Марина ШИНГАРОВА,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 7 Могилёва
Современные тенденции развития общества существенно повысили требования к уровню ожидаемых результатов образования. Поэтому всё больше востребованы выпускники, которые отличаются самостоятельностью, мобильностью, организованностью и, конечно, грамотностью. Однако русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Главное внимание учителя-языковеда сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.
Уровень грамотности учащихся средней школы – одна из острейших проблем образования. Ни для кого не секрет, что современные школьники очень мало читают, они увлечены компьютерными играми, интернетом. Но их нельзя винить в том, что они живут в век информационных технологий. Они дети своего времени. Но вопреки своим познаниям в области компьютерных технологий, современные школьники безграмотны в самом прямом смысле этого слова.
Встаёт вопрос: почему? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны. Одной из главных причин является отсутствие у учащихся орфографической зоркости или ее несформированность.
Способность видеть орфограммы – это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Поэтому я и задалась вопросами: каким образом я могу развить эту способность у учащихся? Какими способами вызвать и сохранить интерес к изучаемой проблеме, да и к каждому уроку русского языка? Как повысить качество знаний по своему предмету?
Формирование орфографической зоркости – задача не из легких. Довольно часто учащиеся хорошо усваивают теорию, но страдают от неумения грамотно писать. Создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, формирование сознательного участия в творческой деятельности – вот основные моменты, которыми руководствуюсь я как учитель.
Исходя из своей практики, могу сделать вывод о том, что в работе по формированию орфографической зоркости учащихся наиболее эффективными необходимо считать следующие орфографические упражнения: списывание текста с пропущенными буквами, выборочные диктанты, письмо по памяти, предупредительные диктанты, объяснительные диктанты, цифровые диктанты, диктанты «Проверяю себя», словарные диктанты, тесты или тестовые работы. Очень логичны мини-тесты в начале и в конце урока, благодаря им виден уровень усвоения материала. В своей работе на контрольно-оценочном этапе урока часто предлагаю тесты одного варианта. После его выполнения учащиеся сравнивают свои результаты друг с другом (работа в паре) либо с эталоном на доске. Таким образом, осуществляется коррекция знаний и умений. Отметки можно выставлять либо нет (по желанию учащихся). Благодаря этому, у детей пропадает боязнь допустить ошибку и желание списывать решение. Например, при изучении правописания согласных в корне слова в 5 классе на итоговом этапе урока можно предложить такой
мини-тест:
А насколько прочно усвоен материал, и кто из учащихся нуждается в индивидуальной коррекции, позволяет видеть устный словарный диктант. Провожу этот вид работы во время физкультминуток, которые всегда можно разнообразить: ребята могут встать, остаться сидеть, подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, пожать друг другу руку, помахать руками и др. К примеру, во время изучения правописания корней с чередующейся гласной можно предложить ребятам поднять одну руку, если в корне необходимо писать букву о, поднять две руки, если в корне пишется буква а. Либо во время изучения темы «Правописание ь после шипящих» при написании ь поднимаются из-за парт девочки, при его отсутствии после шипящей в называемом учителем слове поднимаются мальчики. Как правило, учащиеся очень заинтересованно выполняют такие задания.
Проверочная работа с использованием сигнальных карточек очень нравится детям среднего школьного возраста, а именно 5–7 классов. Она развивает внимание и быстроту реакции, помогает лучше закрепить изученные орфограммы.
На ориентировочно-мотивационном этапе урока часто использую «Диктант с проблемой». В нём имеются вопросы и задания, на которые никто из класса не может ответить на момент начала урока, что подталкивает учащихся к целенаправленной деятельности, повышает их активность на последующих этапах урока, развивает орфографическую наблюдательность.
Системой упомянутых выше упражнений стараюсь формировать у учащихся не только орфографическую зоркость, но и память, внимание, коммуникативные умения, творческие способности, познавательный интерес. Заметила, что особенно активизируют познавательный интерес следующие виды словарно-орфографической работы: проведение орфографических пятиминуток с включением слов на одно правило или в качестве проверки усвоения орфограмм, изученных за целый год; работа с сюжетной картинкой, когда нужно найти предмет на картинке, в названии которого есть заданная орфограмма; приём «какографии» – умышленно ошибочное письмо; использование «отрицательного материала» позволяет создать условия формирования самоконтроля у детей; дидактические игры «Словесный аукцион», «Найди пару», «Ромашка», «Закончи предложение», «Четвёртое лишнее», «Да-Нет-ка», «Зоркий глаз». В качестве примеров можно привести следующие:
Игра «Да-Нет-ка» на этапе рефлексии к уроку по теме «Буквы з и с на конце приставок»
– Правописание приставок на з/с зависит от конечных согласных корня. (Нет)
– Волшебная фраза про Фоку имеет непосредственное отношение к теме урока. (Да)
– В русском языке есть приставка з-. (Нет)
– В приставках на з/с перед глухими пишется з, а перед звонкими с-. (Нет)
По этой же теме на этапе закрепления решаем орфографическую задачу с использованием игры «Четвёртое лишнее»
1) бе..правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный
2) …бегать, ..дать, …дравствуй, ..делать
3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить
4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный
Объяснительный диктант «Закончи пословицу» на уроке по теме «Правописание корней с чередующимися гласными о, а» даст возможность не только закрепить орфограмму, но и обогатить словарный запас учащегося.
1) Когда повара дерутся, все стынет или ……(горит).
2) За дело побьют – повинись да ниже …..(поклонись).
3) Огонь тушат пока не ……..(разгорелся).
«Загадочный диктант» – словарно-орфографическая работа на повторение правописания гласных после шипящих.
1) Зимой – звезда,
Весной – вода. (Снежинка)
2) Сидит колючка на вилах,
Одета в багрянец.
Кто подойдёт, того кольнёт. (Шиповник)
3) Узнать его нам просто,
Узнать его легко.
Высокого он роста
И видит далеко. (Жираф)
4) Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоды сорвёшь –
Всю руку обдерёшь. (Крыжовник)
5) Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)
Игра «Найди пару» – изучение темы «Правописание корней —кос-/-кас». Вставить пропущенные буквы. Составить словосочетания, соединив слова из обеих колонок. Обозначить корень в именах существительных:
пол…жение
изл..жение
к…сательная
прик…сновение
р…стение
р..сток
почувствовать
начертить
посадить
изменить
закончить
полить
Игра «Ромашка» очень любима учащимися 5–6 классов. На этапе закрепления правописания корней с чередующимися гласными часто использую именно её.
– «Засейте» поле ромашками. На доске нарисованы 3 ромашки (для
трёх рядов), в сердцевине – корень слова. За определённое время нужно вписать однокоренные слова. Кто успеет заполнить больше лепестков, тот и выиграл.
Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, способствует развитию воли, памяти, мышления. Любому учителю известно, что в отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленными целями обучения и соответствующими им педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В своей практике на уроках русского языка я применяю чаще всего элементы игровых технологий и в основном в 5–7-ых классах, потому что игра является вполне естественной для данной возрастной категории. Мне как учителю русского языка и литературы важно сделать встречи с фонетикой, лексикой, орфографией, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными, важно, чтобы встреча с незнакомым, а порой и достаточно сложным материалом учебного предмета «Русский язык» не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к предмету, который сохранился бы у учащихся в старших классах. Я заметила, что игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
Применяю такие элементы занимательности: неожиданная для учащихся постановка или формулировка вопроса, создание проблемной ситуации, необычная форма проведения урока (опрос в виде интервью, путешествия в сказку и т.д.) и, конечно же, игры: «Кто больше», «Слово рассыпалось», «Подберите пару», «Аукцион», «Слоговое лото» и других. В игровой форме может пройти и целый урок. Можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы.
Конечно, приёмы и виды орфографической работы на уроке зависят от уровня орфографической подготовленности класса. Их можно использовать на разных этапах урока, потому что они дают возможность и активизировать внимание учащихся при объяснении нового материала, и отработать усвоенные знания, и контролировать степень усвоения учебного материала в конце урока. А интерактивные приёмы развивают память, внимание, мышление, воображение, создают условия для творческого самовыражения.
Немаловажное значение имеют потребности и интересы учащихся. Непосильное задание убивает интерес к предмету, очень простое воспринимается как развлечение и не дает желаемого результата. Задание должно быть посильным, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напряжения внимания, памяти, анализа фактов языка, их классификации.
Глубоко убеждена в том, что, какой бы раздел ни изучался на уроке русского языка, упражнения, развивающие орфографическую зоркость, должны быть обязательно включены в каждый урок. Это и есть залог успеха, ведь повторение – мать учения.