А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель». Милосердие как ведущая нравственная заповедь. Точность и краткость пушкинской прозы. 6-й класс

- 9:36II И III СТУПЕНИ, Методичка, РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА, Русский язык и литература. Сценарии

План-конспект урока русской литературы в 6-м классе (второй урок по теме). Формы проведения – урок-исследование, «литературное кафе».

Наталья КОВАЛЕВСКАЯ
учитель русского языка и литературы
ГУО «Гимназия № 1 г. Лида»,
Гродненская область

 

 

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма проведения: урок-исследование, «литературное кафе».

Тема: «А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Повесть «Станционный смотритель». Милосердие как ведущая нравственная заповедь. Точность и краткость пушкинской прозы».

Цели:

– продолжить работу над тексом художественного произведения, его темой, идеей;

– дать представление об особенностях композиции и языка данного художественного произведения;

– развивать умение анализа художественного текста и картин; развивать навык выразительного чтения;

– способствовать формированию нравственных качеств: умения сочувствовать, сопереживать, уважения к родителям и старшим.

Оборудование: презентация, иллюстрации к повести, конверты с заданиями для работы в группах; художественный фильм «Станционный смотритель» (1972 год).

 

Ход урока

I Организационный момент

Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Объявление темы урока.

 

II Постановка задач урока

– Сегодня мы дадим характеристику образов героев повести; изучим сюжетно-композиционные особенности повести, продолжим работу над развитием умения художественного анализа текста, характеристики образа героя; познакомимся с одной из библейских заповедей, будем говорить о нравственных ценностях: отзывчивости, умении сопереживать ближнему, уважении к старшим и благодарности своим родителям.

 

III Актуализация знаний

– Какова история создания первого прозаического сборника А.С.Пушкина «Повести Белкина»? (Работал в Болдино с сентября по ноябрь 1830 года. Сборник включает вступление и пять повестей. Пушкин работал над сборником очень быстро и продуктивно:

«От издателя» начало ноября 1830 г.;
«Выстрел»   14 октября 1830г.;
«Метель» 20 октября 1830 г.;
«Гробовщик» – 9 сентября 1830 г.;
«Станционный смотритель» 14 сентября 1830г.;
«Барышня-крестьянка» 20 сентября 1830 г.
Опубликован сборник в 1831 г.)

– Как мы узнали, кто такой Иван Петрович Белкин? (В предисловии к сборнику «От издателя» автор знакомит читателя с И.П.Белкиным).

– К какому жанру относится прозаическое произведение «Станционный смотритель»? (Повесть.)

– Почему это повесть? (Произведение охватывает достаточно большой временной промежуток жизни героев, имеет несколько сюжетных линий.) 

 

IV Основной этап

1 Литературное кафе

Учащиеся анализируют образы героев повести. Группа переходит от одного героя к другому, выполняя задание по характеристике образа Самсона Вырина, Дуни, Минского. 

Учащимся представлен отдельно собранный материал о героях повести: Дуне, Самсоне Вырине, Минском (иллюстрации каждого героя повести, макет синквейна).

Работа в группах

Характеристика героев повести.

(Учащиеся сначала знакомятся со своими ролями).

Задача каждой группы: дружно и слаженно работать, чтобы получился связный рассказ и полная характеристика образа героя.

Распределение ролей в группах:

1) Талантливые читатели (прекрасно знают сюжет произведения);

2) Художники (выбирают соответствующие иллюстрации);

3) Литературные критики (обращают внимание на средства художественной выразительности);

4) Психологи (замечают особенности в поведении, поступках героя, которые помогают понять характер героя, его внутренний мир);

5) Хранителей нравственных ценностей (дают оценку поступкам героев).

– Перечислите главных героев произведения. (Самсон Вырин, Дуня, Минский.)

 

2 Синквейн 

Подведение итогов происходит с помощью приёма «Синквейн».

Каждая группа даёт характеристику одному из героев повести с помощью синквейна согласно следующему плану:

Одно существительное (имя героя)
Два прилагательных
Три глагола
Предложение, характеризующее образ героя.
Вывод – существительное

 

3 Притча о блудном сыне 

– Как Иван Белкин описывает жилище Самсона Вырина? Зачитайте.

(…я занялся рассматриванием картинок, украсивших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окружённый ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит у него на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости).

– Сюжет какой библейской притчи напоминает нам автор в начале повести?  

Подготовленный ученик кратко пересказывает сюжет притчи о блудном сыне.

 

4 Обращение к репродукции картины голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына»

– Иллюстрирует ли картина Рембрандта “Возвращение блудного сына” библейский сюжет притчи?

– Что изображено на первом плане картины?

– Какие краски выбрал художник для изображения библейской притчи? Почему?

– Для чего Пушкин в начале повести напоминает сюжет притчи? 

– Можно ли Дуню назвать блудной дочерью?

– Чем отличается Дуня от блудного сына? (Пришёл за прощением к отцу, Дуня – нет. Просто мимо проезжала.)

 

5 Просмотр отрывка из кинофильма

(Драма «Станционный смотритель», (1972 год)).

 

6 Сравнительная характеристика образов Дуни и блудного сына

– Заполните таблицу.

Притча

История Дуни

1.

1. Дочь, возложив ответственность на друга, уезжает тайно, без благословения отца

2. Никто не ищет его

2

3.

3. Дуня живёт в роскоши и богатстве, становится матерью

4. Радостная встреча отца с сыном

4.

5.

5. Авдотья Самсоновна не вернулась к отцу, заехала на могилу, проезжая мимо

6. Произошло примирение отца с блудным сыном

6.

 

VI Рефлексия

Метод незаконченного предложения

– Продолжите мою мысль:

– Мы сегодня работали над повестью…

– Это повесть, потому что…

– Повесть “Станционный смотритель” заставила меня задуматься о том, что…

– Это произведение помогло мне понять, что…

 

VII Выставление оценок с комментированием

 

VIII Домашнее задание

Посмотреть художественный фильм «Станционный смотритель» (1972 г.).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий