Алкины. Урок химии в 10-м классе

- 11:27II И III СТУПЕНИ, Методичка, ХИМИЯ, Химия. Сценарии

Формирование представлений о составе, строении, изомерии и номенклатуре углеводорода с тройной связью в молекуле.

Инна ЛАПТЮХОВА,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 4 г. Орши»,
Витебская область

 

Цель: формирование представлений о составе, строении, изомерии и номенклатуре углеводорода с тройной связью в молекуле.

Задачи

Образовательные: изучить строение, состав, изомеризацию и номенклатуру алкинов, выявить их отличия от алкенов и алканов.

Развивающие: создать условия для развития умений составлять структурные формулы изомеров и давать им систематическое название.

Воспитательные: способствовать формированию умений осуществлять самоконтроль хода и результатов своей деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебное пособие, тетрадь для обучающих работ, телевизор, презентация, мобильный телефон, рабочий лист урока (с организацией самоконтроля), карты гимнастики для глаз, карты рефлексии.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы работы: словесный, наглядный, проблемный, поисковый.

 

Ход урока

1 Организационно-мотивационный этап (2 минуты)

Задача этапа: Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, формирование рабочего настроения учащихся.

– Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Прием «Добро-карточки»

– Начнем наш урок с девиза. У вас на столах лежат карточки. Переверните их и озвучьте свой девиз.

 

2 Этап проверки домашнего задания (5 минут)

Задача этапа: Определить уровень усвоенного материала предыдущей темы (анализ и самопроверка).

– С каким классом углеводородов мы познакомились на прошлом уроке?

– Давайте проверим, насколько вы сильны в этом. Результаты своей работы вы внесете в оценочный лист. На выполнение задания вам дается 3 минуты. Прием «Google-форма» (индивидуальная работа с анализом ошибок и внесение баллов в оценочный лист).

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeeXnnmWCf5YWqBpGLdx-ZxPXz7uLeZfFiw5k1Y9BJWO4xSJA/viewform

 

3 Этап актуализации знаний (3 минуты)

Задача этапа: Подведение учащихся к новой теме, мотивация и целеполагание.

На слайде информация об особенностях строения трех веществ. Определение класса углеводородов.  

– Давайте сформулируем цели урока: что к окончанию занятия мы должны будем знать и уметь. (Формулируют цели).

 

4 Этап изучения новых знаний и способов деятельности (15 минут)

Работа с маршрутными листами

Информацию об алканах и алкенах учащиеся заполняют самостоятельно, об алкинах – с помощью учебного пособия (поисковый метод).

При выполнении задания учащиеся используют видео из информационного банка ЭОР (электронные образовательные ресурсы).

 

Вопрос

Алкан

Алкен

Алкин

Особенности строения
(кратность связи)

одинарная

двойная

тройная

Определите число связей в углеводороде с 2 атомами углерода

σ=7
π=нет

σ=5
π=1

σ=3
π=2

Длина связи

0.154 нм

0.134 нм

0.120 нм

Валентный угол

109

120

180

Тип гибридизации

sp3

sp2

sp

Общая формула

CnH2n+2

CnH2n

CnH2n-2

Составьте молекулярную формулу углеводорода с 4 атомами углерода

C4H10

C4H8

C4H6

Составьте структурную формулу углеводорода с 4 атомами углерода (назовите вещество)

H3C-CH2-CH2 -CH3
н-бутан

H3C-CH=CH-CH3
бутен-2

H3C-C C- CH3
бутин-2

Типы изомерии

Составьте структурную формулу одного изомера углеводорода с 5 атомами углерода (назовите вещество)

Углеродной
цепи
CH3-CH-CH3

CH3
2-метилпропан

Кратной
связи
H2C=CH-CH2-CH3
бутенен-1

Углеродной цепи
H2C=C-CH3

      CH3
2-метилпропен

Кратной
связи
HC C- CH2- CH3
бутин-2

 

Физкультминутка (2 минуты)

Гимнастика для глаз.

Практико-ориентированное задание

Ацетилен – горючий газ, не имеющий цвета и запаха, который применяют при газовой сварке металлов. Температура горения смеси кислорода и ацетилена может достигать до 3300 градусов Цельсия. Сейчас в процессе газовой сварки используют специальные баллоны белого цвета, содержащие газ ацетилен, в виде раствора, поглощённого пористой массой.

1. Напишите молекулярную и структурную формулу ацетилена.

C2H2
HC CH

2. Какое второе название ацетилена? (Этин)

3. Почему именно этот газ эффективно использовать при сварке? (При горении ацетилена выделяется большое количество тепла)

 

5 Этап закрепления и применения изученного (10 минут)

Использование специальных заданий после объяснения нового материала (на выбор).

Вариант 1

Вариант 2

Назовите вещество:

Составьте изомер и назовите его.

Назовите вещество:

Составьте изомер и назовите его.

Массовая доля углерода в алкине равна 90%. Определите формулу алкина и составьте его структурную формулу.

Массовая доля водорода в алкине равна 10%. Определите формулу алкина и составьте его структурную формулу.

 

6 Этап подведения итогов (3 минуты)

– Скажите, мы достигли целей, поставленных в начале урока?

– Давайте подведем итоги. Сравните свой результат (отметку) с деятельностью на уроке.   

 

7 Этап информирования о домашнем задании (1 минута)

§ 18 упр. 3, карбидная лампа.

 

8 Рефлексия (2 минуты)

– Как ваш девиз сегодня отразился в вашей работе? (Возвращение к «Добро-карточкам»).

 

Поделиться ссылкой:

0
Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий