Занятие направлено на стимулирование сенсорного развития ребёнка с аутистическими нарушениями, компенсацию сенсорных впечатлений, сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка через гармонизацию внутреннего мира.
Анастасия РОМУК
психолог
ГУО «Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»,
Гродненская область
Задачи:
– развивать осознание ребенком положения собственного тела в пространстве;
– активизировать двигательную активность;
– развивать осязательное восприятие (тактильные и кинестетические ощущения), мелкую и крупную моторику ребенка;
– закреплять знания о фруктах и овощах, о домашних животных;
– развивать речь, внимание и усидчивость.
Форма проведения: индивидуальное занятие
Оборудование: мячи разной жесткости и размера, балансир, резиновые коврики разной структуры, пузырьковая колонна, снаряд «Соволента», снаряд «Тоннель», гимнастический мяч или мяч для лечебной физкультуры, доска с вкладышами на магните (овощи и фрукты), сортёр «Цветик-семицветик».
Ход занятия
I Водная часть
1 Приветствие
Цель: формирование готовности ребёнка к занятию.
В ладоши хлоп-хлоп,
Кулачками стук-стук,
Здравствуй, милый друг!
2 Работа с массажным мячом
Цель: Развитие мелкой и средней моторики рук. Воздействие на рефлекторные зоны ладони с целью активизации работы всего организма.
Психолог по схеме катает мяч в ладонях ребенка, приговаривая стихотворение.
Упражнение 1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Выполняем массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
Упражнение 2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Выполняем круговые движения, катая мяч по ладоням.
Упражнение 3. Держа мяч подушечками пальцев, выполняем вращательные движения вперёд (как будто закручиваем крышку).
Упражнение 4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч (4–6 раз).
Упражнение 5. Держа мяч подушечками пальцев, делаем вращательные движения назад (как будто открываем крышку).
II Основная часть
1 Упражнение «Тактильная дорожка»
Цель: развитие тактильных ощущений, расслабление.
Ребенок (с помощью, если требуется) проходит по дорожкам с разной структурой.
2 Упражнение «Ущелье»
Цель: развитие вестибулярного аппарата, зрительной и моторной системы, самостоятельное перемещение по неустойчивой поверхности.
Прохождение тоннеля ползком, на четвереньках или стоя, раскачивая его. Внезапно тоннель закрывается с двух сторон. Но с одной стороны – неплотно. Ребёнок пролезает через это отверстие.
3 Упражнения на соволенте
Цель: тренировка равновесия, мозжечковая стимуляция.
Ребёнок сидит лицом вперёд. Покачивания производит психолог. После привыкания к сенсорной нагрузке, предложить ребёнку включиться в раскачивание, самостоятельно отталкиваясь от руки психолога или от мяча.
4 Упражнения на балансире
Цель: тренировка равновесия, мозжечковая стимуляция.
Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что и заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие, одновременно выполняет задание попасть в цель.
5 Упражнение «Кто ловкий? Во саду ли в огороде»
Цель: развитие мелкой моторики, внимания памяти, формирование наглядно-образного мышления, логики, умения сравнивать.
Правой рукой ловить овощи, растущие в огороде, а левой рукой – фрукты и ягоды, растущие в саду.
6 Упражнение «Цветик-семицветик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, тренировка усидчивости и ловкости рук, развитие зрительного восприятия, тактильных функций, зрительной координации, логического и пространственного мышления.
7 Упражнение «Поймай взглядом»
Цель: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания.
Психолог обращает внимание ребёнка на колонну с пузырьками – как она меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Ребёнок рассматривает происходящее в колонне.
III Заключительный этап
Ритуал прощания
Цель: формирование в поведении завершённого действия посредством рефлексии проделанной работы.
В ладоши хлоп-хлоп,
Кулачками стук-стук,
До свидания, милый друг!