Марина ПИВОВАР,
учитель химии
гимназии Ляхович,
Брестская область
Цель: формирование понятия об окислительно-восстановительных реакциях.
Задачи: продолжить развитие представлений о степени окисления атомов химических элементов; создать условия для формирования представлений об ОВР; выработать умения составлять уравнения ОВР; способствовать воспитанию внимательности, сосредоточенности, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, штатив с пробирками, 2 железных гвоздя, растворы хлорида меди (II), 3 мл насыщенного раствора перманганата калия, 1 мл 10 %-го раствора гидроксида калия, раствор сульфита натрия.
Тип занятия: занятие усвоения новых знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся: учащиеся должны знать понятия «восстановитель», «окислитель», «восстановление», «окисление», уметь определять степени окисления атомов в химическом соединениях, вещество окислитель, вещество восстановитель по уравнению химической реакции.
Предполагаемый результат занятия: учащиеся должны к окончанию занятия научиться составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций (далее ОВР).
План проведения занятия
I. Организационный этап.
II. Актуализация знаний о степени окисления и процессах окисления и восстановления.
III. Мотивация и целеполагание.
IV. Проверка домашнего задания.
V. Изучение нового материала.
Физкультминутка
V. Продолжение изучения нового материала.
VI. Упражнения для закрепления знаний и умений составлять уравнения ОВР.
VII. Рефлексия.
VIII. Итоги занятия.
IX. Домашнее задание.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Учитель отмечает отсутствующих, знакомит учащихся с планом проведения занятия, распределяет учащихся на группы, назначает консультантов.
II. Актуализация знаний о степени окисления и процессах окисления и восстановления.
Учитель. Изучив степень окисления атомов, мы познакомились с новыми понятиями. Какими?
Учащиеся. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.
Учитель. Вспомним их определения.
На интерактивной доске – таблица, в левой части которой – термины, а в правой – определения. Нужно найти соответствие.
1. Восстановитель |
А. Процесс отдачи электронов атомами или ионами. |
2. Окислитель |
Б. Происходит повышение степени окисления. |
3. Окисление |
В. Атом, который в ходе химической реакции отдаёт электроны. |
4. Восстановление |
Г. Происходит понижение степени окисления. |
5. В процессе окисления |
Д. Атом, который в ходе химической реакции присоединяет электроны. |
6. В процессе восстановления |
Е. Процесс присоединения электронов атомами или ионами. |
Правильные ответы: 1В, 2Д, 3А, 4Е, 5Б, 6Г.
III. Мотивация и целеполагание.
Учитель. На сегодняшнем занятии мы научимся применять эти понятия при составлении уравнений химических реакций. Тема урока: «Понятие об окислительно-восстановительных реакциях».
Учащиеся записывают дату и тему в тетради.
Учитель. На слайде – цель занятия. К завершению нашей работы вы должны научиться составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций. У вас на столах – материалы для проведения занятия и оценочные листы, в которые вы вносите отметки, оценивая свою работу на каждом этапе урока. Оцениваете себя по 10-балльной системе. Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию?
IV. Проверка домашнего задания.
Учитель. Предлагаю обменяться тетрадями и провести взаимопроверку в течение 2–3 минут.
Упражнение 2, стр. 186 учебника
S+4 +4e → S0 – окислитель; восстанавливается
Fe+2 -1e → Fe+3 – восстановитель; окисляется
P-3 -6e → P+3 – восстановитель; окисляется
Mn+2 -5e → Mn+7 – восстановитель; окисляется
N0 +3e → N-3 – окислитель; восстанавливается
C+4 +2e → C+2 – окислитель; восстанавливается
H+1 +2e → H-1 – окислитель; восстанавливается
Упражнение 3, стр. 186 учебника
Восстановители: металлы, Н2, С, Si.
Упражнение 3, стр. 186 учебника
Окислители: F2, Cl2, Br2, I2, O2, O3, S.
Учитель. Были ли замечания, ошибки и нужна ли кому-то консультация?
Ответы учащихся.
Учитель. А сейчас вас ждёт тестовая работа по теме домашнего задания. Выполняем её в течение 3 минут. В тестах только один правильный ответ.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. В соединении СаСО3 степень окисления атома углерода: а) +2; б) +4; в) 0. |
1. В соединении К2SО4 степень окисления атома серы: а) +2; б) +4; в) +6. |
2. Схема Zn0 -2e → Zn+2 отражает процесс: а) окисления; б) восстановления. |
2. Схема S0 +2e → S-2 отражает процесс: а) окисления; б) восстановления. |
3. В схеме С+4 → С0 углерод: а) восстановитель; б) окислитель. |
3. В схеме Сu 0 → Сu +2 атом меди: а) восстановитель; б) окислитель. |
4. Степень окисления серы в соединениях H2S, SO2, SO3 равна: а) +4, -2, +6; б) -2, +6, +4; в) -2, +4, +6. |
4. Степень окисления азота в соединениях NH3, NO, NO2 равна: а) -3, +4, +2; б) +3, +4, +5; в) -3, +2, +4. |
5. В схеме N-3 → N+5 азот: а) отдаёт 2е; б) отдаёт 8е; в) присоединяет 8е. |
5. В схеме Р+5 → Р-3 фосфор: а) присоединяет 2е; б) отдаёт 8е; в) присоединяет 8е. |
Осуществляется самоконтроль. Ответы демонстрируются на слайде либо зачитываются учителем (1 вариант: 1б, 2а, 3б, 4в, 5б; 2 вариант: 1в, 2б, 3а, 4в, 5в). Учащиеся заносят баллы в оценочные листы.
V. Изучение нового материала.
Учитель. Прежде чем мы продолжим работу, предлагаю провести демонстрационный опыт «Взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II)».
На доске 4 учащихся составляют уравнения реакций, согласно схемам а) Mg + Br2 → ; б) SO2 + H2O → ; в) P + O2 → ; г) CaO + CO2 → , определяют степень окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции, формулируют вывод: не во всех уравнениях реакций атомы изменяют степень окисления.
Учитель. Какие реакции называются окислительно-восстановительными?
Работа с учебником, § 44, стр. 188. Учащиеся дают определение друг другу и озвучивают.
Физкультминутка.
На доске и стендах размещены таблички с названием типа химической связи: «ковалентная полярная», «ковалентная неполярная», «ионная», «металлическая». Группы учащихся под музыку крепят карточки с химическими формулами соединений с соответствующим типом связи.
Результаты эксперимента демонстрируются и объясняются учителем с записью на доске ОВР:
Fe0 + Cu+2 Cl2— = Fe+2Cl2— + Cu0
Fe0 – 2е → Fe+2 – восстановитель; окисляется
Cu+2 + 2е → Cu0 – окислитель; восстанавливается
Учитель ещё раз повторяет алгоритм действий.
Для объяснения уравнения из учебника 2Al + Fe2O3 = 2Fe + Al2O3 приглашается к доске один из учащихся. Уравнение взаимодействия магния с серной кислотой переносится на следующий этап занятия.
VI. Упражнения для закрепления знаний и умений.
Работа в группах. Учащиеся выполняют интерактивные упражнения на базе образовательной платформы Learning Apps «Окислитель и восстановитель» (сначала в тетрадях, затем на доске).
Задание 1. Определите степени окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции. Укажите окислитель и восстановитель. Составьте схемы перехода электронов (1 группа: СuО + Н2 = Сu + Н2О; 2 группа: Мg + H2SO4 = МgSO4+ H2; 3 группа: 2КClO3 = 2КCl + 3O2; 4 группа: 2ZnS + 3O2 = 2SO2 + 2ZnO; 5 группа: 2Al + 3Br2 = 2AlBr3; 6 группа: 2Al2O3 + 3C = 4Al + 3CO2).
Задание 2. Расставьте коэффициенты в схемах окислительно-восстановительных реакций. Составьте схемы перехода электронов (1 группа: Са + Н2О → Са(ОН)2 + Н2; 2 группа: Н2 + РbO → Pb + H2O; 3 группа: N2 + H2 → NH3; 4 группа: НNO3 → NO2 + O2 + H2O; 5 группа: WO3 + H2 → W + H2O; 6 группа: Zn + HCl → ZnCl2 + H2).
Подводятся итоги работы в группах.
Демонстрируется опыт «Хамелеон» (3 мл насыщенного раствора перманганата калия, 1 мл 10 %-го раствора гидроксида калия, раствор сульфита натрия → зелёное окрашивание → перемешать → синее → фиолетово-малиновое). Желающим предлагается дома расставить коэффициенты согласно схеме: KMnO4 + KOH + Na2SO3 = K2MnO4 + Na2SO4 + Н2О.
VII. Рефлексия.
Учитель. Продолжите фразу «сегодня на занятии я узнал…, повторил…, изучил…, теперь умею…».
На столах лежат смайлики, один из которых учащиеся присылают учителю.
VIII. Итоги занятия.
Учитель подводит итоги урока. Учащиеся выставляют в оценочные листы баллы за работу на занятии. Несколько отметок озвучивается по желанию учащихся.
IX. Домашнее задание.
§44, задания 2, 5.
Предлагаются выполнить по желанию творческие задания (1–2 группы – «ОВР в промышленности»; 3–4 группы – «ОВР в энергетике»; 5–6 группы – «ОВР в природных процессах»).