Словообразование глаголов. Правописание суффиксов глаголов. План-конспект урока русского языка в 7-м классе

- 15:33II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

Учащиеся будут знать основные способы образования глаголов, правила правописания суффиксов -ова-(-ева), -ыва-(-ива-), гласной перед суффиксом -ва-; будут уметь определять способ образования глаголов, образовывать глаголы разными способами.

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

Цель:

предполагается, что к окончанию урока учащиеся

– будут знать основные способы образования глаголов, правила правописания суффиксов -ова-(-ева), -ыва-(-ива-), гласной перед суффиксом -ва-;

– будут уметь определять способ образования глаголов, образовывать глаголы разными способами, правильно писать суффиксы глаголов;

– смогут выполнить самостоятельную работу.

Задачи развития и воспитания:

– совершенствование таких общеучебных умений и навыков, как умение выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать;

– воспитание добросовестного отношения к труду, самостоятельности.

 

Презентация к уроку

 

Ход урока

1 Организационный момент

2 Мотивационный этап (работа с пословицами)

1) Всякое уменье трудом добывается.
2) В труде рождаются герои.
3) Доход не бывает без хлопот.

– Какая тема объединяет пословицы? Что общего у выделенных слов?

– Помним о важности трудолюбия и приступаем к работе.

 

3 Проверочная работа по теме «Глагол»

Задание выполняется с использованием мобильных телефонов в онлайн-сервисе LearningApps. https://learningapps.org/22989849

 

 

4 Создание проблемной ситуации

Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.

– Каким способом образованы выделенные глаголы?

– Какая гласная пишется на месте пропусков, почему?

 

5 Определение темы урока, постановка цели

 

6 Изучение нового

Блок 1

1. Работа с теоретическим материалом

– Рассмотрите материал таблицы упр. 126, сделайте вывод, какими способами образуются глаголы.

 

2. Закрепление

Упр. 127 (по рядам, глаголы присвоить и мучиться – с записью на доске).

Самопроверка по слайду.

Сол-и-ть ← соль (суфф.), пере-играть ← играть (пристав.), груб-е-ть ← грубый (суфф.), у-лучш-и-ть ← лучший (пристав.-суфф.), раз-бежать-ся ← бежать (пристав.-постф.), о-богат-и-ть ← богатый (пристав.-суфф.), при-сво-и-ть ← свой (пристав.-суфф.), мучить-ся ← мучить (постф.)

Упр. 129 – придумать не менее 7 слов с разными суффиксами.

Самопроверка по слайду.

Чист-и-ть, оформл-я-ть, конч-а-ть, уста-ва-ть, рыбач-и-ть, голос-ова-ть, стук-ну-ть, взвеш-ива-ть, команд-ова-ть, групп-ирова-ть, маск-ирова-ть, прем-ирова-ть, вер-и-ть, вер-ова-ть, отбрас-ыва-ть.

– Можете ли вы объяснить выбор суффиксов -ова-, -ыва- (-ива-)?

– Обратите внимание на ударение в словах с суффиксом -ирова-.

 

Блок 2

1. Работа с теоретическим материалом

– Рассмотрите материал упр. 133 и правило на с. 67–68, сделайте вывод о правописании суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), гласной перед суффиксом -ва-.

 

2. Закрепление

Упр. 134 (по вариантам)

Самопроверка по слайду.

-ова-(-ева-)

-ыва-(-ива-)

Командовать
Потчевать
Исповедовать
Облицевать
Заведовать
Распробовать
Танцевать

Раскидывать
Пересеивать
Размазывать
Осваивать
Подмешивать
Настаивать

– Давайте проанализируем.

– Согласны ли вы, что в слове опоздать нужно писать букву А, потому что можно проверить словом опаздывать?

Упр. 136. Запишите слова парами (по рядам), ответьте на вопрос з. 2.

Самопроверка по слайду.

закОпать – закАпывать
высмОтреть – высмАтривать
зазмОлоть – размАлывать
расспрОсить – расспрАшивать
выкрОить – выкрАивать
прикОлоть – прикАлывать

Упр. 139. Предложения 1 (зали-ва-л), 6 (прогре-ва-ли), 7 (затме-ва-ла).

 

7 Обобщение

Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.

– Каким способом образованы выделенные глаголы? (раз-говар-ива-ть ← говорить (прист.-суфф.; на-вар-ива-ть ← варить (прист.-суфф.))

– Какая гласная пишется на месте пропусков, почему?

 

8 Выходной контроль

Задание выполняется с использованием мобильных телефонов в онлайн-сервисе LearningApps. https://learningapps.org/display?v=p0x2bworj23

 

 

9 Рефлексия

 

10 Домашнее задание

§ 16–17, упр. 132.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий