Организация работы на пришкольном участке как средство экологического воспитания и профориентации обучающихся в условиях сельской школы

- 9:26Методичка, Профориентация

Экологическое воспитание рассматривается педагогами Коротьковской средней школы Кормянского района имени П.П.Качуевского как составная часть нравственного воспитания. 

 

Анна ГРИНКЕВИЧ,
учитель биологии
ГУО «Коротьковская средняя школа Кормянского района имени П.П.Качуевского»,
Гомельская область

  

 

С сентября 2021 года ГУО «Коротьковская средняя школа Кормянского района имени П.П. Качуевского» при поддержке общественного объединения «Волюнтас» и в рамках проекта «Агроэкологическая модель регенерации сельских сообществ Чернобыльской зоны на местном уровне» стало образовательной площадкой инновационного проекта. Это имеет огромное значение и играет важную роль для нашего агрогородка Коротьки, так как наш район является пострадавшим от последствий на Чернобыльской АЭС.

Экологическое воспитание рассматривается педагогами нашего учреждения образования как составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием мы понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Одним из видов деятельности нашего учреждения образования, осуществляемых в рамках проекта, является экологическое воспитание учащихся путём введения их в органическое сельское хозяйство, так как на территории учреждения имеется теплица, учебно-опытный участок; дети на практике знают, что такое вермикомпостирование и гидропоника.

 

Приобщение детей к экологии в нашем учреждении образования начинается уже с дошкольного возраста, так как в этот период закладываются основы личности, в том числе и добросовестное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.

        

 

Вырастить настоящего хозяина своей земли – значит обеспечить агрогородку и району будущее, позаботиться о его развитии и процветании.

Вопрос возвращения выпускников с высшим и средним специальным образованием в родные места является очень актуальным для Беларуси, особенно для Кормянского района. И нужно много работать в этом направлении, чтобы изменить распространенные стереотипы о сельском хозяйстве и довести до детей и их родителей, что аграрные профессии сегодня считаются самыми перспективными и престижными.

В целях профессиональной ориентации учащихся на III ступени общего среднего образования для получения профессий сельскохозяйственного профиля был открыт в 2023 году аграрный класс.

В нашем учреждении образования в рамках факультативных занятий «Введение в аграрные профессии» учащиеся изучают основы маркетинга и организации предпринимательской деятельности в разных организационно-правовых формах, особенности функционирования малых форм хозяйствования и современных агротехнологий, знакомятся с опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования.

На занятиях, реализуемых в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по профессии «Овощевод» для учащихся X–XI классов, школьники знакомятся с современными технологиями по выращиванию рассады овощных и декоративных культур, черенкованием растений, поливом, уходом за посевами, внесением органических и минеральных удобрений в почву, а также изучают методы защиты растений от болезней и вредителей.

На уроках биологии при изучении тем я, как учитель биологии, применяю различную практическую и исследовательскую деятельность, связанную с экологическим воспитанием.

 

Это включает в себя проведение экспериментов, наблюдений, опытов и исследований, которые помогают учащимся лучше понять взаимосвязь между живыми организмами и окружающей средой.

Например, в VII классе при изучении темы «Корень и корневые системы» предлагаю учащимся провести исследовательскую работу по выращиванию рассады с использованием гидропонной системы.  

 

Это позволяет им наблюдать за процессом корнеобразования у растений, что способствует лучшему пониманию биологических процессов и развитию интереса к органическому сельскому хозяйству.

В процессе изучения темы «Вегетативное размножение растений» учащиеся проводят исследовательскую и практическую работу, которая включает в себя изучение различных видов вегетативного размножения (черенкование, отводки, деление куста и прививка). Они также изучают различные методы и техники, которые могут быть использованы для успешного проведения этих процессов.

Работа учащихся на учебно-опытном участке позволяет им получить практический опыт в области сельского хозяйства и садоводства, а также развивает навыки, которые могут быть полезны при выборе будущей профессии. Работа на участке и в теплице может способствовать развитию ответственности, трудолюбия, умения работать в команде и принимать решения. Кроме того, это помогает учащимся лучше понять природу и научиться бережно относиться к окружающей среде.

 

Для формирования личностных качеств учащихся с перспективой выбора профессии сельскохозяйственного профиля и решения проблем кадрового обеспечения в районе молодыми квалифицированными специалистами был запущен проект гражданских инициатив по созданию учебно-консультационного пункта сельскохозяйственного профиля «Корма обучает каждого, развивает всех».

Проект был одобрен Гомельской областной ассоциацией местных советов депутатов, были выделены денежные средства на открытие учебно-консультативного пункта. Этот проект будет реализовываться в учреждении образования с 1 сентября 2024 года.

Реализация проекта «Корма обучает каждого, развивает всех» позволит расширить интерес учащихся к сельскому хозяйству, к современным способам выращивания растений, агротехнологиям и сельскохозяйственной технике. Он будет способствовать осознанному выбору будущей профессии, ориентированному на жизнь и трудовую деятельность в сельской местности.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий