Екатерина КЛАБУК,
воспитатель-методист
ДЦРР «Колокольчик» Гомеля
Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством, – все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство.
Сегодня разработано множество эффективных методов для сбережения энергии и снижения её потребления, но очень мало людей знакомы с этими методами, и еще меньше используют их. Поэтому перед современными учреждениями образования стоит задача воспитания у подрастающего поколения гражданской позиции и навыков рационального и экономного использования топливно-энергетических ресурсов как неотъемлемой части энергосберегающей политики нашего государства.
Ребенок оглядывается на взрослых и перенимает их привычки, копирует поведение. Если с первых лет жизни он будет видеть и дома, и в дошкольном учреждении пример бережного отношения взрослых к свету, воде, теплу, усваивать понятие «энергосбережение» на занятиях и в повседневной практической деятельности, то из него вырастет человек с высоким уровнем гражданской ответственности.
В связи с этим и возникла необходимость создания целостной системы взаимосвязанных мер, действий и мероприятий в Центре по воспитанию у подрастающего поколения гражданской позиции и навыков рационального и экономического использования топливно-энергетических ресурсов, отражающая, в том числе, работу учреждения образования, как информационного пространства по пропаганде в сфере энергосбережения (рисунок 1).
Рисунок 1 – Направления работы в ГУО «Дошкольный центр развития ребёнка «Колокольчик» г. Гомеля» по энергосбережению
«Учимся играя!» – основной метод работы педагогов с детьми дошкольного возраста, в том числе и по энергосбережению. Сказочные герои рассказывают о том, как попадают вода, тепло и свет в наши дома, знакомят детей со сложными физическими понятиями через незатейливые сюжеты и иллюстрации. Всё это позволяет включить эмоции детей – они удивляются, переживают, перевоплощаются, чувствуют, сочувствуют. При этом они получают и перерабатывают новую для них информацию, выбирают действие (поиск способа решения проблемы) и это действие осуществляют. И главное, дети убеждаются, что их помощь нужна кому-то, от них тоже зависит решение той или иной экологической проблемы. Всё это позволяет привить им первоначальные навыки и усвоить простейшие способы экономии и бережливости воды, электрической и тепловой энергии.
Одним из главных резервов становления личности является творчество на различных этапах его проявления. Изготовление макетов – один из видов детского творчества. Мы рассматриваем макетирование, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Используя уже готовые макеты для «погружения» детей в удивительный мир и, воспитывая у детей стремление знать как можно больше о ресурсах Земли, педагоги наглядно демонстрируют исчерпаемость ресурсов, а также поддерживают и развивают положительную мотивацию деятельности в изучении основ экологии, формируют познавательный интерес.
Большой интерес у воспитанников вызвало участие в совместном проекте детей и взрослых – спектакль «Поучительная история об энергосбережении». По итогам детского выступления был снят видеоролик, который направлен для участия в районном этапе республиканского конкурса проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон–2019» в номинации «Культурно-зрелищное мероприятие по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов». Ребята сами стали актерами спектакля, помогающего их сверстникам принимать правильные решения в вопросах энергосбережения, агитировали за бережное обращение с природными ресурсами.
Ежегодно в Центре проводятся мероприятия с педагогическими работниками по вопросам энергосбережения: мастер-класс «Отходам – вторую жизнь. Проблема утилизации отходов», семинар-практикум «Альтернативные источники энергии», конкурс поделок из бросового материала «Плюшкин». Мероприятия практикоориентированы: педагоги не только знакомятся с основными задачами и целями экологического образования и энергосберегающего поведения, но и получают практические навыки улучшения качества жизни без угрозы для будущих поколений.
Вопросы экономии могут быть интересны и полезны не только взрослым, но и детям. Мало того, малыши могут осознанно делать свой вклад в решение, казалось бы, такой глобальной проблемы, как энергосбережение. Хочется верить, что целенаправленная работа по воспитанию культуры энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних воспитанников, и они станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и приумножение ресурсов нашей страны.