Семейный челлендж «#Мыпомним#мыгордимся» разработан с целью формирования гражданского и патриотического воспитания посредством эмоционального восприятия исторического прошлого белорусского народа.
Елена БОГОЛЕЙША,
заместитель директора по воспитательной работе
ГУО «Средняя школа №11 имени генерала армии А.И.Антонова г. Гродно»
А.Г.Лукашенко сказал: «Наша заслуга в том, что Беларусь остается островком мира, спокойствия и порядка.
Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне – важнейшая задача в деле гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, которое должно быть ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных, духовных традиций белорусского народа, идеологии белорусского государства, правовых знаний, формирования готовности к исполнению гражданского долга, правовой ответственности.
Челлендж – это одна из наиболее действенных форм работы в патриотическом воспитании современной молодежи, учащиеся погружаются в иную реальность, возрастает их интерес к историческому и культурному наследию родной страны, событиям Великой Отечественной войны, формируется ответственное гражданское поведение. Привлечение к участию родительской общественности способствует развитию эмоционального, бережного отношения к историческому прошлому своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.
Семейный челлендж «#Мыпомним#мыгордимся» разработан с целью формирования гражданского и патриотического воспитания посредством эмоционального восприятия исторического прошлого белорусского народа.
Задачи:
– формировать осознанное отношение к историческому прошлому Республики Беларусь, ее независимому настоящему и будущему посредством семейного досуга;
– расширить знания об истории Великой Отечественной войны;
– воспитывать чувство уважения к героическому прошлому белорусского народа;
Челлендж включает в себя выполнение заданий по маршруту, на котором расположены игровые точки. На старте все команды одновременно получают маршрутный лист для движения в ходе челленджа. На игровой точке команде необходимо прослушать определенную информацию по теме игры, выполнить определенные задания, получить часть QR-кода
Победителем становится команда, которая первой справится с заданием.
Оборудование: раздаточный материал каждой игровой точки по количеству команд-участниц.
Участники: семьи, состоящие из трех человек (мама, папа и ребенок VI–VII класса).
Ход игры
1 Организационный этап
Ведущий приветствует участников и знакомит с правилами проведения челленджа.
У каждой команды – индивидуальный лист для движения, где указано, в каком порядке необходимо посетить игровые точки. На каждой игровой точке командам предстоит выполнить задания, за которые она получит часть QR-кода. Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов.
2 Основной этап
Игровая точка «Марш-бросок»
Участникам предлагается назвать определения понятий, которые зачитывает ведущий на игровой точке. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1) Военный, который поражает цели с позиций укрытия или с расстояний, превышающих возможности обнаружения цели. (Снайпер)
2) Смелые, мужественные люди, которые вели беспощадную борьбу с врагом, взрывая вражеские составы, поезда с военной техникой, передавая важные сведения войскам. (Партизаны)
3) Военный, который узнает важную информацию о врагах, об их количестве, технике и их военных планах. (Разведчик)
4) Солдат, который охраняет границу. (Пограничник)
5) Человек, который управляет самолетом. (Летчик)
6) Человек, который находится на военной службе и обучен передавать сообщения на расстояние при помощи тех или иных технических средств. (Связист)
7) Военные, которые разминируют мины, минные поля, мосты, дороги, а также обезвреживают неразорвавшиеся снаряды. (Сапёры)
8) Солдат, который воевал в пешем строю. (Пехотинец)
9) Офицер, имеющий медицинское образование, призванный работать во время боевых действий, оказывать медицинскую помощь, преимущественно хирургического характера. (Военный врач)
10) Военный специалист по передаче и приёму сообщений по радио. (Радист)
Игровая точка «Их именами названы улицы г. Гродно»
В городе Гродно многие улицы носят имена героев Великой Отечественной войны. Командам предлагается вспомнить имена этих героев и соотнести их с фотографиями. За каждый правильный ответ – 2 балла.
Игровая точка «Лагеря смерти»
По инициативе Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и на основании сведений, полученных в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в ходе Великой Отечественной войны, были созданы карты сожжённых деревень и лагерей смерти.
Командам предлагается с помощью интерактивной карты сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь отметить с помощью стикеров концлагеря, гетто, места захоронения населения на карте Республики Беларусь:
Красный Берег, Тростенец, Домачево, Озаричи, Пятый полк, Колбасино, Колдычево, Богушевска, Луполово, Бронная Гора.
QR-код сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь (страница «Карты сожженных деревень и лагерей смерти»)
Карта Республики Беларусь (для выполнения задания)
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Игровая точка «Штурм»
На данной игровой точке каждому участнику команды предлагается индивидуальное задание. За выполнение каждого задания предусматривается определённое количество баллов. По итогам баллы суммируются.
Задание для ребенка: В течение 2 минут необходимо найти 10 качеств ПАТРИОТА своей страны. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ответ: верность, бескорыстие, уважение, смелость, мужество, целеустремленность, ответственность, честь, стойкость, воля.
Задание для мамы: В первые минуты начала Великой Отечественной войны удар на себя приняли пограничники. На территории Гродненской области находится 14 пограничных застав.
Участнику необходимо найти названия 10 пограничных застав Гродненского пограничного округа. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание для папы: Участнику необходимо соотнести отличительные знаки и воинские звания, используемые в Вооруженных Силах Республики Беларусь. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Игровая точка «Передача информации»
Во времена Великой Отечественной войны не было мобильных телефонов, Интернета, а информацию о ходе боев необходимо было передавать; и так, чтобы враг не смог прочитать, поэтому ее шифровали и применяли различные техники, в том числе и азбуку Морзе.
Командам предлагается зашифровать информацию с помощью кодовой таблицы азбуки Морзе:
Текст: Спасибо за Победу над фашизмом! Помним! Знаем! Чтим!!
3 Подведение итогов
Жюри фиксирует итоги в протоколах. Команды из частей, полученных на игровых точках, собирают QR-код. Побеждает команда, которая окажется лучшей в семейном челлендже. Подводятся итоги, награждаются победители.
Ведущий. Сегодня в QR-коде вы получаете ссылку на фильм «Брестская крепость» (всем командам выдается целый QR-код). Мы, думаем, что после прохождения всех испытаний сегодняшнего челленджа вы завершите день совместным просмотром фильма, а затем обсудите его.
Солдаты Брестской крепости первыми приняли удар немецко-фашистских захватчиков 22 июня 1941 года и с достоинством и отвагой защищали свою Родину. И в наших силах никогда не забывать о подвигах наших дедов и отцов, уважать историю своей Родины и рассказывать о ней своим детям и внукам. Всем спасибо!
Список литературы
1 Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 208 с.
2 Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П.Зубко // Праблемы выхавання. – 2005. – №1. – С.12- 16.