В материале представлен конспект занятия по сенсорному развитию для детей 2–3 лет с использованием элементов методики Марии Монтессори, способствующий закреплению представлений об основных цветах, развитию внимания, мелкой моторики пальцев рук.
Мария ТИТЕНКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО “Детский сад №33 г. Мозыря”,
Гомельская область
titenko.masha@bk.ru
Тема: “Цветные капельки”.
Программные задачи:
– закреплять представления воспитанников о сенсорном эталоне «цвет», учить различать и называть цвета;
– развивать мелкую моторику пальцев рук; память;
– воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Материалы и оборудование: колокольчик, пипетки, стаканчики-непроливайки, макеты капелек, деревянные палочки, цветная вода, ватный диск, растительное масло, фломастеры, файл, лист бумаги.
Предварительная работа: прослушивание музыкальной записи со звуками воды, игры с водой: переливание воды лейкой; игра «Бульки» с трубочками.
Методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, вопросы к детям); наглядные (показ демонстрационных материалов); игровые (игровые ситуации); практические (эксперимент, практические упражнения, физкультминутка).
Тип занятия: закрепляющий.
Ход занятия
Воспитатель (звонит в колокольчик).
Колокольчик, зазвени
И детишек позови.
Ты, да я, да мы с тобой
Сядем на ковер гурьбой.
Воспитанники садятся на ковер в круг.
Ребята, посмотрите, как мои ладошки превратились в кулачок (показывает). А ваши? Где кулачок? Давайте поиграем. (Руки детей лежат на коленях ладонями вниз).
Как сожму я кулачок (Сжимают руку в кулачок)
Да поставлю на бочок –
Вот такой кулачок-круглячок! (Выставляют кулачок на колено)
А что в этом кулачке-круглячке? (Вертят кулачком)
Там пальчики живут, по дорожке бегут. (Указательными и средними «бегут» по ножкам)
Воспитатель незаметно достает и прячет в своих ладошках пипетку.
Ребята, а теперь покажите ваши ладошки. А посмотрите, что у меня в ладошках. Это пипетка. Она большая или маленькая? Правильно, она маленькая, но она умеет набирать и переносить маленькие капельки, переливать водичку.
Объяснение и демонстрация работы с пипеткой
Ребята, посмотрите у меня два стакана, один полный, а другой пустой.
С помощью пипетки я буду переливать воду из полного стакана в пустой. Сначала я надавливаю на резиновую грушу пипетки, затем опускаю наконечник в стаканчик, набираю воду, не надавливая на пипетку, переношу воду в другой стакан и снова надавливаю на пипетку, чтобы вылить капельки. Ребята, предлагаю вам поиграть с пипетками и наполнить свои стаканчики водой.
Практическое упражнение «Наполни стакан водой»
Дети подходят к столу.
Возьмите пустые стаканчики и пипетками наполните их водой из таза.
Молодцы, ребята, теперь ваши стаканчики не пустые, в них есть водичка. А какого она цвета? Правильно, прозрачная, бесцветная. А давайте мы окрасим вашу воду. Посмотрите, у вас на стаканчиках есть цветные кружочки, поэтому и вода в стакане должна быть такого же цвета. А помогут нам пипетки и цветная вода. Предлагаю взять свои стаканчики с водой и пипетки и присесть за столы.
Эксперимент «Окрашивание воды»
Воспитатель. Ребята, с помощью пипетки вам нужно добавить цветные капельки такого же цвета, как у вас кружочки на стаканчике. Как здорово помогли окрасить воду цветные капельки! А сейчас капельки приглашают вас поиграть.
Физкультминутка «Живые капельки»
Дети выстраиваются на ковре по прямой линии плечом к плечу, воспитатель располагается за столом на расстоянии 3–4 метра напротив детей и держит в руках цветные капельки из картона, прикрепленные на деревянные палочки. Воспитатель без слов имитирует движения капелек по столу: вперед, назад, прыжки, круговые движение, ходьба на месте, ползанье. Дети выполняют движения в соответствии с имитацией.
Посмотрите, пока мы играли, капельки убежали из своих стаканчиков и не могут вернуться обратно. Давайте соберем капельки в стаканчики.
Игра «Собери капельки»
На столе, в файле, поверхность которого смазана растительным маслом, помещен лист бумаги с нарисованными разноцветными стаканчиками. На файле по всему листу пипеткой оставлены разноцветные капельки. Дети с помощью палочки, прикасаясь к кончику капельки, тянут её в нужное место, скользя по файлу.
Ребята, я предлагаю собраться в круг и, с помощью «волшебной палочки», рассказать, понравилось ли вам играть сегодня.
Рефлексия «Палочку возьми – что понравилось, расскажи»
Воспитатель. Молодцы, вы помогли собрать все капельки, ведь вы же знаете, что воду нужно беречь. Она полезна и всем нужна.