Тест по теме «Обособленные члены предложения»

- 9:26Подготовка к ЦЭ/ЦТ

Тест содержит пять заданий с ответами по теме «Обособленные члены предложения» (два варианта). Может быть использован для тематического контроля в 8-х, 9-х и 11-х классах, для подготовки к централизованному экзамену по русскому языку, а также для подготовки к изложению в 9-м классе. Тексты для заданий взяты из сборника материалов для выпускного экзамена за период обучения и воспитания на ІІ ступени общего среднего образования (2022 год) и объединены темой истории и культуры Беларуси.

Татьяна ИСТРАТЬКОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г. Сморгони»,
Гродненская область


 

 

Вариант 1

1. Укажите предложения, осложненные обособленными членами.

1) Всеслав Чародей – самый известный из полоцких князей.

2) Древняя легенда гласит, что его рождение было связано с языческим колдовством, которое наделило князя вещей душой и способностью превращаться в волка или сокола, быстро преодолевать большие расстояния и неожиданно появляться в разных местах.

3) В Полоцке по его приказу был построен Софийский собор, считавшийся сердцем старобелорусского государства.

4) Там не только молились, но и принимали послов, объявляли войны и заключали мир, хранили княжеские богатства и основанную князем Изяславом библиотеку.

 

2. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой (учтите, что знаки препинания не расставлены):

А. В память сотен белорусских деревень уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса «Хатынь».

Б. Здесь на мемориале состоялась торжественно-траурная церемония символического захоронения 136 белорусских деревень, которые навеки останутся в истории лишь как географические названия.

В. В скорбном молчании склонив головы проходят они по «Кладбищу сожжённых деревень» и с болью глядят на урны, в которых покоится земля уничтоженных деревень, священная земля обильно политая кровью.

Г. Хатынская земля потемнела от крови содрогнулась от мук людских.

1. Предложение осложнено обособленным определением, которое относится к личному местоимению.

2. Предложение осложнено обособленным членом со значением уточнения.

3. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4. Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

5. В предложении нет обособленных членов.

 

3. Укажите цифры, на месте которых ставится запятая:

Витольд Бялыницкий-Бируля родился в белорусской деревне Кринки (1) возле Белыничей. Первые впечатления о красоте природы мальчик получил (2) охотясь с отцом (3) в окрестностях небольшой, но очень живописной усадьбы. Отличающиеся мягким серебристо-сиреневым и зеленоватым колоритом (4) пейзажи Бялыницкого-Бирули (5) рождены мягкостью, скромностью и добротой (6) характерной не только для белорусской земли, но и для белорусского народа.

 

4. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) Летом 1944 года во время мощного наступления наших войск Брест был освобождён, а 28 июля 1944 года советские воины впервые после трёх лет фашистской оккупации вошли в Брестскую крепость.

2) Почти вся крепость лежала в развалинах, по одному виду этих страшных руин можно было судить о силе и жестокости, происходивших здесь, боёв.

3) Угрюмые камни местами уже поросшие травой и кустарником избитые и выщербленные пулями и осколками впитали в себя огонь и кровь былого сражения.

4) И людям, бродившим среди развалин крепости, невольно приходила на ум мысль о том, как много видели эти камни.

 

5. Запятая ставится на месте пропусков в предложениях:

1) Благодарные жители Чили ценят известного белорусского ученого Игнатия Домейко_ как великого просветителя.

2) Как талантливый ректор_он имел возможность влиять на развитие не только чилийского вуза, но и всей системы образования страны.

3) Домейко известен_как автор учебников, по которым училось не одно поколение латиноамериканских студентов.

4) Не кто иной_ как Игнатий Домейко обнаружил в горах источники чистой воды и провёл в Сантьяго водопровод, полностью решив проблему водоснабжения.

№ задания Ответы
1 3
2 А4Б2В3Г5
3 126
4 14
5 24

 

 

Вариант 2

1. Укажите предложения, осложненные обособленными членами.

1) В середине шестидесятых годов XI века мирная жизнь Полоцкого княжества закончилась.

2) Всеслав Чародей совершил несколько походов, победы в которых встревожили киевских князей.

3) Соединив свои силы, киевские князья напали на Менск, расправились с его населением.

4) Вскоре киевские князья позвали Всеслава на переговоры, поклявшись на кресте, что не причинят ему вреда, но затем нарушили обещание и заточили Всеслава в тюрьму в Киеве.

 

2. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой (учтите, что знаки препинания не расставлены):

А. Знаменитые слуцкие пояса — одна из национальных реликвий белорусов.

Б. Слуцкий пояс ткали из натуральных шёлковых нитей обкрученных тончайшей золотой или серебряной проволокой.

В. Изучив секреты ткачей художественные особенности поясов и материалы на предприятии современного Слуцка воссоздали уникальную технологию.

Г. Мотивы слуцкого пояса запечатленные на фонарных столбах украшают проспект Независимости в Минске.

1. Предложение осложнено обособленным определением, которое относится к личному местоимению.

2. Предложение осложнено обособленным членом со значением уточнения.

3. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4. Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

5. В предложении нет обособленных членов.

 

3. Укажите цифры, на месте которых ставится запятая:

Когда Витольду Бялыницкому-Бируле исполнилось двенадцать лет, отец (1) вопреки желанию матери (2) отдал его на учёбу в Киевский кадетский корпус. Проявившийся (3) огромный творческий потенциал (4) юного белоруса (5) заметили товарищи и уговорили его ехать на учёбу в Москву (6) предрекая в будущем ошеломляющий успех.

 

4. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) На уцелевших стенах Брестской крепости стали находить надписи, оставленные защитниками крепости.

2) В крепостных руинах словно зазвучали живые голоса безвестных героев 1941 года, павших за Родину.

3) И солдаты 1944 года с волнением и сердечной болью прислушивались к этим голосам, выражавшим и гордое сознание исполненного долга, и горечь расставания с жизнью, и спокойное мужество перед лицом смерти, и завет о мщении.

4) А в 1950 году научный сотрудник московского музея исследуя помещения западных казарм нашёл ещё одну надпись, выцарапанную на стене: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»

 

5. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:

1) Роспись по ткани_как чисто самобытное явление_распространилась в начале двадцатого столетия.

2) Росписью по ткани занимались_как прославленные художники, например Язэп Дроздович, так и деревенские художники-самоучки.

3) Как яркий и самобытной белорусский художник_Елена Киш внесена во «Всемирную энциклопедию наивного искусства».

4) Её пейзажи_как волшебный сад.

№ задания Ответы
1 34
2 А5Б4В3Г4
3 126
4 123
5 3

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий