Владимир ГОНЧАРОВ,
учитель математики
Залесского яслей-сада – средней школы
Чечерского района Гомельской области
Одной из приоритетных задач при обучении учащихся математике является развитие у них вычислительных навыков, в основе которых лежит прочное и осознанное усвоение различных приемов устных и письменных вычислений. Приемы устных вычислений очень разнообразны, а, следовательно, мыслительные процессы учащихся становятся более интенсивными и творческими.
Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Учителю математики необходимо не упустить работу над устным счетом с того самого момента, когда учащиеся переходят к нему из начальной школы. Именно в 5–6 классах закладываются основы обучения математике, что станет залогом успешности выпускника на 2 ступени общего среднего образования. Развитые навыки устного счета являются условием для успешного обучения и на 3 ступени общего среднего образования. В связи с тем, что ежегодно централизованное тестирование по математике сдает более 55 % выпускников образовательных учреждений, возникает необходимость в том, чтобы учащиеся 10–11 классов быстро и качественно решали задачи базового уровня. Так как в рамках выполнения заданий тестирования не требуется записывать подробное решение задач, как в экзаменационной работе, ограничено время тестирования, существует запрет на пользование вычислительными приборами и таблицами, то роль устных вычислений сильно возрастает. Следовательно, развитие навыков выполнения простейших вычислений и преобразований устно требует организованной и постоянной отработки навыков устного счета на 2 ступени общего среднего образования.
Наиболее полно решать задачу формирования вычислительных навыков позволяет система различных видов упражнений, а также присутствие в математических заданиях различного рода игр, использование наглядного материала.
Эффективность данного процесса зависит от индивидуальных особенностей учащегося, его познавательной активности, уровня подготовки, дисциплинированности, а также способов организации деятельности. В большинстве случаев продолжительность устного счета определяется учителем исходя из характера материала, этапа урока, типа урока и нахождения урока в рамках изучаемой темы. Стоит также помнить о целесообразности применения упражнений устного счета на определенных типах урока.
Выделю качества, которые, на мой взгляд, необходимы для оценки развития навыков устного счета:
– правильность – соответствие результатов действий цели их выполнения;
– осознанность – возможность объяснения учащимися способов выполнения заданий;
– рациональность – оптимальность в выборе способов выполнения действия, для более быстрого и качественного выполнения поставленной задачи;
– обобщенность – способность переноса приемов вычисления для новых случаев;
– автоматизм – быстрое выполнение математических операций;
– прочность – сохранение сформированных вычислительных навыков на долгое время.
На основе учебной программы по математике для учащихся 5–9 классов, я определил основные виды устных упражнений:
1) Нахождение значений математических выражений. Математическое выражение предлагаю учащимся в различных формах. Эти упражнения, как правило, многовариантны. Предлагаю числовые выражения и выражения с переменными, выражения, содержащие квадратные корни и степени чисел. К этому виду упражнений отношу и упражнения на делимость чисел.
Например: найти значение выражения
2) Сравнение математических выражений. Здесь многовариантность также присутствует. К примеру, предлагаю два числовых выражения (тождества), и прошу установить равенство их значений (доказать тождественность), а если это невозможно, то прошу определить, какое из них больше, а какое меньше (для тождеств предлагаю установить, при каких значениях будет выполняться то или иное условие). Основная роль упражнений такого вида – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах, функциях, в выработке вычислительных навыков.
Например: сравнить величины (для учащихся 6 класса): 4,199 и 4,211 0,0909 и 0,9090 3 км и 400 м 6 т и 600 кг
3) Составление выражений с переменными, их степенями, составление и использование формул, решение уравнений. Основная роль таких упражнений – выработать умение преобразовывать выражения, составлять уравнения для решения задач и решать данные уравнения, помочь учащимся усвоить связи между компонентами алгебраических выражений.
Для учащихся 5 класса: дополнить запись, чтобы равенство было верным
4а = 2а +.. 7с = 12с –…. 2х = .. : 4 2у = 2∗…..
Для учащихся 6 класса: выразить процент дробью или дробь процентом
47 % или 0,13 9 % или 0,04 127 % или 0,8 0,5 % или 1
Для учащихся 7 класса: выразить из формулы переменную
S=V∗t, t= m=p∗V, p= F=m∗a, a=
Для учащихся 8 класса: вычислить, используя рациональный счет
0,125 3,156 80 7,23² — 2 ∗ 7,23 ∗27,23 + 27,23²
Для учащихся 9 класса: избавить знаменатель от иррациональности
4) Решение задач. Для устной работы предлагаются простые и составные задачи. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Пример. Андрей на рыбалке поймал 7 окуней, 4 плотвы и 3 карася. Сколько % всей пойманной рыбы составляют окуни?
5) Использование занимательных упражнений и дидактических игр. На уроках математики при устном счёте предлагаю задачи в занимательной форме или дидактические игры: «Круглые примеры», «Ромашка», «Математическое лото», «Счастливый билет», «Лесенка», «Ручеек».
«Ромашка». Определить, для чего используются данные формулы.
«Ручеек». «Вычислил сам, отдай соседу». Из числа в рамке вычтите каждое число в столбце:
А |
Б |
В |
||
— 20 | — 50 | — 900 | ||
— 1 | — 80 | — 60 | ||
— 80 | — 150 | — 400 | ||
— 10 | — 90 | — 90 | ||
— 50 | — 30 | — 500 |
«Лесенка». Вычислить, производя действия с дробями
Основная роль таких упражнений – развитие познавательного интереса, привлечение внимания учащихся к проводимой работе, актуализация и проверка полученных знаний посредством решения нестандартных заданий в привлекательной, интересной для учащихся форме.
Успешной работе по развитию устных вычислительных навыков способствуют следующие факторы:
– использование упражнений устного счета на разных этапах урока в зависимости от типа урока. В начале урока устный счет используется для актуализации изученного материала, подготовки учащихся к восприятию новой темы, в середине урока – для промежуточного закрепления, в конце урока – для подведения итогов урока;
– количество упражнений не должно превышать отведенного для их решения времени урока и не должно переутомлять учеников;
– формулировка заданий должна четко восприниматься как зрительно, так и на слух;
– систематическое проведение устных математических диктантов и тестовых заданий;
– соответствие устных заданий теме и цели урока.
Используя данную систему упражнений, которая постоянно обновляется и дополняется, мне удается проводить эффективную работу по развитию у учащихся устных вычислительных навыков. Теперь для большинства ребят не составляет труда применять эти навыки для рационализации своего труда при решении не только более сложных задач по математике, но и по физике, химии. Следовательно, темп и результативность уроков математики заметно повысились. Отмечу, что использование определённых устных упражнений помогает учащимся более качественно усвоить учебный материал, осмысленно воспринимать материал, а сами учебные занятия делает более интересными.