Татьяна РАДИЕВСКАЯ,
воспитатель
яслей-сада № 10 Новогрудка
В яслях-саду № 10 Новогрудка функционирует несколько групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Нарушения речи детей, посещающих эти группы, затрагивают различные её стороны, а также координацию движений пальцев рук.
Педагоги учреждения находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм работы с детьми по этой проблеме. Для успешной коррекции формированию грамматического строя речи и моторики у детей среднего и старшего возраста активно используются игры с кинетическим песком, благодаря которым можно создать условия, необходимые для речевого развития с помощью простых приемов и обычных материалов. Ведь игра с песком – одна из форм естественной активности ребенка.
Дети с большим восторгом восприняли новый материал. С удовольствием пересыпали песок из рук в руки, создавали новые необычные формы. Некоторых дошкольников тактильные прикосновения к кинетическому песку при первых пробах зачаровывали, они не могли оторваться, подолгу просто перебирали песчинки.
После знакомства с «волшебным» песком перешли к выполнению упражнений на нем: «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы; «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения; «просеять» песочек между пальцами; к играм: «Чьи следы», «Отгадай загадку», «Подбери слова» и другие.
Детям очень понравились игры с песком, они стали использовать его и в самостоятельной деятельности – делали различные постройки, потом обыгрывали их с различными мелкими игрушками, придумывали сюжеты.
Занятия с кинетическим песком помогают развить речь детей. Ребятам предлагают построить из песка волшебную страну и рассказать о ее жителях, спрятать или найти клад с сокровищами и рассказать, где он спрятан и многое другое.
Количество игр и упражнений с этим материалом можно придумывать множество. Опыт работы показал, что использование кинетического песка позволяет повысить эффективность занятий и дает положительные результаты.
Чтобы организованная в детском саду работа дала положительный результат, для родителей были проведены консультации, беседы по использованию кинетического песка в играх с детьми дома.
Таким образом, взаимодействие с кинетическим песком приводит к тому, что у ребенка более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а также речь и моторика, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности.