План-конспект урока русской литературы в 6-м классе (второй урок по теме). Формы проведения – урок-исследование, «литературное кафе».
Наталья КОВАЛЕВСКАЯ
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия № 1 г. Лида»,
Гродненская область
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма проведения: урок-исследование, «литературное кафе».
Тема: «А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель». Милосердие как ведущая нравственная заповедь. Точность и краткость пушкинской прозы».
Цели:
– продолжить работу над тексом художественного произведения, его темой, идеей;
– дать представление об особенностях композиции и языка данного художественного произведения;
– развивать умение анализа художественного текста и картин; развивать навык выразительного чтения;
– способствовать формированию нравственных качеств: умения сочувствовать, сопереживать, уважения к родителям и старшим.
Оборудование: презентация, иллюстрации к повести, конверты с заданиями для работы в группах; художественный фильм «Станционный смотритель» (1972 год).
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Объявление темы урока.
II Постановка задач урока
– Сегодня мы дадим характеристику образов героев повести; изучим сюжетно-композиционные особенности повести, продолжим работу над развитием умения художественного анализа текста, характеристики образа героя; познакомимся с одной из библейских заповедей, будем говорить о нравственных ценностях: отзывчивости, умении сопереживать ближнему, уважении к старшим и благодарности своим родителям.
III Актуализация знаний
– Какова история создания первого прозаического сборника А.С.Пушкина «Повести Белкина»? (Работал в Болдино с сентября по ноябрь 1830 года. Сборник включает вступление и пять повестей. Пушкин работал над сборником очень быстро и продуктивно:
«От издателя» – начало ноября 1830 г.;
«Выстрел» – 14 октября 1830г.;
«Метель» – 20 октября 1830 г.;
«Гробовщик» – 9 сентября 1830 г.;
«Станционный смотритель» – 14 сентября 1830г.;
«Барышня-крестьянка» – 20 сентября 1830 г.
Опубликован сборник в 1831 г.)
– Как мы узнали, кто такой Иван Петрович Белкин? (В предисловии к сборнику «От издателя» автор знакомит читателя с И.П.Белкиным).
– К какому жанру относится прозаическое произведение «Станционный смотритель»? (Повесть.)
– Почему это повесть? (Произведение охватывает достаточно большой временной промежуток жизни героев, имеет несколько сюжетных линий.)
IV Основной этап
1 Литературное кафе
Учащиеся анализируют образы героев повести. Группа переходит от одного героя к другому, выполняя задание по характеристике образа Самсона Вырина, Дуни, Минского.
Учащимся представлен отдельно собранный материал о героях повести: Дуне, Самсоне Вырине, Минском (иллюстрации каждого героя повести, макет синквейна).
Работа в группах
Характеристика героев повести.
(Учащиеся сначала знакомятся со своими ролями).
Задача каждой группы: дружно и слаженно работать, чтобы получился связный рассказ и полная характеристика образа героя.
Распределение ролей в группах:
1) Талантливые читатели (прекрасно знают сюжет произведения);
2) Художники (выбирают соответствующие иллюстрации);
3) Литературные критики (обращают внимание на средства художественной выразительности);
4) Психологи (замечают особенности в поведении, поступках героя, которые помогают понять характер героя, его внутренний мир);
5) Хранителей нравственных ценностей (дают оценку поступкам героев).
– Перечислите главных героев произведения. (Самсон Вырин, Дуня, Минский.)
2 Синквейн
Подведение итогов происходит с помощью приёма «Синквейн».
Каждая группа даёт характеристику одному из героев повести с помощью синквейна согласно следующему плану:
Одно существительное (имя героя)
Два прилагательных
Три глагола
Предложение, характеризующее образ героя.
Вывод – существительное
3 Притча о блудном сыне
– Как Иван Белкин описывает жилище Самсона Вырина? Зачитайте.
(…я занялся рассматриванием картинок, украсивших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит у него на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости).
– Сюжет какой библейской притчи напоминает нам автор в начале повести?
Подготовленный ученик кратко пересказывает сюжет притчи о блудном сыне.
4 Обращение к репродукции картины голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына»
– Иллюстрирует ли картина Рембрандта “Возвращение блудного сына” библейский сюжет притчи?
– Что изображено на первом плане картины?
– Какие краски выбрал художник для изображения библейской притчи? Почему?
– Для чего Пушкин в начале повести напоминает сюжет притчи?
– Можно ли Дуню назвать блудной дочерью?
– Чем отличается Дуня от блудного сына? (Пришёл за прощением к отцу, Дуня – нет. Просто мимо проезжала.)
5 Просмотр отрывка из кинофильма
(Драма «Станционный смотритель», (1972 год)).
6 Сравнительная характеристика образов Дуни и блудного сына
– Заполните таблицу.
Притча |
История Дуни |
1. |
1. Дочь, возложив ответственность на друга, уезжает тайно, без благословения отца |
2. Никто не ищет его |
2 |
3. |
3. Дуня живёт в роскоши и богатстве, становится матерью |
4. Радостная встреча отца с сыном |
4. |
5. |
5. Авдотья Самсоновна не вернулась к отцу, заехала на могилу, проезжая мимо |
6. Произошло примирение отца с блудным сыном |
6. |
VI Рефлексия
Метод незаконченного предложения
– Продолжите мою мысль:
– Мы сегодня работали над повестью…
– Это повесть, потому что…
– Повесть “Станционный смотритель” заставила меня задуматься о том, что…
– Это произведение помогло мне понять, что…
VII Выставление оценок с комментированием
VIII Домашнее задание
Посмотреть художественный фильм «Станционный смотритель» (1972 г.).