Елена ЕРМАКОВИЧ,
учитель истории и обществоведения
средней школы № 3 Лунинца
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех.
Я считаю, что высокая степень усвоения материала по истории Беларуси во многом зависит от:
– правильного сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения;
– личной заинтересованности школьников;
– личности учителя, умения сделать преподавание своего предмета живым и доступным.
Опыт работы в школе показал, что на уроках истории целесообразно использование активных методов поурочного контроля.
Вот некоторые примеры используемых мной активных методов.
1. В заданиях на исключение лишнего школьнику предъявляю список исторических дат, имен, событий, понятий, географических названий и т. п., а он должен найти общие закономерности между элементами списка и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии.
2. Задание на обобщение имен, событий, исторических фактов, так как они требуют знания большого количества изученного исторического материала, а также обладания школьниками определенных умений: анализировать, обобщать, находить закономерность.
3. Задание «Заверши логический ряд» способствует умению правильно подобрать аналогичное слово. Без знания фактического материала такие задания выполнять невозможно.
4. Упражнения на знание понятий. Задания могут быть нескольких видов:
– дать определение понятиям и терминам;
– к определению понятия подобрать соответствующий термин;
– из предложенных слов составить определение и назвать понятие, к которому это определение относится.
5. «Облако слов»:
Можно демонстрировать: понятия, термины, имена, факты. Учащимся предлагаю следующие формы работы:
– из «Облака слов» выбрать понятия, относящиеся к определённой теме, сгруппировать их по определённому признаку;
– используя представленные слова, составить рассказ;
– найти лишнее понятие и объяснить свой выбор;
– выделить в «Облаке слов» главный вопрос, на который необходимо будет найти ответ в течение урока;
– исходя из перечня понятий, фамилий, фактов определить тему урока.
Знакомым понятиям необходимо дать определение. Этот активный метод хорошо использовать в начале урока при повторении материала или при закреплении изученного.
6. Метод «Спайдограмма». Спайдограмму можно делать несколько уроков, работая на каждом уроке определенным цветом. В результате, ученики видят свое продвижение, что создает ситуацию успеха.
7. Метод «Реставрация». Ученикам предлагаю текст по изучаемой теме с пропущенными понятиями. Учащиеся должны ознакомиться с текстом и с понятиями, которые записаны ниже. После вставить подходящие слова в текст. Такая работа формирует у учащихся умение анализировать информацию, умение применять знания в нестандартной ситуации.
8. В интеллект-карте («умной карте») Т.Бьюзена главная идея размещается в центре, а последующая информация располагается в иерархическом порядке, как ветви дерева или прожилки листа. При проверке знаний предлагаю интеллект-карту с пробелами. Опираясь на полученные знания, учащиеся заполняют пропуски. Такой метод позволяет научиться отвлекаться от частностей и выделять главное.
9. При фронтальном контроле задания предлагаю воспроизвести материал с использованием модулей: «Народное восстание», «Реформы», «Культура», «Экономическое развитие», «Революция».
10. При проверке домашнего задания можно и поиграть – на доске в неправильной последовательности события и их необходимо расставить правильно. Метод развивает логическое мышление.
Каждая форма контроля и средства её осуществления, имея свои преимущества, не является вместе с тем универсальной. Выбор зависит от целей и задач обучения на данном этапе.