Творческий проект: коллекция «Этнобелорусочка»

- 16:45Дополнительное образование

Белорусский национальный костюм – одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев. В творческом проекте по созданию коллекции «Этнобелорусочка» происходит формирование национального самосознания детей и молодежи через ознакомление с национальными атрибутами белорусского костюма.   

 

 

Валентина ГРОСС, педагог дополнительного образования;
Наталья КОВАЛЕВА, методист,  
ГУДО «Центр творчества детей и молодежи «Агат» г. Могилева»
agatmogilev@yandex.by

 

 

                                                                                                                       

Название проекта: Коллекция «Этнобелорусочка».

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: воспитанники объединения по интересам «Конфетти».  

Срок реализации проекта: учебный год.

Цель: создание коллекции одежды с использованием элементов народного костюма.

Задачи:

–  обучить учащихся решать творческие задачи;
– изучить содержание белорусского национального костюма;
– разработать и изготовить модельную коллекцию одежды «Этнобелорусочка» с использованием аппликации и техники «синель»;
– изготовить головные уборы, украшения;
– развивать способности к совместной творческой деятельности;
– воспитывать уважение к истории и культуре родной страны.

Предполагаемые результаты по проекту: создать коллекцию одежды в этническом стиле с использованием элементов народного костюма в современной одежде.

Материалы: льняная ткань (20 м), окантовочная лента (тесьма) (10 м); пищевая пленка (5 м); резинка бельевая (10 м); х/б кружево (15 м); х/б подкладочная ткань (20 м); фетр (5 м); клеевая паутинка (20 м); нитки в цвет ткани и отделки (по 1 шт.); клей ПВА (2 бут. по 300 мл); калька для перевода выкроек (5 м).

Оборудование, инструменты: швейная машина; оверлок; утюг с пароувлажнителем; иглы № 3; 5; булавки для временного соединения деталей изделия; сантиметровая лента, линейка; ножницы; мел портновский или сухое с тонким краем мыло; наперсток с донышком; игольница.

Планирование деятельности:

I Организационно-подготовительный этап (октябрь – ноябрь).

II Технологический этап (ноябрь – март).

III Заключительный этап (апрель).

Учащиеся работают над проектом по алгоритму

1 Формулировка цели и задач. Изучение литературных источников.   

2 Исследование и анализ. Проведение дизайн-анализа белорусской национальной одежды.

3 Проектирование изделия: идеи, эскиз с комментариями. 

4 Проработка выбранных эскизов, определение дизайн-проекта, разделение на структурные части, подбор материала и т.д.

5 Изготовление изделия.

6 Самооценка. Коррекция.

7 Презентация изделия.

 

Традиционный костюм является одним из важнейших компонентов, определяющих культурное пространство Беларуси. В нем воплотились эстетические представления, этические взгляды, верования белорусского народа. Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды). Наиболее ярко самобытность традиционного костюма белорусов выразилась в женской одежде, состоящей из искусно украшенной сорочки, юбки (в Беларуси известно множество вариантов этого поясного вида одежды: андарак, саян, понёва, летник и др.), фартука, декор которого гармонировал с узорами сорочки. В женский костюм мог входить гарсет (жилет), богато украшенный многочисленными вышивками и декоративными нашивками. Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки). Особой оригинальностью и разнообразием отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка – одна из самых характерных для белорусок деталей костюма, а также платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы. Можно выделить четыре комплекса костюмов: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом; с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет; с паневой, фартуком, гарсетом. Белый цвет одежды у белорусов, всегда ассоциировался с чистотой, искренностью, свободой. Красный цвет орнамента считался у славян символичным цветом солнца, жизни, радости.

Разработка и анализ идей

Источником вдохновения для создания коллекции является белорусский народный костюм. Большое внимание отведено орнаменту, символам солнца и детей. Эстетическое решение костюма обусловлено назначением: для кого, для чего, для какой цели (выбор материала, характер и структура отделки, набор предметов, объединенных в комплексе). Модели разрабатывались в масштабных пропорциях костюма. Коллекция содержит новинки молодежной моды (укороченные блузы, юбки, платье-рубашка, высокие сапоги, повязки и шапочки).

Выбор материала

Для изготовления коллекции использовались натуральные ткани (грубый, тонкий лён светло-серого и красного цвета). Для придания национального колорита использовались аппликация (замена вышивки), оригинальная техника «синель» и уплотнение ткани пищевой плёнкой. Потребительские свойства льняных тканей: натуральность и экологичность, износостойкость и прочность, воздухопроницаемость, высокая теплопроводность, минимальная электризуемость, гигроскопичность. Эта совершенно чистая экологичная ткань считается природным антисептиком.

Техника

При моделировании коллекции применялась техника «синель». Техника подразумевает сшивание нескольких слоев ткани параллельными швами:

Наложить ткань, скрепить слои швейными булавками, произвести первый шов по косой линии. Следующие швы параллельно первому на расстоянии 1–2 см. Далее слои разрезать, кроме нижнего. Готовое полотно обработать влажной щеткой для придания пушистости.

Также для утяжеления ткани использовался метод проклейки пищевой пленкой. Традиционные вышитые мотивы заменены аппликацией, что способствовало уменьшению сроков изготовления коллекции.

Организация рабочего места и безопасные приемы работы

Рабочее место должно быть хорошо освещено. Свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Туловище должно быть слегка наклонено вперед, находиться от края стола на расстоянии не более 10–15 см. Расстояние от глаз до выполняемой работы должно быть 30–40 см. Инструменты располагают справа.

Организация рабочего места при выполнении машинных работ

Следует сидеть прямо, слегка наклонив корпус и голову вперед. Расстояние от глаз до обрабатываемого предмета должно быть 30–40 см; кисти рук располагают на платформе машины; рабочее место должно быть хорошо освещено; на столе должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые нужны для выполнения данной технологической операции. Волосы должны быть аккуратно прибраны. На машине не должны лежать посторонние предметы. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл. Не наклоняться близко к движущимся частям машины. Следить за правильным положением рук.

Организация рабочего места для выполнения влажно-тепловых работ

Утюжку выполняют стоя. При этом расстояние от обрабатываемого изделия до глаз должно быть 35–45 см; необходимо проверять, нагрев утюга на лоскуте ткани. Увлажнять материал с помощью водяных опрыскивателей во избежание попадания воды на утюг и провода. По окончании работы выключить утюг.

Разработка выкроек

Коллекция разрабатывалась для девушек 14–16 лет, размеры соответствуют типовой фигуре и взяты из журналов: рост 168 см; объем груди 88–92 см; обхват талии 66–70 см; обхват бедер 94–98 см риложение).

Конструкции и эскизы моделей

Модель № 1 состоит из юбки и рубашки. Рубашка короткая свободного кроя сверху на резинке. На груди использован фрагмент аппликации «звезда», на предплечьях аппликация символ «солнца». Юбка в мелкую клетку – современное толкование белорусской понёвы. Головной убор выполнен в виде шапочки с красным околышем. Обувь: льняные ботфорты на шнуровке.

Модель № 2 состоит из рубашки и юбки. Рубашка короткая, на широких бретелях. По переду и рукавам выполнена аппликация – символ «солнца». Юбка в горизонтальную полоску – современное толкование понёвы. Головной убор – чепец с аппликацией «звезда» в лобной части. Передник с вертикальной красной тесьмой.  

Модель №3 состоит рубашки и юбки. Рубашка короткая, с одним рукавом. По переду – аппликация символ «солнца». Юбка в вертикальную полоску – современное толкование понёвы. Головной убор – чепец с аппликацией «солнце» по окату. Передник с трапециевидной красной тесьмой. Обувь с аппликацией.

Модель № 4 состоит из рубашки и юбки. Рубашка короткая, с одним рукавом. По переду и рукавам выполнена аппликация – символ «солнца». Юбка в крупную клетку – современное толкование понёвы. Головной убор – шапочка с аппликацией «солнце» в височной части. Передник с вертикальной красной тесьмой.  

Модель № 5 состоит из блузы и андарака. Блуза стилизована, состоит из рукавов. Выполнена аппликация-символ «звезда». Сложный головной убор – интерпретация намитки. Комплект дополнен крупными красными бусами. Обувь – льняные красные ботфорты.  

Алгоритм работы (модель № 5):

– снятие мерок,
– построение чертежа выкройки,  
– моделирование изделия, 
– раскрой изделия,
– изготовление элементов конструкций в технике «синель»,
– подготовка к примерке, первая примерка изделия, устранение дефектов,
– вторая примерка изделия,
– на передних половинках полочки выполнить аппликации из фетра,
– обработка среднего шва спинки,
– соединение боковых и плечевых швов,
– обработка изделия, обработка горловины, обработка низа изделия,
– окантовка бейкой,
– заключительная влажно-тепловая обработка изделия,
– изготовление и подбор аксессуаров.

Заключение

Изготовление коллекции превратило технологический процесс в интересную творческую работу, вызывало положительные эмоции, приносило радость. Известный итальянский дизайнер Дж.Версаче говорил: «В своей одежде я проектирую фантазию, счастье, культуру. Своей одеждой я улучшаю жизнь». У учащихся получился недорогой, модный и многофункциональный ансамбль одежды, им удалось создать различные образы в этническом стиле. Этот стиль дал учащимся уникальную возможность выделиться, дал волю фантазии, способностям, возможность не бояться показать свою индивидуальность, поделиться своим настроением.

Качество материалов для изготовления коллекции безвредно для окружающей среды, не выделяет частиц пыли при переработке, не содержит вредных примесей, не выделяет газообразных веществ с неприятным запахом. Материалы обладают хорошими эргономическими показателями в системе «человек – изделие – окружающая среда». Выпады, оставшиеся от раскроя изделия минимальны, их можно использовать в лоскутной технике.

Применение упаковочной пленки в изготовлении аксессуаров и головных уборов означает вторичное использование отходов.

Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны. 

Заключительным этапом проекта стал показ коллекции «Этнобелорусочка» на родительском собрании. Впереди конкурсы!

Образ в этническом стиле не терпит чрезмерной пестроты. В современной моде нужно знать меру. Одеваться, используя только один этнический стиль в одежде, неверно. Добавьте один этнический элемент, и ваш образ будет неповторим!

 

Литература
1. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды / В.В.Ермилова. – М., 2010. – 224 с.
2. Калашникова, Н.М. Народный костюм /Н.М.Калашникова. – М., 2002. – 374с.
3. Труханова, А.Т. Технология женской и детской одежды: Учеб. для проф. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. / А.Т.Труханова. – М., 2000. – 416 с.
4. Крук, I.I. Сiмволiка беларускай народнай культуры / І. І. Крук. – Мінск: Ураджай, 2000. – 350 с.

Приложение

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий