Учащиеся будут знать основные способы образования глаголов, правила правописания суффиксов -ова-(-ева), -ыва-(-ива-), гласной перед суффиксом -ва-; будут уметь определять способ образования глаголов, образовывать глаголы разными способами.
Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область
Цель:
предполагается, что к окончанию урока учащиеся
– будут знать основные способы образования глаголов, правила правописания суффиксов -ова-(-ева), -ыва-(-ива-), гласной перед суффиксом -ва-;
– будут уметь определять способ образования глаголов, образовывать глаголы разными способами, правильно писать суффиксы глаголов;
– смогут выполнить самостоятельную работу.
Задачи развития и воспитания:
– совершенствование таких общеучебных умений и навыков, как умение выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать;
– воспитание добросовестного отношения к труду, самостоятельности.
Ход урока
1 Организационный момент
2 Мотивационный этап (работа с пословицами)
1) Всякое уменье трудом добывается.
2) В труде рождаются герои.
3) Доход не бывает без хлопот.
– Какая тема объединяет пословицы? Что общего у выделенных слов?
– Помним о важности трудолюбия и приступаем к работе.
3 Проверочная работа по теме «Глагол»
Задание выполняется с использованием мобильных телефонов в онлайн-сервисе LearningApps. https://learningapps.org/22989849
4 Создание проблемной ситуации
Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
– Каким способом образованы выделенные глаголы?
– Какая гласная пишется на месте пропусков, почему?
5 Определение темы урока, постановка цели
6 Изучение нового
Блок 1
1. Работа с теоретическим материалом
– Рассмотрите материал таблицы упр. 126, сделайте вывод, какими способами образуются глаголы.
2. Закрепление
Упр. 127 (по рядам, глаголы присвоить и мучиться – с записью на доске).
Самопроверка по слайду.
Сол-и-ть ← соль (суфф.), пере-играть ← играть (пристав.), груб-е-ть ← грубый (суфф.), у-лучш-и-ть ← лучший (пристав.-суфф.), раз-бежать-ся ← бежать (пристав.-постф.), о-богат-и-ть ← богатый (пристав.-суфф.), при-сво-и-ть ← свой (пристав.-суфф.), мучить-ся ← мучить (постф.)
Упр. 129 – придумать не менее 7 слов с разными суффиксами.
Самопроверка по слайду.
Чист-и-ть, оформл-я-ть, конч-а-ть, уста-ва-ть, рыбач-и-ть, голос-ова-ть, стук-ну-ть, взвеш-ива-ть, команд-ова-ть, групп-ирова-ть, маск-ирова-ть, прем-ирова-ть, вер-и-ть, вер-ова-ть, отбрас-ыва-ть.
– Можете ли вы объяснить выбор суффиксов -ова-, -ыва- (-ива-)?
– Обратите внимание на ударение в словах с суффиксом -ирова-.
Блок 2
1. Работа с теоретическим материалом
– Рассмотрите материал упр. 133 и правило на с. 67–68, сделайте вывод о правописании суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), гласной перед суффиксом -ва-.
2. Закрепление
Упр. 134 (по вариантам)
Самопроверка по слайду.
-ова-(-ева-) |
-ыва-(-ива-) |
Командовать |
Раскидывать |
– Давайте проанализируем.
– Согласны ли вы, что в слове опоздать нужно писать букву А, потому что можно проверить словом опаздывать?
Упр. 136. Запишите слова парами (по рядам), ответьте на вопрос з. 2.
Самопроверка по слайду.
закОпать – закАпывать
высмОтреть – высмАтривать
зазмОлоть – размАлывать
расспрОсить – расспрАшивать
выкрОить – выкрАивать
прикОлоть – прикАлывать
Упр. 139. Предложения 1 (зали-ва-л), 6 (прогре-ва-ли), 7 (затме-ва-ла).
7 Обобщение
Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
– Каким способом образованы выделенные глаголы? (раз-говар-ива-ть ← говорить (прист.-суфф.; на-вар-ива-ть ← варить (прист.-суфф.))
– Какая гласная пишется на месте пропусков, почему?
8 Выходной контроль
Задание выполняется с использованием мобильных телефонов в онлайн-сервисе LearningApps. https://learningapps.org/display?v=p0x2bworj23
9 Рефлексия
10 Домашнее задание
§ 16–17, упр. 132.