Галина ЛЕВКЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
Субочского детского сада – средней школы
Волковысского района Гродненской области
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Работая с детьми, я обратила внимание, что у них не получается играть вместе, присутствуют такие качества, как злость, жадность, себялюбие, обидчивость. Изучив литературу о духовно-нравственном воспитании, я поняла, что духовно-нравственные качества личности можно развить с помощью сказок.
Перед собой я поставила задачи:
- посредством событий в сказке помочь усвоить детям духовно-нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность);
- содействовать развитию образного строя речи, обогатить словарь;
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и
в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь; - воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца,
с уважением относится к результатам чужого и своего труда; - развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольника. Она помогает развивать внутренний мир ребенка, его эмоциональную сферу.
Сказки я использую во время специально организованной деятельности на занятиях разных образовательных аспектов («Развитие речи и культура речевого общения», «Ребенок и общество», «Художественная литература», «Искусство») и при организации нерегламентированных видов деятельности (общение, игровая деятельность, художественная деятельность, познавательно-практическая, трудовая деятельность. Во время тематических недель «Моя семья», «Дом и его части» я знакомила детей со сказкой «Теремок», «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье зверей».
В сказке «Теремок» дети очень переживают кульминационный момент, когда при появлении медведя теремок развалился. Предлагаю им построить из крупного конструктора большой теремок, где уместились бы все звери. Дети радостные, глаза у них веселые, ведь если все вместе будут помогать друг другу, то жить будет интереснее. Этой сказкой воспитываются гостеприимство, доброжелательность, дружба.
Сказка «Гуси-лебеди» – эта сказка учит выполнять обещания, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности, развивает чувство ответственности за свои поступки, учит детей быть послушными, приветливыми. После рассказывания сказки провожу беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. После сказки «Зимовье зверей» провожу с детьми беседу о дружбе: расскажи, пожалуйста, как, по-твоему, что такое хорошая дружба (помогать друг другу, вместе играть, не ссориться, делиться игрушками), с кем ты хочешь дружить? Бывает, что дружеские отношения строятся на отрицательном содержании: дети придумывают плохую игру, произносят грубые слова, сближаются друг с другом в «корыстных целях», чтобы взамен игрушки получить другую вещь. В каждом случае надо постараться, не указывая на плохое поведение детей прямо, помочь им исправить свое поведение, рассказав, например, сказки «Два жадных медвежонка», «Волшебные слова», рассказать о том, как недавно Паша дал свою машинку поиграть Сергею, а сам строил гараж для машины, и они вместе играли. У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу.
Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку, драматизация способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.
В своей работе использую такие формы работы по духовно-нравственному воспитанию, как:
– чтение народных и авторских сказок, литературных произведений;
– чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике: Д. Бічэль-Загнетава «Белая Русь», А. Вольскі «Радзіма», «Дзеці».
– знакомство детей с государственными символами: гербом, флагом, гимном;
– цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;
– слушание колыбельных песен, знакомство с творчеством;
– тематические выставки детского творчества: «Моя семья», «Моя мама – лучшая на свете»;
– игры-путешествия, игры-занятия: «Беларуская хатка»;
– экскурсии, целевые прогулки по родному селу, городу;
– выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей;
– проведение совместных с родителями праздников: «Гуканне вясны», «Каляда»;
– сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации: «Семья», «Больница», «Семейное чаепитие», «Магазин» и др.;
– беседы с детьми о правилах поведения: Н. Галіноўская “Будзь уважлівы, пешаход”;
– досуги, развлечения: «Фея добра у нас в гостях», «Путешествие в страну добра», «Моя крепкая и дружная семья» и др.
В каждой группе создан уголок патриотического воспитания, где дети знакомятся с государственными символами (флаг, герб, гимн), с природными символами Беларуси (сосна, зубр, аист, лён, цветок клевера, василька), с предметами декоративно-прикладного искусства (изделия из льна, глины, соломки, дерева), элементами белорусского национального костюма. Оформлен книжный уголок, где на полках расположены книги по возрасту детей, периодически организовываю выставки книг по разным темам.
Мой опыт убеждает в том, что особое внимание необходимо уделять работе с семьей. В работе с родителями я выделяю такие формы, как:
– собрания на духовно-нравственные темы: «Духовно-нравственное воспитание в семье», круглый стол «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Общение с детьми дошкольного возраста»;
– консультации для родителей: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», «Семья – залог нравственного воспитания», «Общение среди близких»;
– проведение совместных мероприяий: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Самый лучший папа – мой!», «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу», «Веселые старты»;
– выставки совместного творчества: «У осени в гостях», «Осень – мастерица», «Новогодняя сказка», «Новогоднее чудо»;
– наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы) и др.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми я использую коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого – оказжет тонизирующий эффект, для третьего станет школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Провожу дидактические игры: «Поприветствуем друг друга», «Хорошо» – «плохо»», «Нужно – нельзя»; настольно-печатные игры «Мои добрые поступки», «Ты в театре»; словесные и развивающие: «Говорим ласковые слова», «Замени добрыми словами», «Узнай настроение по картинке», «Круг добрых желаний», «Разговор по телефону».
В духовно-нравственном воспитании прослеживается несколько направлений работы:
1 Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).
2 Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3 Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр фильмов).
4 Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Для реализации работы использую следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядные методы использую во время чтения рассказов, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми), рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр, экскурсий по деревне, целевых прогулок.
Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе чтения литературных произведений воспитателем, бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, ответов на вопросы педагога, детей, проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.), загадывания загадок, рассматривания наглядного материала, рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок, разбора житейских ситуаций, проведения викторин, конкурсов, чтения литературных произведений родителями.
Практические методы использую, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность, провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.), оформить коллекцию для занятия, сшить кукол к сказкам, организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсы, викторины, провести экскурсии различной направленности, организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников, изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Работая в направлении духовно-нравственного воспитания дошкольников, я помогаю детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формирую умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учу жить в согласии с собой и совестью, развиваю чувство собственного достоинства.