма баллов, которую определили капитаны. При неправильном ответе эта сумма баллов снимается со счета команды.

Побеждает та команда, которая по итогу игры набрала большее количество баллов.

 

Ход игры

Вступительное слово ведущего. Ведущий объявляет тему игры и условия в каждом раунде. Обращает внимание на игровое поле.

Путём жеребьевки разыгрывается право первого хода.

По ходу игры жюри в таблице фиксирует её результаты.

 

I раунд

Вопросы категории «Понятия»

1. Так назывался германский план войны против СССР («Барбаросса»).
2. Так назывался план закрепления господства нацистской Германии в Восточной Европе. («Ост»).
3. Так называлась германская операция по захвату Москвы («Тайфун»).
4. Так называли бутылки с горючей смесью, использовавшиеся при обороне Минска (Коктейль Молотова).
5. Так называлась крупнейшая карательная операция нацистов против партизан на территории Беларуси («Котбус»).

 

Вопросы категории «Великие битвы»

1. Где на территории Беларуси произошло одно из крупнейших танковых сражений в июле 1941 года? (Под Лепелем).
2. В ходе этой битвы была окружена 105-тысячная вражеская группировка. После её уничтожения фактически перестала существовать немецкая группа армий «Центр» (Освобождение Минска).
3. Эта 200-дневная битва 1942 – начала 1943 г. закончилась окружением 6-й немецкой армии под командованием генерала Ф.Паулюса и стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны (Сталинградская битва).
4. В честь освобождения этих городов впервые в Москве был дан салют (Орёл и Белгород).
5. При ночном наступлении на этот немецкий город советские войска применили 140 прожекторов, которыми ослепили противника (Берлин).

 

Вопросы категории «Герои войны»

1. Участник партизанского движения во время советско-польской войны. Во время Великой Отечественной войны в 97-летнем возрасте оказывал помощь партизанам (Дед Талаш).
2. Участница Минского подполья. Работая горничной в доме генерального комиссара Беларуси Вильгельма Кубэ сумела пронести мину в спальню гауляйтера (Елена Мазаник).
3. Советский военный лётчик, участник трёх войн, командир эскадрильи, капитан, Герой Советского Союза, посмертно. Погиб во время боевого вылета 26 июня 1941 года, совершив подвиг. Вражеский снаряд повредил топливный бак, летчик совершил огненный таран– направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли (Николай Гастелло).
4. Первая женщина, получившая звание Героя Советского Союза посмертно (Зоя Космодемьянская).
5. Генерал-лейтенант, доктор военных наук. В начале Великой Отечественной войны попал в плен. Предложения немецкого командования о сотрудничестве не принял. В концлагере Маутхаузен был облит водой на морозе и погиб. Стал символом несгибаемой воли и стойкости (Генерал Д.Карбышев).

 

Вопросы категории «Смотрят в небо обелиски»

1. Этот мемориальный комплекс олицетворяет память обо всех сожжённых белорусских деревнях («Хатынь»).
2. Этот мемориальный комплекс посвящён детям – жертвам Великой Отечественной войны (Красный Берег).
3. Этот памятник установлен в Жодино. А как он называется? (Монумент в честь матери-патриотки).
4. Этот мемориальный ансамбль был открыт 22 июня 2004 года в городе Гродно. А кому он посвящён? (Солдатам и офицерам Белорусского пограничного округа).
5. Это памятник Воину-освободителю. Назовите место его нахождения (Берлин, Трептов-парк).

 

Вопросы категории «Оружие»

1. Назовите «звериное» имя немецкого танка «Т-V» (Пантера).
2. Его называли таком Победы (Танк Т-34).
3. Такое название получило советская реактивная установка залпового огня времен Великой Отечественной войны, к которой гитлеровцы в самом начале относились с пренебрежением, а затем начали охоту за неуничтоженным экземпляром («Катюша»).
4. Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «Катюшей»; в 1944 г. была разработана ее очередная модификация на базе грузовика «Студебеккер», которую прозвали «Андрюша». А как называли автомат ППШ? («Папаша»).
5. Шестиствольный немецкий реактивный миномет, производивший при выстреле своеобразный звук: дикий вой вращающихся со скоростью порядка 60 000 оборотов/мин снарядов, схожий с криком упрямого животного, солдаты союзных войск называли «Стонущий Микки», у советских солдат получил прозвище… («Ишак»).

 

Вопросы категории «Чечерский район в годы войны»

1. Пионер-герой, уроженец Чечерского района. Похоронен на Замковой горе (Гриша Подобедов).
2. Болгарская патриотка. Корреспондент газеты «Комсомольская правда» Погибла в бою у деревни Будище (Лилия Коростоянова).
3. Именно этот день считается днём освобождения Чечерска от немецко-фашистских захватчиков (27 ноября 1943 года).
4. Имя этого советского государственного и политического деятеля носил Чечерский партизанский отряд (Партизанский отряд имени М.Калинина).
5. Именно столько наших земляков были удостоены звания Героя Советского Союза (Трое. Н.Бойков, Н.Кругликов, Т.Новиков).

 

 

II раунд

Вопросы

1. Города-герои. В Беларуси только один город-герой. Это звание ему было присвоено за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися в борьбе против гитлеровских оккупантов, большую роль в развёртывании всенародного партизанского движения в Беларуси. Назовите этот город (Город-герой Минск).
2. Фильмы о войне. Этот фильм снят по мотивам произведения Б.Васильева. По сюжету в распоряжение старшины Федота Васкова присылают девушек-добровольцев. Многие из них только закончили школу. О каком фильме идет речь? («А зори здесь тихие»).
3. Награды Великой Отечественной войны. Это первый орден, учрежденный в годы Великой Отечественной войны, а именно в 1942 году. Только эта награда до 1977 года, в случае гибели награждённого, передавалась семье, а не оставалась в наградном отделе Президиума Верховного Совета СССР. Как называлась эта награда? (Орден Отечественной войны).
4. Их именами названы улицы. Герой Советского Союза. Его именем названа улица в Минске. Под его руководством 100-я стрелковая дивизия отличилась в оборонительных боях под Минском в 1941 году. Назовите этого героя (И.Руссиянов).
5. Крылатые фразы. Со времен войны широко известно фраза: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». Кому приписывают ее авторство? (В.Клочкову).

 

Карточка для подсчёта баллов в I раунде

 

Команда

Команда

«Понятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Великие битвы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Герои войны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Смотрят в небо обелиски»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Оружие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Чечерский район в годы войны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка для подсчёта баллов во II раунде

Команда

Баллы

Общая сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий