Что делать с мусором?

- 23:06II И III СТУПЕНИ, Исследовательская деятельность

 

Захар ЧИРВОНЫЙ,
учащийся 4 класса Петревичского детского сада – средней школы Новогрудского района

Руководитель исследовательской работы:
Надежда Ивановна ЧУРА,
учитель начальных классов Петревичского детского сада – средней школы Новогрудского района

Аннотация

Это исследование родилось из извечных детских вопросов: а почему, а как, а зачем?

Все наши мечты – о хорошем будущем, о дружбе человека и природы, о прекрасной Земле. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас. И это замечательно.

Но мы странно неправильно живем на земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги – охраняем, а озера, родники, облака, безлюдные места – нет.

Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть, 97 %, идет в отходы. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди свалок, этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Все эти вопросы – из курса окружающего мира. И говорим мы про все это на уроках. Но именно у Захара Чирвоного возникли вопросы: «А ведь мы являемся частью жизни на Земле? Как мы познаем мир? Что мы можем сделать для окружающего нас мира?»

Я предложила Захару поработать над этой темой. Начался сбор материала. И учебники, и разговоры со взрослыми, и сеть интернет. Захар искал ответ на вопросы: «Куда девается мусор?», «Что нужно делать, чтобы мусора на земле было меньше?», «Как беречь природу?».

Теперь ему очень хочется поделиться полученными знаниями, показать, что всё на земле взаимосвязано, что мы часть природы, и каждый из нас может внести свой вклад в ее благополучие, а значит – и в свое!

Захар смог провести анализ собранной информации, сделать интересные выводы. Ему очень понравился такой вид работы, как исследовательская деятельность. Пока Захар не готов сказать, будет ли следующий проект, продолжит ли он этот. На данном этапе у ребенка радость, что все получилось, осознание того, как бережно нужно относиться к окружающему миру, и превратить обычный мусор, возможно, в радость для всех и каждого!

Н.И.ЧУРА

 

 

Я живу в агрогородке Петревичи Новогрудского района. Один раз в неделю по нашей улице проезжает машина и собирает мусор. Ещё вчера этими предметами мы пользовались, а сегодня они никому не нужны. Все проходят мимо и не замечают, как выброшенные вещи исчезает в мусоровозе.

Так куда же везут мусор? Что происходит с ним? Я задумался об этом и решил спросить у мамы. Мама рассказала, что мусор вывозят в определенное место, на свалку. И мы с ней поехали туда. На свалке я увидел горы мусора.

Как долго он будет здесь лежать? Может ли мусор стать полезным?

Я решил найти ответы на эти вопросы, провести свое исследование.

Мусор – отбросы. Отбросы – негодные остатки чего-нибудь. Мусор – это отбросы растительного, животного и минерального происхождения, накапливающиеся в домашнем и коммунальном хозяйстве, торговле и промышленности. Причины его появления различны, но главным его источником является деятельность человека.

Наиболее распространенный вид мусора – твердые бытовые отходы: остатки продуктов питания, деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых, текстильных и других предметов.

Интересно, а сколько бытовых отходов выбрасывает наша семья? И что мы можем сделать, чтобы уменьшить количество мусора? Я заглянул в мусорное ведро дома. Что же пошло в мусор? В основном, в мусорном ведре были пластиковые бутылки от различных напитков (молока, кефира, соков) и химических средств, пластиковые стаканчики из-под сметаны, йогурта, металлические банки от консервированных продуктов, целлофановые упаковочные пакеты.

Я решил уточнить, сколько и какой мусор выбрасывает наша семья за неделю. Оказалось, что моя семья за неделю выбрасывает 5 кг 900 г мусора: пищевые отходы – 2 кг 900 г, бумажные отходы – 800 г, металлы: 3 консервных банки, 2 батарейки, фольга – 300 г, пластик: 11 полиэтиленовых пакетов, 2 пластиковых бутылки, 4 стакана от йогурта, 5 упаковок от продуктов, 1 пластмассовый флакон, тюбик от зубной пасты – 1 кг 00 г, стекло – 800 г.

Таким образом, можно произвести примерные расчеты количества мусора, который выбрасывается нашей семьей за год, – примерно, 307 кг 64 г.

А сколько такого мусора собирается ежедневно на всей Земле. Страшно представить!

Опытным путём я решил определить время разложения некоторых групп отходов, которые больше всего встречаются в мусорных вёдрах.

Поздней осенью на огороде я закопал в землю пластиковую бутылку, кожуру от мандарина, картошки, тыквы, стеклянную бутылку, жестяную банку, целлофановый пакет, а весной откопал, чтобы посмотреть, что с ними стало. И к моему удивлению, пищевые отходы разложились полностью, газетной бумаги не стало, пластиковая и стеклянная бутылки, жестяная банка и целлофановый пакет остались без изменения.

Значит, пищевые отходы можно использовать как компост.

Таким образом, части отходов я нашёл применение: пищевые отходы отнес в свой огород на компост. Бумагу сдаю на макулатуру, жестяные банки отправлю в металлолом. Стеклянные бутылки можно сдать в приёмный пункт. Я знаю, что все эти бытовые отходы пойдут на переработку и будет получено вторичное сырьё.

Из интернета я узнал сроки разложения бытового мусора:

  • стеклянные бутылки – 1000 лет;
  • консервные банки – 50–80 лет;
  • полиэтиленовые пакеты (тонкие) – 10–20 лет;
  • пластиковая бутылка – более 100 лет;
  • резиновые подошвы ботинок – 40–50 лет;
  • батарейки – 10 лет;
  • бумага – 2 года;
  • апельсиновая или банановая кожура – 2–5 недель;
  • изделия из нейлона – 30–40 лет.

А что же делать с пластиковыми бутылками и стаканчиками? Я решил провести опрос среди своих одноклассников.

Из разговоров с ребятами нашего класса узнал, что:

  • мамы Лизы, Никиты, Валеры и Саши не выбрасывают пластиковые стаканчики и бутылки, а используют их повторно для высаживания рассады помидоров, перцев, цветов;
  • бабушка и дедушка Кирилла на своем приусадебном участке из пластиковых и стеклянных бутылок сделали большие клумбы, выделили огород;
  • бабушка Лизы в пластиковых баночках хранит мелкие вещи;
  • весь наш класс из пластиковых бутылок и упаковок тетрапак сделал кормушки для птиц.

   

Здорово! Оказывается, можно придумать весьма оригинальные способы использования пластиковых бутылок в хозяйстве. Из бутылок делают скворечники, кормушки для птиц, горшочки для рассады. Действительно, у пластиковой бутылки может и должна быть вторая жизнь!

Меня это очень заинтересовало, и я решил сделать что-нибудь вместе с мамой. В интернете мы нашли множество сайтов с интересными идеями. Выбрали «поросёнка», чтобы потом посадить в него цветы.

А как решается проблема мусора в нашем регионе? Об этом я спросил у своего классного руководителя. Надежда Ивановна предложила сходить в управление ЖКХ и обо всём узнать.

Оказывается, возле города Новогрудка в 2016 году построен завод по утилизации и механической сортировке отходов. Там перерабатывают вторичное сырье с целью его дальнейшего использования. Так как работает завод, то планируется плотнее заняться программой раздельного сбора мусора. Создаются условия для сортировки.

Мусор следует сортировать. Для раздельного сбора мусора используются разноцветные контейнеры:

  • в синий контейнер нужно бросать бумажные отходы (к бумажным отходам не относятся упаковка тетрапак от соков и молочных продуктов, обои с водозащитными плёнками, фотобумага, плёнка, клеящая лента);
  • в красный контейнер – пластиковые бутылки, канистры, полиэтиленовую плёнку, одноразовую посуду, упаковку тетрапак от соков и молочных продуктов (однако полиэтиленовые пакеты от молока, кефира, сметаны не относятся к пластиковым отходам и не перерабатываются в Беларуси, их нужно бросать в обычный контейнер для смешанных отходов);
  • в жёлтый контейнер для металла нужно бросать металлические банки и другие предметы из металла;
  • в зелёный контейнер для стекла нужно бросать стеклянные бутылки и банки, оконное и мебельное стекло, лампочки, зеркала (термостойкая посуда для микроволновых печей и хрусталь не принимаются на переработку, их следует бросать в контейнер для смешанных отходов);
  • для отработанных батареек и аккумуляторов используют специальные контейнеры.

Я решил вести раздельный сбор мусора: собрал в отдельные мешки пластик, стекло, батарейки и мы с мамой отвезли все это в специализированные контейнеры. Таким образом, большая часть мусора не была выброшена на свалку. Потому что если его сортировать на группы, то многое можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающего мира.

В результате своего исследования я пришёл к выводу, что уменьшить количество отходов можно, если:

  • отдавать предпочтение качественным и долговечным товарам, а не одноразовым вещам (например, лучше пользоваться фарфоровой посудой вместо одноразовых тарелок и стаканчиков, аккумуляторами – вместо батареек);
  • когда идешь в магазин, лучше брать с собой тканевую сумку для продуктов, чтобы не покупать новый полиэтиленовый пакет;
  • выбирать товары не в полиэтиленовых пакетах, а в такой упаковке, которая подлежит переработке (стекло, бумага, пластиковые бутылки);
  • лучше покупать товары с минимальной упаковкой или без неё;
  • новое применение для старых вещей, использование их по другому назначению:
  • отдавать ненужные вещи (одежду, бытовую технику, канцелярские принадлежности) тому, кому они ещё пригодятся, а не выбрасывать их;
  • собирать и сдавать макулатуру в школу.

Гипотеза, выдвигаемая в начале работы, подтвердилась: мусор может принести пользу. Сдав вторсырьё, можно не только сделать Землю чище, но и заработать деньги. А проявив фантазию, можно подарить вторую жизнь различным ненужным вещам.

В результате работы я понял, что каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты в доме и улучшения экологической обстановки. Для этого необходимо правильно распоряжаться теми вещами, которые становятся ненужными.       

Фото Наталии ЮШКЕВИЧ

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.