Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от неё шагать в ногу со временем. Современному педагогу стоит обратить внимание на модель перевёрнутого обучения, которая позволит сделать учебное занятие как можно более эффективным и персонализированным. В построении уроков по этой технологии педагог может эффективно использовать материалы Единого информационно-образовательного ресурса eior.by.
Ольга БЕЛЯЕВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза П.А.Акуционка г.п. Шумилино»,
Витебская область
Удивительная профессия – педагог. Он учит и учится каждый день, каждую минуту, постоянно осваивает новые методы, приёмы, формы, технологии. Проектируя урок, все мы, педагоги, задаёмся одним и тем же вопросом: как сделать урок не только эффектным, но и эффективным, как повысить уровень познавательной активности учащихся?
Особенно актуален этот вопрос в настоящее время, ведь за партами совсем не такие учащиеся, которых мы обучали ещё пять-десять лет назад. И современный учитель, конечно, сталкивается с тем, что ранее эффективные методы, приёмы и формы оказываются уже менее действенными.
Объяснимо это достаточно просто. Современное поколение – поколение «зумеров», «геймеров», «юзеров», поколение «альфа», дети, живущие в цифровой среде. Они умеют обращаться с компьютером, мобильным телефоном, планшетом раньше, чем учатся читать и писать. Эти учащиеся обладают «клиповым» мышлением. Они не могут сразу усвоить большой объём материала, но легко справляются с этим же объёмом, но разделённым на дозированные части и преподнесённым в виде инфографики, презентаций, видеороликов. Поэтому в работе с подрастающим поколением визуализация – соратник и помощник каждого современного учителя.
Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от неё шагать в ногу со временем. Исходя из этого современному педагогу стоит обратить внимание на модель перевёрнутого обучения, которая позволит сделать учебное занятие как можно более эффективным и персонализированным.
Отличие перевёрнутого обучения от традиционного заключается в том, что теоретический материал изучается учащимися самостоятельно до начала урока с помощью ИКТ (видеолекций, интерактивных материалов, презентаций), а высвобожденное на уроке время направлено на решение практических заданий, взаимодействие, применение знаний и умений в новой ситуации и на создание обучающимися нового учебного продукта.
Основная цель применения технологии перевёрнутого обучения заключается в такой организации учебной работы, при которой происходит следующее:
1) формирование универсальных учебных действий учащихся;
2) развитие личностных качеств и общей культуры обучающихся;
3) обеспечивается возможность для формирования важных качеств человека XXI века (активность, грамотность в области ИКТ, гибкость и способность к адаптации, продуктивность и вовлечённость, лидерство и ответственность и т.д.).
Однако, если выстраивать урок по традиционным правилам, далеко не все эти компетенции могут быть сформированы. Почему? Потому что преподаватели выступают в роли основного источника знаний и информации, а пассивное присутствие в классе и механическое переписывание не способствуют учению. И наверняка все сталкивались с проблемой, что по окончании урока всегда найдутся обучающиеся, которые не усвоили тему. Также зачастую наблюдается отсутствие активности на уроках, потеря интереса к учебной деятельности.
Одной из возможностей вовлечения обучающихся в активную учебную деятельность является технология перевёрнутого обучения.
Среди популярных форм проведения «перевёрнутого урока» – выполнение упражнений, дискуссии, защита проектов. Таким образом, «переворот» смещает акцент от обзорного знакомства с новой темой в сторону её совместного изучения, исследования. Вопросы, возникающие у ребят во время просмотра подготовленных преподавателем видеоуроков, становятся хорошим стимулом развития и активизации познавательной деятельности. При этом время урока уходит не на запоминание материала, а на более глубокое понимание и анализ. Отсутствие необходимости донести информацию всему классу позволяет учителю больше времени и внимания уделять отдельным обучающимся небольшим группам в том случае, если у них возникли проблемы с пониманием. Работая совместно, обучающиеся могут свободно помогать друг другу, не завися от темпа работы других или инструкции преподавателя.
У технологии перевёрнутого обучения есть свои особенности. К ним можно отнести следующее:
– учителю требуется больше времени на планирование и подготовку;
– присутствуют трудности вовлечения в учебный процесс отдельных категорий обучающихся;
– необходим постоянный доступ обучающихся к компьютерам и сети интернет.
Технология проведения урока в «Перевёрнутом классе»:
– занятие начинается с короткого повтора или дискуссии по материалам, которые были представлены на видео или в опорном конспекте;
– просмотр записей конспекта или проверка тестовых работ, связанных с соответствующим материалом;
– выполнение обучающимися практических заданий, отработка навыков.
Контроль и мотивация активизации учебной деятельности обучающихся:
– использование тестовых заданий для учёта их в общей оценке учебной деятельности обучающихся;
– система блицопроса, что побуждает обучающихся к сосредоточению внимания на обучении.
При изучении курса русского языка эта система, на мой взгляд, достаточно эффективна в старших классах, когда роль самостоятельности учащихся значительно увеличивается. В качестве предваряющих видеоуроков учителю достаточно целесообразно использовать материалы учебных модулей Единого информационно-образовательного ресурса eior.by.
Структура учебного модуля:
– цели и задачи, спроектированные для учащихся;
– видеофрагмент урока (с теоретической и практической частью);
– интерактивные задания (2–3);
– тестовые задания по аналогии с заданиями ЦТ и ЦЭ (8–10).
Учебный модуль – продукт многофункциональный. Он может быть использован учителем как на любом этапе урока, так и учащимся в процессе самостоятельной работы или в режиме дистанционного обучения.
Преимущества учебного модуля:
– содержание обобщённого и структурированного в виде инфографики учебного материала;
– наличие системы заданий с комментарием-проверкой учителя и возможностью самопроверки;
– повышение уровня познавательной активности учащихся при выполнении интерактивных заданий;
– возможность выявления уровня усвоения учебного материала посредством тестовой работы.
К недостаткам, конечно же, можно отнести отсутствие личностного подхода и живого слова учителя, но учебный модуль при малых затратах (нужен только гаджет для выхода в интернет) может стать помощником учителя и учащегося.
Учебный модуль может быть использован учителем в различных вариантах:
– при проектировании учебного занятия;
– на любом этапе урока фрагментарно;
– на факультативном занятии;
– при подготовке к централизованному тестированию и централизованному экзамену по русскому языку.
Таким образом, хочется отметить, что Единый информационно-образовательный ресурс eior.by в настоящее время – полноправный компонент учебно-методического обеспечения общего среднего образования. Использование его возможностей, как и других возможностей цифровой образовательной среды, несомненно, способствует повышению уровня познавательной активности учащихся по предмету.
Учитывая тенденции развития науки и техники, требования общества к качеству образовательных услуг, технология перевёрнутого обучения действительно решает на уроке ситуацию открытого общения, позволяет каждому обучающемуся проявить инициативу и активность, самостоятельность и избирательность в способах деятельности, обеспечивает условия для самостоятельного осмысленного изучения темы, помогает при анализе и оценивании новых знаний.
Приложение
Материалы Единого информационно-образовательного ресурса eior.by для изучения русского языка в 10-м и 11-м классах
10-й класс |
||
1. Общие сведения о языке |
https://eior.by/ |
|
2. Текст и его признаки |
https://eior.by/ |
|
3. Культура речи. Функциональные стили речи |
https://eior.by/ |
|
4. Диалогические жанры речи. Дискуссия как вид спора |
https://eior.by/ |
|
5. Звуковая сторона слова. Изменение качества звуков. Произносительная норма |
https://eior.by/ |
|
6. Смысловая сторона слова. Фразеологические обороты. Речевая (лексическая) норма |
https://eior.by/ |
|
7. Состав слова. Образование слов. Словообразовательная норма |
https://eior.by/ |
|
8. Изменение слова (части речи). Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Морфологическая норма |
https://eior.by/ |
|
9. Глагол и глагольные формы. Морфологическая норма |
https://eior.by/ |
|
10. Наречие. Служебные части речи и междометия. Морфологическая норма |
https://eior.by/ |
|
11. Доклад как жанр речи. Научный доклад, его подготовка, композиция, языковое оформление |
https://eior.by/ |
|
12. Орфография как система правил правописания. Проверяемые, фонетические, непроверяемые написания |
https://eior.by/ |
|
13. Правописание букв ь и ъ. Правописание приставок пре- и при- |
https://eior.by/ |
|
14. Правописание окончаний и суффиксов имён существительных и имён прилагательных |
https://eior.by/ |
|
15. Правописание глаголов и глагольных форм |
https://eior.by/ |
|
16. Правописание н и нн в разных частях речи. Правописание суффиксов наречий |
https://eior.by/ |
|
17. Слитные, раздельные и дефисные написания слов разных частей речи |
https://eior.by/ |
|
18. Правописание не и ни со словами разных частей речи |
https://eior.by/ |
|
11-й класс |
||
1. Словосочетание |
https://eior.by/ |
|
2. Простое предложение: интонационное оформление, стилистическая значимость порядка слов, роль логического ударения |
https://eior.by/ |
|
3. Главные члены предложения |
https://eior.by/ |
|
4. Второстепенные члены предложения |
https://eior.by/ |
Список использованной литературы
1 Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. ФГОС / А.Г.Асмолов, И.А.Володарская, Г.В.Бурменская. – М : Просвещение, 2017.
2 Ищенко, А. «Перевёрнутый класс» – инновационная модель обучения / А.Ищенко // Учительская газета. – 2014. – 21 декабря.
3 Логинова, А.В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевёрнутый класс» /А.В.Логинова // Молодой учёный – 2015. – № 9 (89).
4 Образовательный блог Мастерская Марины Курвитс. URL: http://marinakurvits.com