Тест содержит пять заданий с ответами по теме «Обособленные члены предложения» (два варианта). Может быть использован для тематического контроля в 8-х, 9-х и 11-х классах, для подготовки к централизованному экзамену по русскому языку, а также для подготовки к изложению в 9-м классе. Тексты для заданий взяты из сборника материалов для выпускного экзамена за период обучения и воспитания на ІІ ступени общего среднего образования (2022 год) и объединены темой истории и культуры Беларуси.
Татьяна ИСТРАТЬКОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия г. Сморгони»,
Гродненская область
Вариант 1
1. Укажите предложения, осложненные обособленными членами.
1) Всеслав Чародей – самый известный из полоцких князей.
2) Древняя легенда гласит, что его рождение было связано с языческим колдовством, которое наделило князя вещей душой и способностью превращаться в волка или сокола, быстро преодолевать большие расстояния и неожиданно появляться в разных местах.
3) В Полоцке по его приказу был построен Софийский собор, считавшийся сердцем старобелорусского государства.
4) Там не только молились, но и принимали послов, объявляли войны и заключали мир, хранили княжеские богатства и основанную князем Изяславом библиотеку.
2. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой (учтите, что знаки препинания не расставлены):
А. В память сотен белорусских деревень уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами в январе 1966 года было принято решение о создании мемориального комплекса «Хатынь». Б. Здесь на мемориале состоялась торжественно-траурная церемония символического захоронения 136 белорусских деревень, которые навеки останутся в истории лишь как географические названия. В. В скорбном молчании склонив головы проходят они по «Кладбищу сожжённых деревень» и с болью глядят на урны, в которых покоится земля уничтоженных деревень, священная земля обильно политая кровью. Г. Хатынская земля потемнела от крови содрогнулась от мук людских. |
1. Предложение осложнено обособленным определением, которое относится к личному местоимению. 2. Предложение осложнено обособленным членом со значением уточнения. 3. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 4. Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 5. В предложении нет обособленных членов. |
3. Укажите цифры, на месте которых ставится запятая:
Витольд Бялыницкий-Бируля родился в белорусской деревне Кринки (1) возле Белыничей. Первые впечатления о красоте природы мальчик получил (2) охотясь с отцом (3) в окрестностях небольшой, но очень живописной усадьбы. Отличающиеся мягким серебристо-сиреневым и зеленоватым колоритом (4) пейзажи Бялыницкого-Бирули (5) рождены мягкостью, скромностью и добротой (6) характерной не только для белорусской земли, но и для белорусского народа.
4. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) Летом 1944 года во время мощного наступления наших войск Брест был освобождён, а 28 июля 1944 года советские воины впервые после трёх лет фашистской оккупации вошли в Брестскую крепость.
2) Почти вся крепость лежала в развалинах, по одному виду этих страшных руин можно было судить о силе и жестокости, происходивших здесь, боёв.
3) Угрюмые камни местами уже поросшие травой и кустарником избитые и выщербленные пулями и осколками впитали в себя огонь и кровь былого сражения.
4) И людям, бродившим среди развалин крепости, невольно приходила на ум мысль о том, как много видели эти камни.
5. Запятая ставится на месте пропусков в предложениях:
1) Благодарные жители Чили ценят известного белорусского ученого Игнатия Домейко_ как великого просветителя.
2) Как талантливый ректор_он имел возможность влиять на развитие не только чилийского вуза, но и всей системы образования страны.
3) Домейко известен_как автор учебников, по которым училось не одно поколение латиноамериканских студентов.
4) Не кто иной_ как Игнатий Домейко обнаружил в горах источники чистой воды и провёл в Сантьяго водопровод, полностью решив проблему водоснабжения.
№ задания | Ответы |
1 | 3 |
2 | А4Б2В3Г5 |
3 | 126 |
4 | 14 |
5 | 24 |
Вариант 2
1. Укажите предложения, осложненные обособленными членами.
1) В середине шестидесятых годов XI века мирная жизнь Полоцкого княжества закончилась.
2) Всеслав Чародей совершил несколько походов, победы в которых встревожили киевских князей.
3) Соединив свои силы, киевские князья напали на Менск, расправились с его населением.
4) Вскоре киевские князья позвали Всеслава на переговоры, поклявшись на кресте, что не причинят ему вреда, но затем нарушили обещание и заточили Всеслава в тюрьму в Киеве.
2. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой (учтите, что знаки препинания не расставлены):
А. Знаменитые слуцкие пояса — одна из национальных реликвий белорусов. Б. Слуцкий пояс ткали из натуральных шёлковых нитей обкрученных тончайшей золотой или серебряной проволокой. В. Изучив секреты ткачей художественные особенности поясов и материалы на предприятии современного Слуцка воссоздали уникальную технологию. Г. Мотивы слуцкого пояса запечатленные на фонарных столбах украшают проспект Независимости в Минске. |
1. Предложение осложнено обособленным определением, которое относится к личному местоимению. 2. Предложение осложнено обособленным членом со значением уточнения. 3. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 4. Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. 5. В предложении нет обособленных членов. |
3. Укажите цифры, на месте которых ставится запятая:
Когда Витольду Бялыницкому-Бируле исполнилось двенадцать лет, отец (1) вопреки желанию матери (2) отдал его на учёбу в Киевский кадетский корпус. Проявившийся (3) огромный творческий потенциал (4) юного белоруса (5) заметили товарищи и уговорили его ехать на учёбу в Москву (6) предрекая в будущем ошеломляющий успех.
4. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) На уцелевших стенах Брестской крепости стали находить надписи, оставленные защитниками крепости.
2) В крепостных руинах словно зазвучали живые голоса безвестных героев 1941 года, павших за Родину.
3) И солдаты 1944 года с волнением и сердечной болью прислушивались к этим голосам, выражавшим и гордое сознание исполненного долга, и горечь расставания с жизнью, и спокойное мужество перед лицом смерти, и завет о мщении.
4) А в 1950 году научный сотрудник московского музея исследуя помещения западных казарм нашёл ещё одну надпись, выцарапанную на стене: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»
5. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Роспись по ткани_как чисто самобытное явление_распространилась в начале двадцатого столетия.
2) Росписью по ткани занимались_как прославленные художники, например Язэп Дроздович, так и деревенские художники-самоучки.
3) Как яркий и самобытной белорусский художник_Елена Киш внесена во «Всемирную энциклопедию наивного искусства».
4) Её пейзажи_как волшебный сад.
№ задания | Ответы |
1 | 34 |
2 | А5Б4В3Г4 |
3 | 126 |
4 | 123 |
5 | 3 |