Использование практико-ориентированного подхода для повышения качества знаний учащихся по учебному предмету «Химия»

- 20:15II И III СТУПЕНИ, Методичка, Химия. Материалы к урокам

примерами практико-ориентированных заданий)

 

Наталья САВКО,
учитель химии
ГУО «Гимназия № 1 им. Ф.Я.Перца г. Пинска»

 

 

 

 

 

Сложный процесс формирования личности учащихся, подготовка их к самостоятельной жизни определяет необходимость поиска новых, инновационных подходов в организации и управлению учебной деятельностью.

Использование практико-ориентированных заданий в обучении химии способствует созданию у учащихся устойчивой мотивации, расширению их кругозора. У детей возрастает интерес к изучаемому предмету, они овладевают навыками решения сложных задач и учатся использовать полученные знания в жизни. Практико-ориентированной является задача, направленная на развитие ключевых компетентностей учащихся и выявление химической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе практической деятельности [3, с.43].

Практико-ориентированное обучение строится на следующих принципах:
     1) мотивированное обеспечение учебного процесса;
     2) активные формы приобретения и усвоения знаний;
     3) гарантия исследовательской работы;
     4) самоанализ собственного опыта;
     5) расширение возможностей социализации обучения.

Ставя перед собой задачу добиться возникновения у учащихся познавательного интереса и активизации мышления, следует помнить, что существует два взаимосвязанных пути её решения:
     – через содержание учебного материала;
     – через организацию учебной деятельности учащихся.

Практико-ориентированный подход позволяет решить целый ряд проблем, стоящих перед каждым педагогом, а именно: сформировать у учащихся прочные осознанные знания, а также конкретные знания, необходимые для применения в практической деятельности.

Технология реализации практико-ориентированных заданий состоит из компонентов:
     – алгоритм составления заданий;
     – методы и приёмы использования заданий на разных этапах урока;
     – мониторинг качества знаний учащихся.

Успешное усвоение знаний, умений и навыков по предмету в целом можно обеспечить, если изучение материала будет выстроено логически: восприятие–осмысление–запоминание–применение–обобщение.

На учебных занятиях я уделяю большое внимание проблемно-поисковым методам обучения, использую практико-ориентированные задания. Особенно продуктивно используется метод дискуссии. Сущность его заключается в поиске истины посредством столкновения различных точек зрения по определённому вопросу. Наиболее эффективными приёмами являются следующие: доказательство учебных гипотез; постановка задач, имитирующих реальные ситуации; привлечение учащихся к их моделированию.

Проблемное обучение – форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей [4, с.136].

Интересным получается процесс работы с использованием элементов технологии развития критического мышления. Особенно хорошо подходит приём «Фишбоун», «тонкие» и «толстые» вопросы, маркировка текста.

Практико-ориентированные задания можно разделить на 3 группы: теоретические, экспериментально-теоретические, расчётные[3,с. 43–46].Их использование на учебных занятиях зависит от многих факторов: уровня подготовки учащихся, заинтересованности в предмете, осознания значимости информации. Использование практико-ориентированных заданий приводит к усвоению полученной информации, так как возникает ассоциация с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи), вызывают интерес учащихся, способствуют развитию их познавательной активности.

Очень хорошей базой для использования практико-ориентированных задач является межпредметная информация при решении задач. Это способствует более глубокому и осмысленному усвоению программного материала, учащиеся приобретают и совершенствуют практические умения выявлять причинно-следственные связи между явлениями, процессами. При этом создаются благоприятные условия для осмысленного понимания фактов, теорий, законов, конкретизации и углубления ранее приобретённых знаний по химии, физике, биологии, условия для логического завершения процесса формирования знаний.

Расчётные и качественные задачи с межпредметным содержанием могут быть использованы при изучении различных тем по учебному предмету «Химия» [1, с.77].

Для того чтобы вникнуть в суть проблемы, можно использовать «тонкие» и «толстые» вопросы. Известно, что учащиеся, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям [2,с.65–66]. На этапе обобщения знаний на учебных занятиях можно применить приём противоречивых фактов.

Предлагаемая система работы обеспечивает учащихся прочными и системными знаниями, умениями и навыками анализировать получаемую информацию, самостоятельно работать с литературой; ориентироваться в современном информационном пространстве, связывая обучение с жизнью и деятельностью человека.

Новизна данного подхода к обучению заключается в органической сочетаемости практико-ориентированных заданий с элементами технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления. Преимущество при организации такой работы заключается в том, что реализуется личностно-ориентированный подход к обучению учащихся. Учащиеся вовлекаются в активную мыслительную деятельность,формируется осознанный подход при изучении учебного предмета.

 

ПРИМЕРЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЛИ»

ПРИМЕРЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМАМ «НЕМЕТАЛЛЫ», «МЕТАЛЛЫ»

 

Список литературы

1 Ерыгин, Д.П. Методика решения задач по химии: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Д.П.Ерыгин, Е.А.Шишкин. – М. : Просвещение, 1989. – 77 с.
2 Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке / С.И.Заир-Бек. – М.: Просвещение,2004.– 65–66 с.
3 Кендиван, О.Д. Практико-ориентированные задания в обучении химии /О.Д.Кендиван//Химия в школе. – 2009.– № 8.– 43–47 с.
4 Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения /А.В.Конышева. –Минск: ТетраСистемс, 2007.– 136 с.
5 Мычко, Д.И. Исследовательский метод обучения: история и практика / Д.И.Мычко, Ж.А.Цобкало //Хiмiя:праблемывыкладання. – 2001. – № 2 .– 37–72 с.
6.Тарасов, А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей /А.К.Тарасов. – Смоленск: Русич, 1999. – 226 с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий