Клуб “Русская словесность”

- 9:12Методичка, Русский язык и литература. Внеклассная работа

 

Татьяна ИСТРАТЬКОВА,
Эмма ЛОБАЧ,

учителя русского языка и литературы,
средней школы № 1 Сморгони

 

Внеклассная работа по литературе и русскому языку – важная часть учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует укреплению знаний по предмету, стимулирует развитие творческих способностей учащихся, подготавливает их к самостоятельной научно-исследовательской работе. Вот уже 25-й раз в этом учебном году открывает для учащихся свои двери клуб «Русская словесность», который объединяет самых любознательных и творческих ребят с пятого по одиннадцатый классы средней школы № 1 Сморгони.

Литературные вечера, творческие конкурсы, лингвистические игры, предметные недели, экскурсии и тематические поездки – это далеко не полный список мероприятий, в которых участвуют члены клуба.

Начинает работу клуб с первых дней сентября, а чаще даже в мае, когда учителя и учащиеся совместно продумывают план работы на следующий учебный год. Клуб состоит из трех секций: «Хочу всё знать» для учащихся 5–6 классов, «Лингвистическая ярмарка» (7–8 классы), «Литературная гостиная» объединяет учащихся 9–11 классов.

Одним из центральных вопросов организации клубной работы по русскому языку и литературе является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка и литературы оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе. В выборе конкретного содержания кружковых занятий каждый учитель  – руководитель секции – самостоятельно отбирает те вопросы, которые являются наиболее важными для совершенствования умений и навыков учащихся. Очень важно при этом обеспечить полную преемственность в содержании занятий как в классной и внеклассной работе, так и между возрастными группами учащихся.

Наряду с этим на внеклассных занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые не связаны с программой по русскому языку и русской литературе непосредственно, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического и литературного кругозора.

Заседания секций проходят один раз в месяц, а при необходимости, и чаще (например, при подготовке сценария, для репетиций). Большая часть дел – это традиционные мероприятия. Так, в сентябре ребята проводят литературные праздники ко Дню белорусской письменности и Дню библиотек, в октябре – большой концерт ко Дню учителя (здесь уже объединяется работа нескольких клубов школы), конкурс чтецов ко Дню матери, в ноябре наша школа празднует День рождения – «Русская словесность» и тут в центре событий. Рождественские встречи, 23 февраля и 8 Марта, День смеха – это замечательные поводы для литературных праздников и лингвистических забав. Литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Победе, – последнее большое мероприятие, которое собирает всех учащихся школы.

Принцип преемственности необходимо иметь в виду и при выборе методов проведения внеклассных мероприятий. В 5-м классе на первых порах чаще всего применяются игровые методы. Ученики разгадывают шарады, метаграммы, решают занимательные задачи, декламируют стихи юмористического содержания. Затем в беседе с учащимися учитель обобщает материал и делает вместе с ними необходимые выводы из содержания занятия. В 7-м классе формы и методы, используемые для проведения занятий, усложняются, и игровые занятия чередуются с информативными («Я безрассуден и не диво…» – литературные чтения, посвящённые 220-летию Е.Баратынского, например), применяются такие формы, как квест, литературная и литературно-музыкальная гостиная, заочные путешествия по творчеству писателей и по литературным персонажам. Проводятся дни языкового и литературного кроссворда, а это требует применения конкретных языковых и литературных знаний.

Основная часть мероприятий проводится по субботам. Секция «Хочу все знать», объединяющая пяти– и шестиклассников, например, запланировала следующие встречи на 2020/2021 учебный год:

1 Поле чудес «Где живут книги» – ноябрь.
2 Конкурс «Ты и твое имя» – декабрь.
3 Устный журнал «Самые интересные буквы русского алфавита» – январь.
4 Игра «Вселенная в алфавитном порядке» – февраль.
5 Викторина «Знаем русский на отлично» – март.
6 Мастерская «Словари – наши добрые помощники» – апрель.

В секции «Лингвистическая ярмарка» (7–8 классы) запланированы «Базар головоломок», «Лаборатория презентаций по творчеству любимых писателей и поэтов», орфографическое лото «Можно ли усвоить правописание всех слов?», «Звуковые законы или путешествие в тайны ударения», брейн-ринг «Волшебный квадрат», лингвистическая лаборатория «Как делаются слова», квест«Найди часть речи».

Старшеклассники подготовят «День поэтического слова» к125-летию со дня рождения С.А.Есенина, литературные чтения «Поклонимся поэту» (140 лет со дня рождения А.А.Блока и 200 лет со дня рождения А.А.Фета), вечер «О сказках для детей «солидного возраста»» (к 195-летию со дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина).

Активное участие члены клуба принимают и в проведении недели русского языка и литературы, которая традиционно проходит в нашей школе в начале февраля. Ребята не только участвуют в мероприятиях, но и сами готовят их и проводят для учащихся.

Члены клуба с удовольствием занимаются в кружке «Юный журналист», который вот уже много лет издаёт газету «Школьник». Наши юные корреспонденты с большим энтузиазмом берут интервью, собирают материал для статей, выполняют редакционные поручения, чтобы каждый месяц порадовать учащихся школы свежим номером газеты.

Важной частью работы клуба является экскурсионная деятельность, связанная с литературой, культурой: посещение театров, кинотеатров, музеев. Просмотр популярных экранизаций, театральных постановок по классическим произведениям с последующим их обсуждением вносит неоценимый вклад в расширение кругозора учащихся, развитие критического мышления и творческого воображения школьников.

Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий