Формировать представление о профессиях людей, создающих предметы рукотворного мира, орудиях их труда, материалах, необходимых для создания предметов.
Светлана ТОЧЕНАЯ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 11 г. Слонима»,
Гродненская область
sad11@slonim-uo.by
Тема: «Как построить Чудо-дом?»
Задачи:
– формировать представление о профессиях людей (строительные профессии), создающих предметы рукотворного мира, орудиях их труда, материалах, необходимых для создания предметов (дом);
– совершенствовать умение устанавливать зависимость конструкции, формы, величины предметов рукотворного мира от назначения;
– развивать умение самостоятельно создавать оригинальные образы на основе разных ассоциаций с опорой на наглядность;
– воспитывать желание участвовать в экспериментировании и творческой преобразующей деятельности.
Методы обучения: проблемно-развивающие методы с творческим компонентом – ТРИЗ-технология (морфологический анализ, прогнозирование, проектирование, мотивирование детской деятельности); методы повышения познавательной активности – анализ, моделирование, конструирование, решение проблемной ситуации; методы повышения эмоциональной активности – словесный рисунок.
Оборудование: морфологическая таблица, морфологическая дорожка; картинки с изображением сказочных героев и их домов (Дюймовочка – домик-цветок; поросенок Наф-Наф – каменный; Джинн – домик-лампа; Баба-Яга – домик на курьих ножках; Незнайка); карточки-схемы, обозначающие признаки, по которым строится описательный рассказ о домике; блоки Дьенеша; палочки Кьюизенера; конструктор «Лего», танграм, разрезные картинки «Строительные профессии»; знаки-символы для кодировки; набор букв и цифр.
Ход занятия
Организационная часть
Воспитатель. Сегодня у нас в гостях – Незнайка. Он не знает букв, не умеет писать, поэтому свою просьбу он зашифровал в необычных открытках. Нужно их правильно сложить и расшифровать послание.
Игра «Сложи картинку»
(Воспитанники, стоя за столами, собирают разрезные картинки «Строительные профессии»)
Воспитатель. Назовите, кто изображен на картинке и чем занимаются люди этой профессии.
Игра «Кто чем занимается»
Предполагаемые ответы воспитанников:
Экскаваторщик – роет котлован под постройку.
Крановщик – поднимает грузы на большую высоту.
Маляр – красит стены, потолки.
Штукатур – штукатурит стены.
Плотник – ставит рамы и окна.
Каменщик – кладёт стены.
Кровельщик – кроет крышу.
Бетонщик – закладывает фундамент для дома.
Стекольщик – стеклит окна и двери
Воспитатель. Назовите одним словом, какие это профессии? (Строительные). Что делают люди таких профессий? (Строят). Незнайка хочет построить себе дом непростой, необычный. Кто сможет ему помочь? Мы ему поможем обязательно. Но есть еще одна профессия, без которой дом невозможно построить. Она закодирована. Замените цифры буквами и прочитайте слово.
1 |
5 |
4 |
2 |
6 |
3 |
8 |
9 |
10 |
7 |
А |
Р |
Х |
И |
Т |
Е |
К |
Т |
О |
Р |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
И |
Е |
Х |
Р |
Т |
Р |
К |
Т |
О |
Основная часть
Воспитатель. Это профессия – архитектор. Она означает «главный строитель». Архитекторы – специалисты, которые создают здания на бумаге, чертят его, указывая размеры окон, дверей, высоту крыши. Архитектор следит за строительством до самого конца стройки. Ребенок чертит карандашом с помощью специальных линеек схемы будущего здания. Многие сооружения настолько крепкие, что, простояв не одну тысячу лет, до сих пор восхищают своей красотой.
Воспитатель. Незнайка сначала решил узнать у своих друзей, какой дом самый лучший и необычный. Отправился в путешествие и попал на волшебную дорожку.
1 Домик поросенка Наф-Нафа |
2 Домик Дюймовочки |
3 Домик Джинна |
4 Домик Бабы-Яги |
5 Домик Василисы Прекрасной |
1 Побежал Незнайка по дорожке и очутился у домика поросенка Наф-Нафа. Радостно встретил гостей Наф-Наф и рассказал о своем домике. Рассказ «От имени» (материал, форма, размер, эстетическое оформление, почему именно такой домик построил Наф-Наф).
2 Побежал Незнайка по дорожке дальше и попал на красивый луг, где цвели яркие цветочки. На одном из них и был домик Дюймовочки. Рассказ о домике.
3 Побежал Незнайка дальше. Бежит, бежит, смотрит – а на берегу озера лежит лампа. Хотел взять лампу да зачерпнуть водицы, как услышал голос из кувшина. Имитация голоса джинна из кувшина, его рассказ о своем домике. (Использование ТСО)
Физкультминутка «Дом»
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб входная дверь была,
Рядом чтоб сосна росла,
Чтоб вокруг забор стоял,
Пес постройку охранял.
Солнце светит, дождик шёл,
Чтоб в саду тюльпан расцвел.
Чем неудобен его дом-лампа? Чем хорош?
4 Прибежал Незнайка в дремучий лес. Испугался, разве может в таком темном месте быть жилье? Да вдруг увидел избушку на курьих ножках. Обошёл вокруг домика, рассмотрел его. А был он вот такой …. Догадались, кто здесь живет? Не понравился Незнайке этот домик, уж больно мрачным был лес и дом. Убежал из леса.
5 Пришел Незнайка к высокому терему расписному, в котором жила Василиса Прекрасная. Дети рассматривают картинки, где изображены различные терема, с позиции эстетического оформления (арки, резьба, колонны, резные наличники, крыльцо, роспись и другие дизайнерские решения).
Воспитатель. Какие интересные и необычные дома. Незнайке понравились почти все дома, он даже не знает, какой дом для них необходим. Что делать? Я предлагаю отправиться в проектное бюро, где работает архитектор, который поможет решить эту сложную задачу. Сегодня вы все – архитекторы. Ваша задача – придумать проект необычного дома, используя компьютер (морфотаблицу), рассказать о своем проекте.
Методические рекомендации: в групповом обсуждении выбираются признаки для Волшебного Комода (морфотаблицы). Заполняется таблица (условные обозначения дети придумывают сами). Составляется творческий рассказ от имени «ребенка-архитектора».
Чей домик |
Материал |
Форма |
Цвет |
Размер |
Дюймовочка |
дерево |
круглый |
прозрачный |
огромный, |
Наф-Наф |
кирпич |
квадрат |
черный |
размером с автобус |
Старик Хоттабыч |
глина |
овал |
пёстрый |
высотой с пенёк |
Баба-Яга |
стекло |
прямоугольные формы |
белый |
безразмерный |
Василиса Прекрасная |
комбинация материалов |
бесформенность |
серебристый |
высокий, как скала |
Джинн |
камень |
многоугольники |
изменяющий цвет (хамелеон) |
размером с мышиную норку |
Ребенок. Я хочу построить дом, как у Дюймовочки. Он будет квадратной формы, сделан из стекла, чтобы я мог любоваться окружающей природой, и чтобы в нем всегда было светло. Размером он будет как скала, чтобы случайный прохожий не разбил его. Мой домик будет менять цвет, я буду видеть всех, а меня – никто и т.д.
Воспитатель. Давайте отправимся в экспериментальную мастерскую к Дедусу и постараемся воплотить ваши проекты в жизнь. Предлагаю выбрать материал, из которого выбудете строить дом по проекту. (Воспитанники выбирают конструкционный материал: танграм, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, конструктор «Лего», мягкий модульный конструктор и распределяются на подгруппы).
Воспитатель. Предлагаю в каждой группе выбрать главного конструктора. (Воспитанники путем голосования выбирают лидера и отмечают его знаком отличия)
Рефлексия
Воспитатель. Что вам понравилось на занятии?
Воспитатель и дети стоят в кругу. Дети передают мяч друг другу со словами: «На занятии мне понравилось…, а что понравилось тебе?»
Я вами очень горжусь, вы большие молодцы и надеюсь, что кто-нибудь из вас в дальнейшем выберет такую важную, интересную профессию архитектор и придумает что-нибудь необычное.
Продуктивная творческая деятельность детей (работа по подгруппам): воспитанники конструируют «Чудо-дом» согласно проекту и выбранному материалу, затем главный конструктор презентует постройку для главного героя.
Анализ работы детей с позиции оригинальности, практичности и функциональности.