Реализация компетентностного подхода при обучении английскому языку через проблемно-исследовательскую деятельность учащихся

- 15:36Иностранный язык. Идеи, Методичка

 

 

Лариса ДАВЫДЕНОК,
учитель английского языка
Кировской средней школы Витебского района

 

В современном образовании цели и задачи обучения иностранному языку предполагают организацию образовательного процесса на основе требований компетентностного подхода, направленного на формирование практических умений использования знаний в деятельности. Одним из способов реализации компетентностного подхода в преподавании английского языка является проблемно-исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся занимает одно из ведущих мест в учебном процессе. Она предусматривает достижение учебных и воспитательных задач: развитие творческих способностей учащихся и выработку у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.

В учебниках и рабочих тетрадях имеются творческие задания, которые учащиеся выполняют на уроках и дома:

     1 Дополни предложения собственными мыслями и расскажи классу.

     2 Напиши открытку иностранному другу.

     3 Поработай в парах и составь диалог на предложенную тему.

     4 Поделись мнением или идеями.

     5 Вырази собственное мнение: согласие или несогласие.

     6 Прочти стихотворение, пословицу, сказку и задай вопросы другу.

     7 Разработай и защити свой ответ по грамматическому явлению.

     8 Напиши, используя картинку или сюжет.

     9 Нарисуй услышанное.

     10 Вообрази, что ты …, и составь рассказ.

     11 Какими будут твои действия в случае…

     12 Опиши ситуацию из прошлого и свои чувства и др.

В педагогической практике применяю следующие виды исследовательской деятельности: практические мини-исследования, исследовательские проекты, информационные проекты, исследовательские работы.

В 5–6 классах основное направление работы – самовоспитание «Сделай себя сам». Работая с пятиклассниками и шестиклассниками, я ориентирую их на формирование положительных качеств личности. При этом использую следующие задания: составление сказок по теме урока, стихотворений, рассказов, выражение темы через фотографию, рисунки и др. Так, например, пятиклассниками были выполнены мини-проекты по темам: «Лето – время для отдыха», «Здоровый образ жизни», «Лучший выходной», «Мой друг», «Новогодняя открытка», «Любимая телепередача», «Приглашаю в Беларусь», «Необычный остров», учащимися 6-го класса – «Моя семья», «Мой дом», «Распорядок дня», «Письмо английскому другу».

Исследовательские навыки у учащихся формирую, работая с текстами, со словарем, при введении грамматических правил. Так, например, в 5-м классе изучение темы «Образование множественного числа существительных в английском языке» начинаю с создания проблемной ситуации: предлагаю ученикам образовать множественное число ряда существительных. От некоторых существительных они без затруднений образуют множественное число, так как тема не является новой. Сомнения вызовут слова-исключения или слова с некоторыми орфографическими изменениями при добавлении (e)s. Выполняя данное упражнение, учащиеся приходят к выводу, что существует ряд правил для образования множественного числа и что образование множественного числа существительных в английском языке отличается от правил в русском языке. Для изучения материала предлагаю учащимся воспользоваться грамматическим справочником учебника или рабочей тетради, а затем заполнить таблицу:

 

Существительное

-s

-es

Правила орфографии

Исключения

         

 

После заполнения таблицы демонстрируется правильный вариант, выясняются затруднения. Обсуждается, что получилось, с чем было трудно справиться. Подводится итог: учащиеся рассказывают правило, используя заполненные таблицы. Затем материал отрабатывается через выполнение упражнений. Работа организуется в парах.

В 8-м классе основное направление работы – самоутверждение «Утверждай себя». Учащиеся обсуждают проблемные ситуации, создают проекты, слайд-фильмы по теме и др. Так, например, учащимися 8-го класса были выполнены проекты по темам: «Веб-сайт о Республике Беларусь», «Моя школа», «Карманные деньги», «Я и музыка», «Моя кулинарная книга», «Книжная ярмарка». Используются элементы многомерной технологии.

В 10-м классе основное направление работы – саморегуляция «Управляй собой». Учащиеся уделяют больше внимания стилю своих работ, логике построения, иллюстрации фактическим материалом и аргументированности выводов. На этапе планирования особенно популярным становится приём «Мозговой штурм», проявляется потребность в дискуссии. Выполнены мини-проекты: «Я волонтер», «Мой дом», «Дом моей мечты», «Школы в разных странах», «Великие люди, которые изменили мир», «Любимые телеканалы» литературный перевод текстов на родной язык и др.

В 11-м классе основное направление работы – самоактуализация «Реализуй себя». Учащиеся 11 класса могут уже без особых проблем использовать все накопленные навыки в учебной деятельности. Проекты представлены в виде презентаций, в которые включаются различные эффекты: звуки, фото – и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. Учащиеся отрабатывают навыки ведения дискуссии, защиты презентации и работы, умение отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение окружающих. В качестве творческих домашних заданий предлагается подготовить сообщения, ведётся поиск расширенных ответов на вопросы по темам, создаются мини-проекты: «Твое участие в решении экологических проблем», «5 причин для посещения Беларуси», «Счастливая семья», брошюра «В турагентстве» и др.

Во внеурочное время ведётся работа над созданием информационных проектов: «Стоунхендж. Мифы и реальность», «Роберт Бернс – национальный поэт Шотландии», «Уильям Шекспир – великий английский поэт и драматург» и исследовательские проекты «Чай и чаепитие в Великобритании», «Для чего мы изучаем английский язык», «О чем говорят надписи на иностранном языке на твоей одежде?» и другие.

Проблематизация учебного материала на разных этапах проведения урока и уровнях обучения (лингвистическом, коммуникативном, духовно-познавательном) предполагает применение проблемных ситуаций, использование вопросов, которые позволяют всем учащимся усвоить новые знания результативно и успешно.

В своей деятельности использую различные проблемные задания. Поисково-игровые проблемные задания, направленные на развитие остроты наблюдения, быстроты реакции, различных видов мышления, творческого воображения:

     – найдите различия между картинками, опишите, что вы увидели;

     – найдите путь на карте, расскажите, как вы дошли от дома до школы;

     – составьте картинку и опишите героя.

На этапе целеполагания использую прием «Облака слов», игру «Пиарщики» (учащиеся создают рекламу по теме урока) и др.

Коммуникативно-поисковые проблемные задания:

     – выберите из текста информацию, оформите ее в таблицу и составьте рассказ;

     – составьте рассказ/диалог по схеме;

     – составьте вопросы по таблице, составьте диалог по таблице.

Например, при изучении темы «Одежда» включаю учащихся в учебную деятельность следующим образом: показываю картинки с изображением блузки, свитера, платья и др. Предлагаю вопрос: куда, по-вашему, можно это надеть, и в какое время года? Ученики составляют ответы: “I can wear short sin summer. I can wear sweater in winter” и т.п.

Готовясь к теме «Животные», учащиеся приносят фотографию своего домашнего любимца и рассказывают о нем.

Коммуникативно-ориентированные проблемные задания:

     – “Asking the way”. Представьте, что вы находитесь в Лондоне. Один из вас – иностранец, другой – житель Лондона. Узнайте у него, как добраться от одного места до другого. Учащиеся получают карты Лондона с условными изображениями и карточки с фразами: “go straight ahead”, “it is opposite the shop”, “it is next to the museum”, “it is far from here”, “turn right”, “turn left”, “go along … street”.

     – напиши о своем дне рождения для заметки в журнал, выбери, где ты его можешь отмечать: at home; in the park; in a café. В своей заметке ответь на вопросы: What do you do? What do you like to do? What do you eat?

     – запиши свои школьные правила;

     – какой бы я сделал распорядок в школе;

     – придумай свой необычный остров;

     – составьте детальную инструкцию: как приготовить чашку кофе, как сварить картофель, как приготовить овощной салат, как испечь пирог и др.

Проблемные ситуации:

     – прочитайте объявление о языковых курсах и выберите, какие вам нравятся, объясните свой выбор;

     – какими умениями должны владеть люди следующих профессий: летчик, журналист, полицейский, телеведущий, учитель и др.

     – составьте список советов, как сделать семью счастливой и др.

Познавательно-поисковые культуроведческие задания:

     – распределите предложенные таблички по группам в соответствии с тем, где их можно встретить:

          1) Fragile
          2) Keep Right
          3) Keep off the Grass
          4) Nothing to Declare
          5) Mind the Step
          6) Beware of the Dog
          7) No Smoking.

– сравните, сопоставьте традиции, праздники и обычаи Великобритании и Беларуси, найдите сходства и различия, сделайте выводы (тема – “Great Britain: a country of traditions”).

Лингвистические поисковые задания: учащимся предлагаются разрозненные абзацы текста. Необходимо восстановить их логическую последовательность.

Иностранный язык – учебный предмет, в котором владение языком является и целью, и средством обучения. Он даёт возможность всестороннего развития и приобретения учащимися исследовательских навыков и опыта познания. Вышеперечисленные упражнения просты, эффективны и могут использоваться на разных ступенях обучения.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий