Ольга МАТВЕЙЧИК,
учитель биологии
средней школы № 2 Мостов
Поиск новых форм и приёмов обучения школьников в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. На учебных занятиях особое место занимают такие формы, которые обеспечивают активное участие каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность, заинтересованность в результате своего труда. Эти задачи можно успешно решать через использование и внедрение в практику учителя биологии сервисовWeb 2.0.
Использование сервиса LearningApps.оrg при изучении раздела «Введение в биологию» в VI классе позволяет использовать в работе готовые интерактивные модули, созданные учителями различных стран. Но наибольшую привлекательность имеет данный сервис для тех учителей, которые хотят создать свою коллекцию интерактивных заданий самостоятельно. Данный сервис дает возможность быстро создавать различные варианты интерактивных заданий, при этом учитывать возрастные особенности учащихся, уровень восприятия ими материала, уровень сложности изучаемого материала.
Учитывая возрастные особенности учащихся (11–12 лет) и цель курса биологии VI класса (заинтересовать учащихся, дать общие представления об окружающем мире, его явлениях, сформировать элементарные биологические знания), следует отметить, что работа с интерактивными заданиями наиболее результативна. Они позволяют учащимся наглядно представить изучаемые объекты и явления через работу с аудио- и видеоматериалами, текстовыми файлами и анимацией. У учащихся формируются умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять главное. Для учащихся важна возможность усвоить материал в игровой форме. Все, в том числе низкомотивированные учащиеся, включаются в работу, у них формируется положительная мотивация к обучению, пробуждается интерес к изучаемому предмету.
Каждое интерактивное задание сопровождается QR-кодом. Сканирование его с интерактивной доски, компьютера или бумаги дает возможность учащимся выполнить работу со своего смартфона или планшета. При этом телефон учащегося превращается в дополнительный инструмент получения знаний. Это дает возможность выполнять задания не только в классе, но и дома.
На уроках с использованием интерактивных модулей учитель не является доминирующей личностью, он как бы «уходит» на задний план, что дает возможность учащимся быть активными участниками образовательного процесса. При этом дети взаимодействуют друг с другом, преобладает их инициатива, активность, развиваются коммуникативные навыки, расширяются границы практического применения полученных знаний.
На данный момент сервис LearningApps.org предлагает создание интерактивных модулей, которые можно использовать на различных этапах урока биологии в VI классе.
Рассмотрим некоторые из них.
В своей работе каждый учитель стремится дать учащимся качественные знания и при этом сделать процесс обучения интересным, доступным для детей. Большие возможности для этого дают новые технологии. Компьютеризация образовательного процесса постоянно растет. Создается большое количество электронных средств обучения, которые можно использовать и на любых этапах урока. Однако некоторые электронные ресурсы не всегда удовлетворяют потребностям учителя-практика. Очень часто хочется внести поправки в предложенный ресурс. Сервис LearningApps.org – это тот инструмент, который дает учителю простор для творчества. Создание своих интерактивных заданий – большая работа, но она дает положительный результат.