Алёна СЛЕСАРЧИК,
учитель-дефектолог гимназии № 1 им. К.Калиновского Свислочи
В нашей повседневной жизни мы пользуемся различными предметами, которые являются неотъемлемыми помощниками в быту и на работе. Не секрет, что многие из них можно использовать для создания многообразных, занимательных и полезных дидактических игр и пособий.
Часто учащиеся с нарушениями речи не умеют рационально использовать выдох в процессе произношения той или иной информации. Как правило, такие дети тихо и невнятно говорят. Для развития правильного и долгого диафрагмального дыхания мною были изготовлены интересные пособия своими руками из предметов нашего обихода.
«Весёлая перчатка». Для создания этого тренажёра понадобились пластиковая бутылка, резиновая перчатка, трубочка, нитки и ножницы. «Ветряное колесо». Чтобы сделать своими руками это пособие, нужно взять цветной картон, ножницы, деревянную шпажку, пластилин и пластиковую крышку.
Учащимся, которые посещают коррекционные занятия, очень нравятся такие виды работы. Они не только формируют правильный и сильный выдох, но и поднимают настроение.
Для развития мелкой моторики, сенсорного восприятия, мышления и воображения можно изготовить дидактическую игру «Гвоздики и резиночки». С помощью нанизывания резинок на кнопки каждый из участников создаёт картинку задуманного предмета, геометрической фигуры или печатной буквы. Для основы этого пособия можно использовать пенопласт.
Самой интересной и необычной игрой для детей стал «Тауматроп». Для его изготовления понадобятся цветные карандаши и круги из картона. Эта игра основана на оптической иллюзии. При быстром вращении кружка с двумя рисунками, нанесёнными с разных сторон, они воспринимаются как одно изображение. Таким образом учащиеся не только рёбрами карандаша осуществляют самомассаж ладошек, но и изучают материал. Я изготовила несколько тауматропов для проведения занятий по теме «Предлоги».
И как же без прищепок! Они нам помогают не только в быту, но и способствуют развитию мелкой моторики рук в процессе изучения речевого материала. Учащимся особенно нравятся такие игры, как «Чей хвост?», «Покорми животное», «Профессии и инструменты», «Цвет и форма».
Достоинств у игр, созданных своими руками, очень много. Они не только экономичны в изготовлении, но и практичны в работе и даже уникальны. Если научить учащихся самостоятельно их изготавливать, то это позволит каждой семье с пользой проводить свободное время дома.