Елена СТУПЧИК,
учитель физики ГУО «Средняя школа №9 имени Героя Советского Союза Г.Н.Холостякова г.Барановичи», руководитель творческой группы учителей физики г.Барановичи
Быть в тренде – это значит быть в курсе самых актуальных изменений, придерживаться их и быть лидером в этих направлениях.
А как продемонстрировать, что я нахожусь в тренде?
Я думаю, что для этого надо:
- проанализировать свою педагогическую деятельность;
- поделиться опытом.
В новых условиях жизни привычные методы и средства обучения не срабатывают или недостаточно эффективны. В связи с этим я стараюсь быть в курсе современных изменений в образовании с целью улучшения качества образования.
В поиске информации обращаюсь к источникам, которые содержат конкретные примеры из опыта учителей, владеющих современными технологиями и являющихся лидерами в этих направлениях: сайты http://www.nastaunik.info, http:/www.aacenka.by, http:/www.academy.edu.by.
Здесь можно ознакомиться с видеозаписями мастер-классов, уроков, тренингов, лекций, встреч, ознакомиться с разработками учебных занятий.
Посещение семинаров, которые проходят в Академии последипломного образования, и различных конференций и фестивалей (Республиканский рождественский фестиваль, (не) конференции для учителей ЕdCamp Belarus, Фестиваль педагогических идей) где опытом делятся лидеры в своих направлениях, позволяет задуматься о своей педагогической практике, найти единомышленников.
Учёба на дистанционных курсах (Даследаванне урока, Активная оценка) позволяет без отрыва от работы углубить свои знания и под руководством опытных менторов и применить их на практике.
Введение мною в образовательный процесс элементов активной оценки после окончания дистанционных курсов привело к изменению привычных форм работы на уроках, и я заметила, что ребята изменили своё поведение на уроке, как-то изменилась и сама атмосфера урока.
А что повлияло на эти изменения? Я считаю, образовательная среда, учитель и сами ученики. Эти изменения я стала замечать только тогда, когда начала меняться сама и менять сам процесс обучения.
В своей педагогической практике я активно использую сервисы Google.
С помощью Google Презентации можно создавать замечательные коллективные проекты, используя эту технологию не только на уроках, но и во внеурочное время.
Использование Googlе Презентаций в образовательном процессе позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся и повышает мотивацию к обучению. И как результат, возрастает эффективность самостоятельной работы учащихся. А за счет дифференциации процесса обучения, рационального сочетания коллективной формы работы с индивидуальным подходом в обучении развивается умение участвовать в работе группы.
Google формы позволяют с лёгкостью провести опрос или проверить знания учащихся, создав тестовое задание. Это удобная форма для организации быстрой обратной связи.
QR-кодирование уже широко применяется и в образовании.
Как можно использовать QR-кодирование в процессе обучения?
Вот примеры:
- Кодирование заданий для групповой или индивидуальной работы.
- Ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определённой теме.
- Ссылки на мультимедиа-, аудио- и видеокомментарии.
- Связь с онлайн контентами, обеспечивающими доступ в электронные библиотеки.
- Размещение на стендах ссылок на тематические мультимедиаресурсы.
Кроме такой формы работы, QR-коды могут быть использованы для: - организации квестов,
- викторин и самостоятельных работ.
Это помогает не только закрепить и углубить предметные знания учащихся, но и повысить учебную мотивацию в сфере освоения новых коммуникационных технологий.
Систематическая работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся – залог высоких результатов обучения.
Активно в своей педагогической практике я использую образовательную платформу «ЭФФОР». Она позволяет устранять отставание учащихся через технологию выявления и устранения пробелов в знаниях школьников, основанную на согласованном использовании образовательной платформы и комплекта мобильных приложений для учителя, учеников и их родителей, что обеспечивает активную работу каждого учащегося не только на уроках, но и дома.
Вот основные варианты использования образовательной платформы по физике:
- ученики получают дифференцированные домашние задания;
- использование образовательной платформы через поддерживающие занятия – с учащимися, которые имеют временные трудности в изучении предмета;
- использование ресурса при проведении стимулирующих занятий;
- ресурс используется прямо на уроке:
- в компьютерном классе;
- с мобильных устройств учащихся.
В результате использования образовательной платформы «ЭФФОР» я отметила, что качество обучения учащихся повысилось за счёт организации более эффективной самостоятельной работы.
В образовании уже получили распространение следующие дистанционные технологии: электронные библиотеки, обучающие порталы, электронные учебные материалы, тестирующие системы и т.д. Существенным компонентом любой формы получения образования являются учебные материалы и ресурсы. Содержательные, хорошо проработанные и оформленные учебные материалы способны стимулировать процесс самообразования учащихся и, таким образом, повысить эффективность их самостоятельной работы. Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы учащихся, в значительной степени возрастает интенсивность учебного процесса.
Огромные возможности существуют сейчас для организации дистанционного обучения. В этом могут помочь:
- система дистанционного бучения canvas;
- республиканская образовательная платформа education.
Дистанционное обучение предусматривает преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы учащимися на основе использования дистанционных образовательных технологий. Современные интернет-технологии позволяют обеспечивать интерактивное взаимодействие учащихся и преподавателей в процессе обучения, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала, а также контроль их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
Любое новшество, которое я применяю в образовательном процессе, проходит последовательно несколько стадий: анализ – проектирование – внедрение оценка. Только осмысленное, последовательное, поэтапное внедрение нового в образовательный процесс позволит создать качественное обучение.
Для себя я определила, что тренды – это уже существующие требования ко мне как к преподавателю, который работает в современных реалиях.
А значит и моя работа должна соответствовать современным тенденциям!