Формирование представлений о составе, строении, изомерии и номенклатуре углеводорода с тройной связью в молекуле.
Инна ЛАПТЮХОВА,
учитель химии
ГУО «Средняя школа № 4 г. Орши»,
Витебская область
Цель: формирование представлений о составе, строении, изомерии и номенклатуре углеводорода с тройной связью в молекуле.
Задачи
Образовательные: изучить строение, состав, изомеризацию и номенклатуру алкинов, выявить их отличия от алкенов и алканов.
Развивающие: создать условия для развития умений составлять структурные формулы изомеров и давать им систематическое название.
Воспитательные: способствовать формированию умений осуществлять самоконтроль хода и результатов своей деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебное пособие, тетрадь для обучающих работ, телевизор, презентация, мобильный телефон, рабочий лист урока (с организацией самоконтроля), карты гимнастики для глаз, карты рефлексии.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Методы работы: словесный, наглядный, проблемный, поисковый.
Ход урока
1 Организационно-мотивационный этап (2 минуты)
Задача этапа: Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, формирование рабочего настроения учащихся.
– Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Прием «Добро-карточки»
– Начнем наш урок с девиза. У вас на столах лежат карточки. Переверните их и озвучьте свой девиз.
2 Этап проверки домашнего задания (5 минут)
Задача этапа: Определить уровень усвоенного материала предыдущей темы (анализ и самопроверка).
– С каким классом углеводородов мы познакомились на прошлом уроке?
– Давайте проверим, насколько вы сильны в этом. Результаты своей работы вы внесете в оценочный лист. На выполнение задания вам дается 3 минуты. Прием «Google-форма» (индивидуальная работа с анализом ошибок и внесение баллов в оценочный лист).
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeeXnnmWCf5YWqBpGLdx-ZxPXz7uLeZfFiw5k1Y9BJWO4xSJA/viewform
3 Этап актуализации знаний (3 минуты)
Задача этапа: Подведение учащихся к новой теме, мотивация и целеполагание.
На слайде информация об особенностях строения трех веществ. Определение класса углеводородов.
– Давайте сформулируем цели урока: что к окончанию занятия мы должны будем знать и уметь. (Формулируют цели).
4 Этап изучения новых знаний и способов деятельности (15 минут)
Работа с маршрутными листами
Информацию об алканах и алкенах учащиеся заполняют самостоятельно, об алкинах – с помощью учебного пособия (поисковый метод).
При выполнении задания учащиеся используют видео из информационного банка ЭОР (электронные образовательные ресурсы).
Вопрос |
Алкан |
Алкен |
Алкин |
Особенности строения |
одинарная |
двойная |
тройная |
Определите число связей в углеводороде с 2 атомами углерода |
σ=7 |
σ=5 |
σ=3 |
Длина связи |
0.154 нм |
0.134 нм |
0.120 нм |
Валентный угол |
109 |
120 |
180 |
Тип гибридизации |
sp3 |
sp2 |
sp |
Общая формула |
CnH2n+2 |
CnH2n |
CnH2n-2 |
Составьте молекулярную формулу углеводорода с 4 атомами углерода |
C4H10 |
C4H8 |
C4H6 |
Составьте структурную формулу углеводорода с 4 атомами углерода (назовите вещество) |
H3C-CH2-CH2 -CH3 |
H3C-CH=CH-CH3 |
H3C-C C- CH3 |
Типы изомерии Составьте структурную формулу одного изомера углеводорода с 5 атомами углерода (назовите вещество) |
Углеродной |
Кратной Углеродной цепи |
Кратной |
Физкультминутка (2 минуты)
Гимнастика для глаз.
Практико-ориентированное задание
Ацетилен – горючий газ, не имеющий цвета и запаха, который применяют при газовой сварке металлов. Температура горения смеси кислорода и ацетилена может достигать до 3300 градусов Цельсия. Сейчас в процессе газовой сварки используют специальные баллоны белого цвета, содержащие газ ацетилен, в виде раствора, поглощённого пористой массой.
1. Напишите молекулярную и структурную формулу ацетилена.
C2H2
HC CH
2. Какое второе название ацетилена? (Этин)
3. Почему именно этот газ эффективно использовать при сварке? (При горении ацетилена выделяется большое количество тепла)
5 Этап закрепления и применения изученного (10 минут)
Использование специальных заданий после объяснения нового материала (на выбор).
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Назовите вещество: Составьте изомер и назовите его. |
Назовите вещество: Составьте изомер и назовите его. |
Массовая доля углерода в алкине равна 90%. Определите формулу алкина и составьте его структурную формулу. |
Массовая доля водорода в алкине равна 10%. Определите формулу алкина и составьте его структурную формулу. |
6 Этап подведения итогов (3 минуты)
– Скажите, мы достигли целей, поставленных в начале урока?
– Давайте подведем итоги. Сравните свой результат (отметку) с деятельностью на уроке.
7 Этап информирования о домашнем задании (1 минута)
§ 18 упр. 3, карбидная лампа.
8 Рефлексия (2 минуты)
– Как ваш девиз сегодня отразился в вашей работе? (Возвращение к «Добро-карточкам»).