Вероника КИРЬЯНОВА,
педагог социальный средней школы № 12 Жлобина
Анализ опыта работы с подростковой агрессией службой СППС государственного учреждения образования
«Средняя школа № 12 города Жлобина»
На протяжении последних лет тема подростковой агрессии – одна из наиболее обсуждаемых проблем современного общества. В изучении данной проблемы выпущено и изучено огромное количество книг, статей, публикаций и др.
Агрессия, как индивидуально-личностное свойство, мешает социальной адаптации и жизни самого подростка. В современной и классической литературе можно узнать о природе агрессии, и её системе, типах и формах её проявления в работах таких психологов, как: К.Лоренц, Л.Берковиц, А.Басс, С.Розенцвейг, А.Бандура. Много исследований в изучении проблемы агрессивного поведения у И.А.Фурманова, О.Ю.Михайловой, С.Л.Соловьёвой.
Однако до сих пор эта проблема подростковой агрессии не изучена до конца.
Для предупреждения и профилактики агрессивного поведения подростков ниже предлагается система мероприятий на различных этапах социальной организации (правовом, экономическом, социально-психологическим, педагогическом, медико-санитарном, общегосударственном), направленная на то, чтобы предупредить начальную стадию агрессивного поведения.
Успешная профилактическая работа имеет прямую взаимосвязь с ранней диагностикой агрессивного и враждебного поведения в подростковом возрасте.
Качественная профилактическая работа нацелена на предупреждение и выявление агрессивности у подростков, имеет прямую зависимость, от диагностических методов, направленных на выявление предрасположенности к развитию агрессивного поведения у подростков.
Самым распространённым стал метод опроса по методике Басса – Дарки. Этот опросник направлен на диагностику так называемой мотивационной агрессии – прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. А.Басс и А.Дарки во время создания своего опросника определили следующие группы агрессивных реакций: физическая агрессия (нападение), косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия.
В диагностическом исследовании агрессивного поведения также был использован опросник «Шкала тревоги» Ч.Д.Спилбергера. Тест определяет уровень тревожности, исходя из шкалы самооценки (высокая, средняя, низкая) и состоит из двух этапов:
1 этап выявление уровня СТ (ситуативной тревожности);
2 этап выявление уровня ЛТ (личностной тревожности).
Опросники обладают высокой степенью информативности, и показали хорошие результаты в выявлении агрессивного поведения.
Практическая работа проводилась на базе средней школы № 12
г. Жлобина.
Исследование проводилось среди несовершеннолетних учащихся возраста 14–16 лет.
Целью исследования было: выявление уровня агрессивности у подростков, и по результатам полученных данных проведение психокоррекционной и профилактической работы.
Экспериментальная работа строилась в следующей последовательности:
1 этап: констатирующий, на котором мы провели диагностическое исследование подростков.
Испытуемым были предложены две вышеуказанные методики. Наиболее сложным для них оказалась методика опроса Басса – Дарки.
В методике Басса – Дарки мы выявили процентное соотношение уровня агрессии у школьников в возрасте 14 – 16 лет.
В этой возрастной группе уровень проявления физической агрессии составил 62 %. Такой высокий показатель уровня физической агрессии у подростков в возрасте 14–15 лет служит доказательством того, что подростки в этом возрасте могут являться «пленниками» информационного воздействия (просмотр жестоких фильмов, видеоигр).
Уровень проявления косвенной агрессии составил 53 %. Из них 32 % –показатель косвенной агрессии у девочек-подростков. Такой показатель показывает нам то, что девочки предпочитают избегать физического насилия. Им легче оскорбить, обидеть.
Уровень проявления негативизма составил 73 %, как у девочек, так и у мальчиков.
Уровень проявления раздражительности составил 54 %.
Уровень проявления обиды составил 31 %. Такой показатель свидетельствует о том, что подростки в возрасте 14–15 лет, наиболее зависимы от мнения общественности, что и проявляется в чрезмерной обиде.
Уровень проявления подозрительности составил 34 %.
Чувство вины – показатель составил 14 %.
На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что из всех показателей, самый высокий уровень агрессии связан с негативизмом. Мы можем предположить, что такая форма проявления агрессии вызвана пиком пубертатного периода у подростков.
Анализ результатов, полученных во время беседы, показал, что все подростки слышали и понимают такое понятие, как агрессия, и могут дать определение агрессивного и враждебного состояния.
Определяющим видом агрессии у мальчиков-подростков была физическая агрессия как доминирующий вид агрессии, т. к. был выявлен высокий уровень ИА (индекс агрессии), у девочек-подростков был выявлен высокий уровень ИВ (индекс враждебности), который проявляется в выраженной обиде и подозрительности.
«Шкала тревоги» Ч.Д.Спилбергера дала следующие результаты: у подростков преобладает низкий и средний уровень ситуативной тревожности (66,1 %), высокого уровня ситуативной тревожности нет ни у одного подростка. Но при обработке результатов личностной тревоги мы наблюдаем высокую степень личностной тревожности (79,1 %).
2 этап: формирующий. На этом этапе была проведена коррекционная работа с подростками.
У детей подросткового возраста очень проблематично применить конструктивный подход в корректировании девиантного поведения.
В психокоррекционной работе с подростками, проявляющими агрессию, специалисты нашей школы выделяют такие составляющие:
- выделить подлинную цель проступка;
- применить индивидуальные методы воздействия для прекращения агрессивного проявления;
- проанализировать текущие результаты методов воздействия для снижения вспышек агрессии у подростка.
Для этого педагог социальный, либо педагог – психолог устанавливает личную связь с агрессивным подростком. Такое «личное» взаимодействие помогает в разрешениии конфликтных ситуаций.
Важно говорить о том, что не сам подросток является проблемой, а именно его агрессивное поведение нуждается в психокоррекции. Здесь педагог не должен решать проблему за подростка. Важно побуждать подростка в проявлении независимости, дать шанс самому найти варианты разрешения данной ситуации.
В психокоррекционной работе направленной на перестройку враждебных форм поведения, мы используем такие методы, как:
- игровая коррекция, являющаяся наиболее востребованной (особенно в отношении детей младшего возраста);
- групповая коррекция, которая работает через изъятие подростка из привычного окружения (здесь идёт речь о том, когда существует конфликт между агрессивностью и его близким окружением);
- коррекция агрессивного поведения посредством методов арт-терапии, творческого самовыражения;
- коррекция агрессивного поведения через спортивные секции (групповые виды спорта, выступающие как сотрудничество);
- поведенческие методы в коррекции агрессивности.
- просветительские методы воздействия на семью несовершеннолетних.
3 этап: контрольный. Здесь рассматривается результат педагогического воздействия на несовершеннолетних. При выявлении недостатков в работе, проводится анализ действий, по результатам которых изменяется тактика в коррекции подростковых девиаций.
Таким образом, отклонение в поведении подростка – это следствие педагогической запущенности и неблагоприятной социальной среды. И как итог – агрессия и вражда.