Развитие интонационной выразительности речи и ритма у детей с дизартрией. Конспект коррекционного занятия в 3-м классе для детей со стёртой формой дизартрии

- 17:36КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Занятие проходит в форме урока-концерта, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне.

 

Галина БАЛИНА,
заместитель директора по учебной работе,
ГУО «Средняя школа № 12 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

Урок-концерт сегодня не очень распространённый вид занятия. Однако в нашей школе № 12 Мозыря он зарекомендовал себя с самой лучшей стороны и поэтому обязательно хотя бы раз в год я провожу его со своими учащимися, посещающими пункт коррекционно-развивающей помощи.

Это, как правило, дети с нарушениями речи или трудностями в обучении. Такие ребята требуют особого внимания и индивидуального подхода, прежде всего, с учетом структуры дефекта и степенью его выраженности. Возможность показать родителям результат работы и степень прогресса детей есть именно на таких занятиях, когда маленькие артисты показывают то лучшее, что теперь умеют.

Несколько лет я практикую урок-концерт для родителей, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Провожу его в мае, накануне окончания учебного года. Помимо традиционного литмонтажа и исполнения песен (то, что и предполагает концерт), мы с ребятами изготавливаем поделки, которые становятся памятными сувенирами для родителей.

 

Тема: «Развитие интонационной выразительности речи и ритма у детей с дизартрией».

Задачи:

– формирование интонационной выразительности речи;
– активизация мышц речевого аппарата, использование элементов логоритмики;
– развитие тонкой моторики;
– воспитание любви к Родине и уважения к подвигу наших предков в годы ВОВ.

Оборудование: компьютер, презентационные материалы, карточки с эскизом поделки, спички (с обрезанной головкой), клей ПВА.

Приложения: Приложения 1-4

 

Ход занятия

I Организационный момент

Психологический настрой

Учитель. Улыбнёмся друг другу, нашим гостям и пожелаем всем нам приятного и полезного времяпрепровождения.

Начнём наше занятие с дыхательной гимнастики. Сейчас наши лёгкие наполнятся кислородом, голова заработает ещё лучше, а это нам очень пригодится на сегодняшнем занятии.

Упражнение «Ладошки» (Короткий, шумный, активный вдох носом. Одновременно нужно сжимать ладошки в кулачки. 2 раза по 8 вдохов-движений)
Упражнение «Насос» (Встать прямо, руки опущены. Наклоняясь вниз, сделать шумный вдох в конечной точке поклона. Слегка приподнявшись, но не выпрямляясь полностью, выдохнуть через нос или через рот. Повторить 8 поклонов).
Упражнение «Кошка» (Руки вытянуты вперёд. Вдох через нос, кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос, выбросить руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения руками, как бы царапая).
Упражнение «Китайский болванчик» (Наклоняем голову к правому плечу и делаем резкий шумный вдох. Потом, не останавливаясь, поднимаем голову и наклоняем ее к левому плечу – снова вдох. Выдох происходит между наклонами, незаметно).

Речедвигательная гимнастикой

Аты-баты, (Маршируют)
Шли солдаты. (Отдают честь)
Аты-баты, (Маршируют)
На парад. (Отдают честь)
Аты-баты, (Маршируют)
Где вы были? (Спросить руками)
Защищали Сталинград! (Имитация стрельбы)
Аты-баты, (Маршируют)

Как мы рады, (Распахнутые объятья)
Что домой вернулись вы! (Рукопожатия)
Аты-баты, (Маршируют)
Будем строить (Укладывание кирпичей)
Новый мир мы без войны! (Салют руками)

 

Учитель. Вот теперь, ребята, мы с вами всё видим (ладонями закрыть глаза), слышим (уши) и чувствуем (приложить ладони к груди) и можем начинать наше занятие.

II Основная часть

Учитель. Садитесь за парты. Подумайте и ответьте на вопрос: почему именно сегодня мы делали гимнастику на военную тему? (Совсем скоро мы будем праздновать День Победы нашего народа)

В 1941 году напал на нас злой и сильный враг – фашисты из Германии. Никогда ещё не было врагов страшнее их. Четыре долгих года шла Великая Отечественная война. Вдребезги разбила наша армия вражеские войска. Прочь с нашей земли выгнала и помогла соседним странам избавиться от захватчиков-фашистов.

Но не сразу – в тяжёлых, опасных боях досталась нам победа. Одни дрались с врагом на земле, другие – в воздухе. На морях и реках, среди скал и гор, в лесах и степях побеждали врага наши войска.

Одним из самых грозных орудий в этой войне был танк. Давайте вместе со мной произнесём четверостишие про эту боевую машину:

Танк на войне боевая машина,
Сильная,
Смелая,
Непобедимая! (Повторить хором несколько раз)

И поэтому именно эту машину мы сегодня с вами сделаем из деревянных палочек. Свои поделки вы заберёте с собой и дома сможете изготовить точно такие же и подарить в День Победы своим родным или друзьям.

Учитель. На столе у вас есть карточки с эскизом танка. Ваша задача – наклеить палочки на рисунок, намазав их тонким слоем клея. Образец вы можете увидеть на доске (Приложение 1).

Но сначала наклейте красную звёздочку на башню танка. (Проговорить с ребятами, из каких частей состоит танк: основание, башня, пушка)

Приступайте к работе, а я в это время хочу познакомить вас с произведением Александра Твардовского «Рассказ танкиста» о подвиге в годы войны не только взрослых людей, но и детей, которые были чуть старше вас. (Выразительное чтение произведения учителем-дефектологом) (Приложение 2)

Вот такая история… И подобных историй было очень много на войне, когда дети плечом к плечу со взрослыми вставали на защиту нашей Родины против завоевателей, которые решили, что они самые лучшие, что им должно принадлежать всё на земле. Но благодаря смелости и отваге нашего народа нас не поработили.

Поделки готовы, отложите их на краешек стола, пусть клей хорошенько подсохнет. А мы с вами сосредоточенно работали и слушали, поэтому нам пора отдохнуть. Для этого мы проведём гимнастику для глаз.

 

III Физкультминутка (На одной из стен в кабинете в четырёх углах размещены картинки флажка, танка, звезды и ракеты. Приложение 3)

Учитель. Повернитесь направо, поднимите глаза в верхний левый угол. Что там изображено? (Флажок – символ Победы) Обведите глазами его и опустите взгляд в левый нижний угол. Что там? (Танк – грозная боевая машина) Теперь проведите глазками воображаемую линию в нижний правый угол. А там что, ребята? (Ракета – символ мирного космоса) Поднимаем взгляд в верхний правый угол, а там у нас – эмблема Красной Армии (Звезда). И ещё раз пусть глазки «побегают» по картинкам: ракета, танк, звезда, флажок …

 

IV Концертная программа для гостей

Учитель. Отдохнули, а теперь продолжим наше занятие и покажем нашим гостям то, что мы подготовили. Ребята, пройдите к доске на нашу импровизированную сцену (начинается литмонтаж + слайд-шоу по 10 секунд на четверостишие).

Ребенок 1.

О войне вспоминают нечасто.
Кто же хочет о ней вспоминать?
Что, красавица, что ли какая?
Нет, чудовище, эта война! 

Ребенок 2.

Сколько жизней она погубила!
Сколько горя она принесла!
Беларуси, конечно, хватило,
Больше всех пострадала она!

Ребенок 3.

А сегодня нам хочется вспомнить
Тех людей, что пошли на войну,
Тех людей, что нам мир подарили,
Тех людей, что вернули весну.

Ребенок 4.

А сейчас мы покажем концерт вам –
Посвященье героям войны.
С благодарностью мы вспоминаем
Тех людей, что вернули нам мир!

 

Учитель. Дорогие гости, мы сейчас исполним для вас очень популярную в военные годы песню «Катюша». Ребята, а может быть, вы знаете, почему ракетно-зенитную установку (слайд на мониторе) назвали таким красивым русским именем Катюша? (Если нет, то учитель-дефектолог поясняет)

Перед самой войной была очень популярна песня Михаила Исаковского и Матвея Блантера о русской девушке Катюше. И красивое русское имя как-то само собой пристало к новой ракетной установке. И ещё одно. Установки были настолько засекречены, что запрещалось даже подавать команды «пли» и «залп», а вместо них использовались выражения «пой» или «играй». А для военных звук выстрелов «катюши» был как музыка, потому что это означало, что немцам в этом бою достанется.

Исполняется песня «Катюша» 

Стихотворение вместе с учитель-дефектолог читает мальчик (сопряжённая речь)

Каждый четвертый погиб в Беларуси
В этой страшной ненужной войне.
Много лет на земле этой светлой
Мир и счастье,
Покой на земле!

Песня « Солнечный круг»

Сразу после песни учитель-дефектолог вместе с детьми произносит четверостишие:

Учитель-дефектолог.

Держим мы в ладошках солнце!
Дарим мы его друзьям!
Улыбайтесь – это просто!
Лучик солнца – это вам!

Ребята дарят гостям закладки в виде солнышка (образец закладки в Приложении 4)

V Итог занятия

Учитель-дефектолог. Ребята, наше занятие подошло к концу. Оно было посвящено чему? (Дню Победы)

Сколько лет назад закончилась Великая Отечественная война? (Ответы детей)

С тех пор на нашей земле мир и счастье. А самое главное, чтобы мы с вами сохранили мир, в котором мы живем, который нам достался от наших дедов и прадедов.

VI Рефлексия

Учитель-дефектолог. Как вы думаете, в какое время лучше жить в мирное или военное?

И последнее, о чём мне сегодня хотелось с вами поговорить. Как вы понимаете поговорку (размещена на доске): «Где смелость – там и победа!»?

Занятие закончено. Спасибо за работу.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий