Профилактика насилия среди подростков, формирование у молодежи сопротивляемости насилию и жестокости через правовое, духовное и физическое просвещение.
Ольга ТУРУТО,
педагог-психолог
ГУО «Средняя школа №5 г.Сморгони»,
Гродненская область
Цель: профилактика насилия среди подростков, формирование у молодежи сопротивляемости насилию и жестокости через правовое, духовное и физическое просвещение.
Категория: подростки (7–11-е классы).
Количество участников: 8–12 человек.
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников, ручки, листы бумаги, изображение ладошки (по количеству участников тренинга), афоризмы (цитаты) о насилии, бумага формата А4, цветные карандаши.
Время: 45 минут.
Ход тренинга
Упражнение «Какой я?»
Педагог-психолог. Добрый день. Мы начинаем наш тренинг с традиционной процедуры – знакомства. Сейчас каждый из вас назовет свое имя и ответит на два вопроса:
1) Какой я дома?
2) Какой я в школе?
Упражнение «Для меня это…»
Педагог-психолог. Тема нашего тренинга сложная, так как, к большому сожалению, это явление встречается часто. Поэтому предлагаю всем продолжить предложение: «Насилие для меня – это…».
В завершении упражнения психолог проводит совместное обсуждение того, как насилие влияет на личность человека.
Упражнение «Не думай, что мы тебя не любим…»
Педагог-психолог. Давайте вместе придумаем сказку. Я начну, а ваша задача – ее продолжить. Придумайте и расскажите (по желанию) про этого героя. Нарисуйте наиболее понравившийся эпизод из сказки.
Педагог-психолог. Не думай, что мы тебя не любим…
Далее участники придумывают свои сказки. По завершении упражнения обсуждают с педагогом результаты.
Упражнение «Слова великих мудрецов»
Педагог-психолог. Ребята, сейчас я буду зачитывать высказывания известных людей о насилии, а вы попробуйте высказать свое мнение о том, как вы понимаете эти цитаты.
(Педагог-психолог подготавливает столько цитат, сколько участников тренинга.)
Примеры:
– Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик (Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»).
– Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она – состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно (Борис Пастернак, «Доктор Живаго»).
–Люди переходят к насилию, потому что не могут коммуницировать (т/с «Мистер Робот»).
– Нельзя ничего спасти насильно (Адриано Челентано);
– Я насилие не люблю, оно у меня само получается (Хейваджима Шизуо, персонаж аниме).
– Люди не ценят утра. Через силу просыпаются под звон будильника, который разбивает их сон, как удар топора, и тотчас предаются печальной суете. Скажите мне, каким может быть день, начатый столь насильственным актом! Что должно происходить с людьми, которые вседневно с помощью будильника получают небольшой электрический шок! Они изо дня в день привыкают к насилию и изо дня в день отучаются от наслаждения (Милан Кундера).
– Насилие – последнее убежище некомпетентности (Айзек Азимов).
– Только гнев и страх заставляют применять насилие (Фрэнсис Бэкон).
– Друзья должны в согласье полном жить. Насилье может дружбу задушить (Джефри Чосер).
Рефлексия «Все в твоих руках»
Педагог-психолог каждому участнику тренинга дает изображение ладошки.
Участники записывают свою позицию на каждом пальце:
– большой – для меня было важным…;
– указательный – мне бы хотелось…;
– средний – я чувствую…;
– безымянный – я не хочу…;
– мизинец – я желаю…
По завершении работы желающие озвучивают свои позиции.
(Ответы подростков педагог-психолог собирает для дальнейшего анализа).
Педагог-психолог. Я желаю, чтобы мы никогда в жизни не проявляли жестокости и равнодушия, ведь как сказал Р.Эмерсон: «Всякое насилие – это свидетельство не силы, а бессилия». Спасибо всем за работу.