Ситуационные и качественные задачи для формирования естественнонаучной грамотности учащихся на уроках химии

- 11:31II И III СТУПЕНИ, Методичка, ХИМИЯ, Химия. Материалы к урокам

Для формирования естественнонаучной грамотности на уроках химии автор применяет химический эксперимент и ситуационные задачи, которые включают в себя описание определенной ситуации. Как правило, это задачи, которые можно описать, объяснить или исследовать с использованием имеющегося у учащихся запаса естественнонаучных знаний.

Елена ДЕМИДЕНКО,
учитель химии
ГУО «Криничанская средняя школа
Мозырского района»,
Гомельская область

         

 

Естественнонаучная грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности и подразумевает умение ребёнка занять информированную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками. Она также выражается в интересе к естественно-научным фактам и идеям.

Для формирования естественнонаучной грамотности на уроках химии чаще всего применяю химический эксперимент и ситуационные задачи, которые включают в себя описание определенной ситуации (реальной или фантастической), обычно проблемной, и которые можно описать, объяснить или исследовать с использованием имеющегося у учащихся запаса естественнонаучных знаний. Задачи могут быть ситуационными или качественными.

 

Примеры ситуационных задач

1. Со временем медный провод может окраситься в черный цвет. Какова причина такого изменения? К какому классу веществ относится продукт взаимодействия меди с кислородом? Приведите пример уравнения химической реакции, назовите продукт реакции.

2. Существует крылатое выражение «пуд соли съесть» (вдвоём), которое означает, что двое провели вместе достаточно много времени. Считается, что в день один человек употребляет около 10 г соли. Сколько же времени надо провести вместе двум друзьям, чтобы за это время съесть пуд (16 кг) соли?

3. На медных и бронзовых изделиях часто появляется зеленовато-коричневый налет. Объясните с химической точки зрения данное явление.

4. Собирая грибы в лесу, вы рукой задели кусты крапивы. Поражённое место болит и чешется. Почему вы ощущаете боль? Какое средство, находящееся у вас на кухне, можно использовать, чтобы уменьшить боль и зуд? Почему?

5. В начале XX столетия геологи зашифровывали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А или Б. На одной из старых карт нашли обозначения: 4VI Б, 4VIII Б2, 6I Б, 6II Б. Расшифруйте записи геологов.

6. Калий необходим для нормальной жизнедеятельности нервных клеток, т.к. участвует в передаче нервных импульсов. Средняя суточная потребность человека в калии – 3,5 г Для пополнения запасов калия в питание следует включить курагу, орехи, злаки, бобовые. Восполнит ли суточную потребность человека в калии 150 г кураги, если известно, что в 100 г кураги содержится 2,034 г калия?

7. Зачем на ржавую гайку кладут тряпку, смоченную в уксусе?

8. Вы выбираете зубную пасту. На упаковке пасты № 1 указано, что в ней содержится 0,454 % фторида кальция, а зубная паста № 2 содержит 0,8 % монофторфосфата натрия Na2PO3F. Какая из этих паст является более сильнодействующим средством для профилактики кариеса?

9. Предприниматель Федоров Ф.Ф. решил выпускать минеральную воду. Но ему было отказано в разрешении, после того как комиссия по сертификации качества товара увидела этикетку для бутылки с прозрачной жидкостью. На ней была указана информация о составе: «Катионы: Вa2+, Ag+, Ca2+ и Анионы: Cl, SO42-, CO32-». Почему Федоров получил отказ?

 

Примеры качественных задач

1. На столе находятся три пробирки без этикеток. Как определить в какой из них находится гидроксид натрия, серная кислота, вода?

2. Миша обнаружил в лаборатории склянки с солями соляной кислоты без этикеток. Помоги ему разобраться, где что: NaCl, KCl, CaCl2, BaCl2, LiCl.

3. Белый порошок растворяется в воде. При взаимодействии со щёлочью реакции не наблюдается, но при добавлении кислоты реакция протекает бурно с выделением газа. Порошок подвергается термическому разложению, в ходе которого выделяется газ. При пропускании этого газа через раствор гидроксида кальция будет наблюдаться помутнение раствора. Напишите возможные реакции, укажите их тип. Для одной из реакций напишите ионный обмен.

4. На схеме показаны превращения соединений химического элемента X. Известно также, что соединение D, присутствующее на схеме, в природе образует минерал «известняк». Определите элемент X и назовите вещества, обозначенные буквами, напишите уравнения реакций. Есть ли среди этих реакций окислительно-восстановительная? Если да, укажите для нее окислитель и восстановитель, напишите электронные уравнения.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий