Семинар с элементами тренинга поможет родителям, воспитателям дошкольного образования и учителям начальных классов осознать значимость для первоклассника мотивационной, социальной, эмоционально-волевой готовности к обучению в школе, позволит настроить их на диалог в преддверии или в ходе начала школьного обучения.
Анна ЯСКЕЛЬЧИК,
педагог-психолог
ГУО «Детский сад № 52 г. Гродно»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников через осознание ими значимости для успешного обучения в школе всех компонентов психологической готовности.
Задачи:
– расширить знания участников о психологической готовности детей к обучению в школе и об особенностях адаптации детей к школьному обучению посредством семинара;
– способствовать развитию отношений партнёрства и сотрудничества в триаде «ребёнок – родитель – педагог» в рамках проведения профилактических мероприятий по дезадаптации детей в период начала школьного обучения;
– способствовать укреплению уверенности родителя, молодого педагога в собственных воспитательных возможностях;
– способствовать осознанию собственных эмоций и чувств, вызванных с периодом обучения в школе;
– способствовать пониманию чувств и эмоций ребёнка, связанных со школьным обучением.
Участники: родители, чьи дети являются воспитанниками средних и старших групп учреждений дошкольного образования или учащимися первых классов; воспитатели дошкольного образования средних и старших групп; учителя начальных классов; педагоги-психологи; педагоги социальные.
Количество участников: 10–15 человек.
Продолжительность: 1–1,5 часа.
Материалы и оборудование: отдельное просторное помещение, наличие мультимедийного проигрывателя или телевизора, листы бумаги с заданиями по числу участников, шариковые ручки по числу участников, колокольчик, мольберт для рефлексии, мольберт с таблицей по командам-классам, значки-магниты «звёздочки» или «десятки» для оценивания, таблички для обозначения стола каждого из участников с надписями 1 «А», 1 «Б», 1 «В», мяч, флаеры, маркеры, дипломы победителям в игре, сувениры каждому из участников; выставка предметно-развивающих, дидактических и сюжетно-ролевых игр по подготовке детей к школе; презентации «Мини-лекция. О готовности к школе»; «Мини-лекция. Сюжетно-ролевая игра в вопросах готовности к школе»; «Путешествие в прошлое»; «Ролевая игра «Играем в школу».
Предварительная работа: ведущему (педагогу-психологу) необходимо для ролевой игры «Играем в школу» заранее подобрать трёх дополнительных участников, которые в игре исполнят роль учителей. При этом, один из них по характеру или артистическим способностям должен иметь возможность исполнить свою роль как авторитарного учителя, второй – как учителя с демократическими взглядами, третий – как учителя, придерживающийся попустительства.
Атрибуты для помощников, исполняющих роль учителя: авторитарный стиль (строгий костюм, строгая причёска, очки, указка, классный журнал, листы с заданиями); демократический стиль (спортивный костюм, кроссовки, свисток); попустительский стиль (листы с заданиями).
Презентации к семинару: https://drive.google.com/drive/folders/1H23hap4pi316mTF3TMSCddA033t1JwvQ?usp=sharing
Приложение: ЯСКЕЛЬЧИК Приложение
Ход семинара
1 Упражнение – введение в тему «Для чего я здесь?»
Цель: настрой на совместную работу; определение цели участия каждого из участников в этом семинаре-тренинге, определение проблемного поля.
Ход упражнения: педагог-психолог просит родителей представиться.
Педагог-психолог. Представьтесь, пожалуйста. Как вы хотите, чтобы вас называли сегодня на семинаре-тренинге? Ответьте на вопрос: «Что бы мне хотелось узнать в ходе этого мероприятия?»
Свои ответы родители записывают на флаерах, затем зачитывают и размещают на мольберте.
2 Мини-лекция «О готовности ребёнка к обучению в школе: готов или не готов»
В ходе мини-лекции можно использовать презентацию «Мини-лекция. О готовности к школе». В ходе работы с воспитателями дошкольного образования дополнительно можно использовать презентацию «Мини-лекция: Сюжетно-ролевая игра в вопросе готовности к школе».
Цель: ознакомление участников с видами психологической готовности детей к обучению в школе, расширение знаний участников о важности мотивационного компонента в вопросе готовности ребёнка к обучению в школе, об особенностях адаптации и дезадаптации детей к обучению в школе.
Педагог-психолог. (Вопросы группе)
– Что должен знать и уметь будущий первоклассник, и какими качествами он должен обладать, чтобы успешно учиться в школе?
– Что включает себя психологическая готовность к школе?
Примерный текст мини-лекции:
Интеллектуальная готовность. Мы можем сказать, что ребёнок интеллектуально готов к обучению в школе, если он обладает широким кругозором, имеет определённый запас знаний, который постоянно использует в игре, в общении, в деятельности; если он внимателен, может легко запомнить предлагаемый ему материал, свободно обсуждает и рассказывает увиденное, услышанное и может высказать собственные мысли. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний и навыков не может служить показателем развития. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Например, родителей порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения. Действительно, у детей очень хорошая память, но гораздо важнее понять текст, суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий. Ещё одна из важнейших задач подготовки детей к школе – развитие мелкой моторики ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, собирать мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания.
Личностная (мотивационная) готовность. Мы можем сказать, что ребёнок личностно готов к обучению в школе, если он понимает зачем нужно учиться, ходить в школу, что он там будет делать, какие люди будут окружать его в школе; если ребёнок умеет адекватно оценить себя, свои поступки, поступки других людей; если он готов принять на себя новую роль: «Я – ученик». У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять такую серьёзную деятельность, как учиться. Сходите с ним на экскурсию к школе, в класс, в спортзал, в столовую. Прочитайте рассказы и стихи о школе, предложите нарисовать школу. Покажите свои школьные фотографии. Расскажите о первой учительнице, о школьных друзьях. Не допускайте негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о том, как трудно сейчас и тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем. Позиция взрослых в этом вопросе должна быть спокойной, разумной и ободряющей. Расскажите ребёнку, что учёба – это серьёзный труд, в результате которого он будет узнавать что-то новое и интересное.
Социальная готовность. Ребёнок готов к обучению в школе, если он легко общается со взрослыми и с детьми, не боится и не сторонится новых знакомств, легко «вливается» в новый детский коллектив; если ребёнок умеет действовать совместно с другими, умеет отстаивать свою позицию, свою точку зрения; если ребёнок знает и понимает как он будет строить свои отношения с учителем, с одноклассниками. Поддерживайте разнообразные контакты ребёнка со сверстниками и с теми, кто уже пошёл в школу. Как и с кем общается ребёнок? Предпочитает он играть один или стремится к общению с другими детьми? Стимулируйте его общительность, научите решать конфликтные ситуации.
Эмоционально-волевая готовность. Ребёнок готов к обучению в школе, если он способен управлять своим поведением, умеет организовать рабочее место и поддержать порядок, стремится преодолеть трудности и достигнуть результата в работе; если ребёнок умеет адекватно выражать свои эмоции. Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значения не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит от того, как дети приготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, взять листок… В результате ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Педагог-психолог. Что может сделать взрослый для формирования у ребёнка желания учиться в школе?
– Быть самому готовым к тому, что ребёнок идёт в школу (осознать этот факт, поддерживать режим дня, ответственно относиться к родительским собраниям, не допускать опозданий в детский сад, в школу, в театр и т.д., собственным примером демонстрировать ребёнку интерес к чтению, организовано ли дома рабочее место для будущего ученика, оказание помощи при выполнении неких учебных заданий ребёнком, определение круга обязанностей ребёнка по дому, учитываете ли вы мнение ребёнка при решении каких-то вопросов, расценивает ли вас ребёнок как соратника, друга, рассказывает ли о своих успехах и проблемах).
– Адекватно оценивать возможности и способности ребёнка (наблюдение за интересами и склонностями ребёнка).
– Обратиться за консультацией к педагогу-психологу детского сада или школы за рекомендациями по результатам диагностического обследования готовности ребёнка к обучению в школе (Ознакомить с графиком консультаций);
– Активно сотрудничать родителю с педагогами, а педагогам – с родителями.
– Эффективно также проведение экскурсии по школе, в которую родитель планирует отдать ребёнка или ближайшую от детского сада; знакомство и проведение совместных праздников и развлечений с первоклассниками; беседы о школе, чтение стихов и рассказов о школе.
– Рассказать ребенку, что дети ходят учиться в школу для получения новых знаний, научиться чему-то новому, что он успешно усвоил всё, чему учили в детском саду и теперь ему нужно двигаться дальше. Поделитесь с ребёнком своими воспоминаниями о школе, просмотрите с ним ваши школьные фотографии.
– Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
– Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что школа – это возможность научиться чему-то новому, возможность узнать что-то новое.
Школьная адаптация, с одной стороны, – приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности, с другой – способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Педагог-психолог. Традиционно выделяют три уровня адаптации детей к школе:
– Высокий уровень адаптации (легкий – 2 месяца). Ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; занимает в классе благоприятное статусное положение.
– Средний уровень адаптации (средний – 3–6 месяцев). Ученик положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.
– Низкий уровень адаптации (тяжелый – 6 месяцев – 1 год). Ученик отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена, ему необходим постоянный контроль; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям только часть одноклассников; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания.
Наряду с термином «адаптация» широко используется термин «дезадаптация», применительно к детям, испытывающим трудности приспособления к школе.
Дезадаптация школьная – невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует.
Выделяют следующие критерии дезадаптации:
– агрессия по отношению к людям,
– чрезмерная подвижность,
– постоянные фантазии,
– упрямство,
– неадекватные страхи,
– сверхчувствительность,
– неспособность сосредоточиться в работе,
– неуверенность,
– частые эмоциональные расстройства,
– лживость,
– заметная уединенность,
– чрезмерная угрюмость и недовольство,
– завышенная самооценка,
– сосание пальцев,
– обгрызание ногтей,
– дрожание пальцев рук,
– говорение с самим собой
и многое другое.
В игре ребёнок без труда проигрывает свои проблемы, трудности, страхи и волнения, может получить положительный опыт в сложной для него деятельности. Попробуйте с ребёнком смоделировать повседневные школьные ситуации. Для этого пригласите других ребят и поиграйте с детьми в «Лесную школу».
Эта игра помогает «примерить на себя» школьную жизнь и представляет собой ролевую игру, где дети учатся, как нужно вести себя в школе. Хорошо, если удастся собрать что-то вроде класса – группу из нескольких человек. Каждый ребенок (или взрослый, если вы тоже принимаете участие) представляет какое-либо животное. Выбирается ведущий – это учитель, мудрая сова. Звенит звонок, сова влетает в класс и представляется: «Здравствуйте, ребята, меня зовут Сова – Мудрая Голова, а вас как зовут?» Дети наперебой начинают представляться именами своих животных. Сова их учит, что, для того чтобы всех было слышно и все смогли представиться, нужно называть свое имя по очереди, а если необходимо что-то сказать, то надо поднять лапу или крыло. Затем можно смоделировать различные школьные ситуации. Например, Сова объясняет новый материал, вызывает для ответа к доске, спрашивает урок и задает домашнее задание.
Можно в игровой форме моделировать содержание различных школьных предметов. Просить детей посчитать, рассказать что-то вслух, выполнить различные занимательные упражнения. В процессе игры ребята должны научиться вести себя корректно в той или иной ситуации, они также знакомятся с общими правилами и нормами школьного распорядка.
Сова может ставить отметки. В качестве отметок можно использовать фишки, желуди, шишки, листочки и т. п.
Далее педагог-психолог знакомит родителей с предметно-развивающими и дидактическими материалами по готовности детей к обучению в школе, по профилактике школьной дезадаптации.
Рефлексия с участниками в свободной форме: вопросы, трудности, варианты их решения.
3 Упражнение «А я иду в школу»
Цель: настрой на совместную работу.
Ход упражнения: Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я иду в школу». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я с портфелем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с …» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.
4 Презентация «Путешествие в прошлое»
Цель: рефлексия чувств и эмоций участников, связанных с периодом их обучения в школе.
Ход упражнения: педагог-психолог на мультимедийном проекторе или компьютере демонстрирует родителям презентацию «Путешествие в прошлое», может читать вопросы с экрана по ходу работы с презентацией.
Рефлексия: Вызвала ли презентация у вас некоторые воспоминания о школьных годах? Может, кто-то хочет ими поделиться? (Участники высказываются по очереди или по желанию).
5 Упражнение «История моей школьной жизни»
Цель: сплочение группы, настрой группы на совместную работу, рефлексия чувств и эмоций родителей, связанных с периодом их обучения в школе.
Ход упражнения: участник, сидящий слева от педагога-психолога, выбирает себе в пару участника, сидящего слева от него самого. Так образуются несколько пар.
Инструкция парам: Сейчас вы будете в парах вспоминать и рассказывать друг другу истории из вашей школьной жизни. Позвольте друг другу высказаться в равной мере. На выполнение данного упражнения я вам отвожу 5 минут.
По истечении времени и по желанию родителей педагог-психолог может добавить ещё 2–3 минуты для выполнения упражнения.
Рефлексия: участники по кругу рассказывают истории, услышанные от их коллег в паре. Какая из историй вашего партнёра по игре впечатлила вас больше всего? Почему? Может, кто-то ещё хочет что-нибудь добавить? (По последнему вопросу участники высказываются добровольно).
6 Ролевая игра «Играем в школу»
Цель игры: расширить представление участников о сюжетно-ролевой игре как об игре, способствующей успешной адаптации детей к школе; напомнить участникам об их чувствах и эмоциях, связанных с их личным опытом обучения в школе.
Введение в игру: распределение участников по группам. Для этого психолог даёт команду: «На 1 «А», 1 «Б», 1 «В» – рассчитайсь!». Так образуются три подгруппы – класс 1 «А», 1 «Б», 1 «В» (по столам).
Приветствие участников друг друга в игровой подгруппе
Цель: способствовать групповому сплочению участников, настрой на совместную работу.
Участники по очереди подают друг другу руки, и говорят по кругу: «Я рад (а), что буду учиться с тобой в одном классе».
Педагог-психолог. В школе мы узнаём много нового и интересного. А для этого необходимо научиться преодолевать трудности и стать настоящей командой. Объявляется соревнование между первыми классами. У каждого класса сейчас будет три урока. Тот класс, который верно выполнит задание учителя, получит фишку-звёздочку (допустимы фишки-десятки). У какого класса «звёздочек» окажется больше, тот и выиграет.
Педагог-психолог знакомит участников с доской оценивания: таблицей, на которой будут отмечены оценки каждого из классов.
Педагог-психолог. Прежде, чем мы приступим к первому уроку, давайте с вами вспомним, какие вы знаете школьные правила?»
Участники отвечают. Педагогу-психологу необходимо обратить особое внимание на следующие правила: ученики встают, когда работник школы или другой взрослый входит в класс; ученик встаёт, если учитель его спрашивает; если ученик хочет ответить, он должен поднять руку; ученики не выкрикивают с места; если ученик хочет попросить помощи у учителя, он должен поднять руку.
Педагог-психолог. Итак, звенит звонок, первый урок у вас сегодня – урок математики».
Звенит звонок (колокольчик). В «класс» входит учитель (первый помощник, исполняющий роль авторитарного учителя). Ученики встают.
Учитель строго осматривает учеников поверх очков. При входе в класс, с грохотом кладёт журнал на стол.
Учитель математики (строго, чётко, резко). Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Елена Ивановна. Я учитель математики.
Сейчас каждому классу нужно будет решить четыре задачи. Последняя задача со звёздочкой, её решение требует определённых математических способностей. Наличие у вас последних вызывает у меня сомнение. Тот класс, который первым решит все задачи, заработает звёздочку. На выполнение задания отводится 3 минуты (Приложение).
По ходу выполнения задания учениками, учитель высказывает свои сомнения в успешности выполнения учениками данного им задания, резко и строго реагирует на смех учеников.
Если ученики не справляются в течение одной минуты, учитель подчёркивает, что он был изначально прав: задание ученики не выполнят.
Оценивание. При оценивании учеников учитель предъявляет строгость: «Вы мало старались. Вы были невнимательны. Вы отвлекались, занимались посторонними делами. Математика – это точная наука». За правильно выполненное задание учитель ставит классу «звёздочку».
Учитель математики (резко, раздражённо). На сегодня наш урок закончен. До свидания!
Учитель математики выходит из класса. Ученики встают. Звенит звонок с урока.
Педагог-психолог. У вас окончен урок математики. Кстати, некоторые из ваших задач были отмечены смайликом. Эти задачи можно встретить в учебниках начальных классов разных стран. Как ваши впечатления? (Участники высказываются по желанию). Итак, дорогие ученики, внимание, звенит звонок на урок. Следующим уроком у вас будет урок физкультуры».
Звенит звонок на урок. В класс входит учитель. Ученики стоят.
В класс входит второй помощник, исполняющий роль учителя физкультуры демократического стиля общения с учениками. При входе в класс учитель сразу свистит в свисток.
Учитель физкультуры. На зарядку становись! Равняйсь! Смирно! Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Ивановна. Я учитель физкультуры. (Отмечает тех, кто одет в спортивную форму и готов к уроку. Рассказывает о роли спортивной формы в занятиях физической культурой)
Правая колонна – направо! Левая колонна – налево! Раз, два. Равняйсь!
Участники выстраиваются в две шеренги вдоль стен класса.
Учитель физкультуры. Начинаем зарядку с растяжки мышц шеи и туловища.
1-е упражнение: Ноги на ширине плеч, левая рука на поясе, правую вытягиваем вперёд и стараемся ей прилепить на спину впереди стоящего ученика наклейку с надписью «Директор школы». Нагибаемся ниже, спину держим ровнее. Если вы стоите первый и перед вами никого нет, значит, сегодня вы точно директор. Как минимум, завуч. Упражнение закончили.
2-е упражнение: Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Совершаем повороты головы и туловища, пытаясь увидеть у себя на спине то, что наклеили на вашу спину в предыдущем упражнении. Энергичней вращаем туловищем, энергичней. Закончили упражнение.
Продолжаем зарядку упражнениями для ног.
1-е упражнение: Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Стоя, тянемся правой ногой к недоброшенной другом шпаргалке. Тянемся, тянемся. Левую ногу не сгибаем. Дотянулись, и тянем к себе, не отрывая ступни от пола. Колени не сгибаем. Если учитель дотянулся первым, упражнение считается невыполненным.
2-е упражнение: После слов учителя: «К доске идёт…» бесшумно присесть на корточки, спрятав голову руками. Упражнение начинай: «К доске идёт…» Чья голова выше всех, тот и идёт отвечать. Упражнение закончили.
3-е упражнение: Утиным шагом на корточках пройти под окнами учительской, кабинетов директора и завуча. Упражнение начинай! Идём утиным шагом. Стараемся идти бесшумно, голову опускаем ниже. Кого заметили, тот приходит в школу с родителями. Упражнение закончили.
Продолжаем зарядку упражнениями по стрельбе глазами.
1-е упражнение: Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Не меняя положения головы, делаем вращательные движения глазами. Упражнение начинай. Учитель подумает, что у вас кружится голова и, возможно, передумает спрашивать домашнее задание. Упражнение закончили.
2-е упражнение: Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Если всё же учитель не передумал и вызвал вас к доске, начинаем стрелять глазами в сторону друзей и толковых одноклассников. Упражнение начинай. Стреляем глазами в ботаников. Упражнение закончили.
Заканчиваем нашу зарядку дыхательным упражнением. Ноги на ширине плеч, руки и плечи опущены. Если, несмотря на всю проделанную зарядку, вам не удалось отвертеться и вы схлопотали пару, глубоко вздохните и грустно выдохните. Ставьте бровки домиком, губки Пьеро, берите дневник и несите учителю. От записи в дневнике печальное лицо вас не избавит, зато сделаете упражнение для мимической группы мышц. Упражнение закончили.
Молодцы! Урок физкультуры прошёл для вас замечательно, проговорим нашу любимую «кричалку»:
Здоровье в порядке,
Спасибо зарядке.
Каждый день зарядку делай,
Будешь сильным, будешь смелым!
Учитель на протяжении урока требовательный, внимательный к мелочам. По ходу выполнения подходит к ученикам и помогает им правильно выполнить упражнение.
Оценивание: За правильно выполненное задание учитель классу ставит «звёздочку», отмечает качество и упорность выполнения упражнений.
Учитель физкультуры (с воодушевлением). Вы большие молодцы:
Занимались от души! И помните, чтобы добиться успеха, нужно быть упорнее.
На сегодня наш урок закончен. До свидания!
Учитель физкультуры выходит из класса. Ученики встают. Звенит звонок с урока.
Педагог-психолог. У вас окончен урок физкультуры. Как ваши впечатления? (Участники высказываются по желанию)
Итак, внимание, дорогие ученики, следующий урок – урок русского языка».
Звенит звонок на урок. В «класс» входит третий помощник, исполняющий роль учителя русского языка попустительского стиля преподавания. Ученики встают.
Учитель русского языка изображает безразличие к ученикам, целям урока; задание проговаривает быстро, раздаёт листы для работы (в приложении) и отсаживается подальше, стараясь никак не комментировать; демонстрирует обременение, если в ходе игры ему приходится оказать ученикам помощь, демонстрирует тактику невмешательства. За время ведения урока он максимально перекладывает на учеников всю задачу, стремясь как можно меньше участвовать в процессе обучения.
Учитель русского языка Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Меня зовут Арина Ивановна. Я учитель русского языка. Будьте внимательны. Вам необходимо сочинить стихотворение, используя для рифмы определённый набор из слов в столбиках. Постарайтесь сделать это как можно быстрее и зачитать свои работы. У меня на вас мало времени.
На выполнение задания вам отводится 3 минуты.
(Уставшим, безучастным голосом) Сочините стихотворение, используя для рифмы следующий набор из слов:
1 «А» – кошка, ложка, окошко, немножко
1 «Б» – кружка, подружка, лягушка, частушка
1 «В» – гармошка, картошка, Серёжка, крошка.
Оценивание: Учитель демонстрирует безразличие и безучастность, формально раздаёт фишки-звёздочки, избегает оценки успешности и верности выполнения задания.
Учитель русского языка (стараясь быстрее выйти из класса). На сегодня наш урок закончен. До свидания!
Учитель русского языка выходит из класса. Ученики встают. Звенит звонок с урока.
Педагог-психолог. Как ваши впечатления? (Участники высказываются по желанию)
Итак, наше соревнование между классами окончено.
Подводится итог, подсчитывается наибольшее количество полученных каждым классом оценок, объявляется победитель. Победителям вручаются дипломы, всем участникам – небольшие сувениры.
Педагог-психолог. Я думаю, вы вспомнили о моменте неизвестности, когда ученик не знает, с каким настроением войдёт учитель в класс, с каким характером, с какими требованиями будет новый учитель.
Вы вспомнили, насколько важна поддержка учителя в ходе урока.
Насколько ценно для ученика оценивание результата его труда (субъективное – объективное оценивание).
Насколько важно получение чувства удовлетворения от урока.
Как учителя могут поддерживать наш интерес к уроку, как они могут заинтересовать ученика.
Сейчас вы увидели модель работы трёх основных типов учителей. Какие типы учителей вы здесь бы выделили? (Авторитарный, демократический, либеральный). Какой из типов, на ваш взгляд, более приемлем для организации учебного процесса в школе?
В ходе рассуждения участников необходимо подвести к мысли, что каждый из типов учителей может быть приемлем, исходя из различных школьных ситуаций.
Может, кто-нибудь желает высказаться по поводу данной игры? (Участники высказывают свои мнения по желанию)
7 Рефлексия «Родительский совет» (или «Педагогический совет» в зависимости от категории участников)
Цель: определение итога работы, возможное разрешение проблемного поля работы каждого участника, определение перспектив дальнейших воспитательных и образовательных моментов для детей.
Педагог-психолог. Семинар-тренинг окончен. Я прошу вас, напоследок, выразить своё отношение к нему, продолжив любые из этих фразы по вашему желанию:
Я бы узнал(а) еще это …
Больше всего мне понравилось…
Я почти обдумал(а) …
Пожалуйста, расскажите …
Я буду со своим ребёнком …
В заключение педагог-психолог отмечает активность и заинтересованность участников во всестороннем развитии детей, предлагает им в качестве домашнего задания рассказать своим детям о собственном положительном опыте обучения в школе, показать детям фотографии из личного школьного архива, проиграть с детьми тревожащие их моменты о школьной жизни; благодарит всех за участие и прощается.
Список использованных источников
1 Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе; Науч.-исслед. Ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР / Е.Е.Кравцова. – М. : Педагогика, 1991. – 152 с. : ил.
2 Луговская, А. Хочу в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к учёбе? / А.Луговская, М.Кравцова, О.Шевнина. – М. : Эксмо, 2006. – 224 с.
3 Психологические упражнения для тренингов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://trepsy.net. – Дата доступа: 18.11.2022.
4 Тиринова, О.И. Введение в школьную жизнь : учеб.-метод. пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с рус. яз. Обучения / О.И.Тиринова. – Минск : Аверсэв, 2012. – 327 с.
5 Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе / О.В.Хухлаева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//u4ioba.ucoz.ru›news/tropinka_k_svoemu…khukhlaeva. Дата доступа: 08.12.2022.
6 Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А.Цукерман [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//nsc.1september.ru›2005/15/1.htm. Дата доступа: 10.02.2022.
7 Шестерненко, Э. Смешные школьные сценки «Зарядка в классе» [Электронный ресурс] / Э.Шестерненко. – Режим доступа: http://prazdnik-na-bis.com. – Дата доступа: 29.08.2022.