Татьяна КРИВЕЦКАЯ,
учитель математики
ГУО «Гимназия № 1 им. Ф.Я.Перца г. Пинска»
Дидактическая цель урока: к концу урока учащиеся будут владеть материалом по теме на продуктивном и творческом уровнях.
Задачи личностного развития: создание условий для формирования:
— компетенции самоопределения посредством определения личностно значимой цели, осуществления рефлексии и самооценки;
— учебно-позновательной компетенции через необходимость определять и соблюдать последовательность действий по достижению целей;
— социальной компетенции через развитие способности играть роль спортсменов-биатлонистов;
— математической компетенции через необходимость применения различных приемов мыслительной деятельности в процессе работы с материалом урока.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Класс: 7
Ход урока
I Организационно-мотивационный этап
1 Приветствие. «Улыбнись!»
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
2 Проверка домашнего задания
№ 3.250 (а,в), 3.253 (а,в,д), 3.256
3 Домашнее задание.
№ 3.250 (б,г),3.253 (б,г,е)
4 «Четвёртый лишний»
– Необходимо выбрать из четырех предложенных слов лишний вариант:
а) *цветок *бабочка *биология *зима
б) *спорт *зоология *жара *ботаника
в) *шашки *шахматы *лыжи *домино
г) *меч *винтовка *кортик *сабля
(Правильные ответы: зима, спорт, лыжи, винтовка).
– С каким видом спорта связаны эти слова? (Биатлон).
5 Историческая справка. История развития биатлона в Республике Беларусь (доклад учащегося)
– Зарождался белорусский биатлон в армейских подразделениях гонками военных патрулей. Так, в 1958 году, в феврале, состоялось первенство Белорусского военного округа в гонке военных патрулей на 20 км. Участники соревнований стартовали в военной форме, шапке-ушанке, в поясных ремнях, с двумя сумками боеприпасов, вещевыми мешками и грузом 8 кг. Дистанция стрельбы находилась на расстоянии 250, 200 и 150 м – стрельба из положения «лежа» и на 100 м – стрельба из положения «стоя». Победу одержал армейский лыжник-гонщик мастер спорта А.Кольцов. После 1959 года биатлон стал называться «современным зимним двоеборьем». Участники уже стартовали на 20 км в спортивной форме без дополнительного груза.
Дарья Домрачева из Республики Беларусь стала первой биатлонисткой, выигравшей три олимпийских золота в личных гонках, причём в ходе одних Олимпийских игр (кроме нее трёхкратной олимпийской чемпионкой является только немка Кати Вильхельм). Сейчас в рамках крупнейших международных биатлонных соревнований проводится шесть видов гонок: индивидуальная гонка, спринт, пасьют (гонка преследования), масс-старт, эстафета, смешанная эстафета.
II Этап целеполагания
– Отгадайте ребус, и вы узнаете ключевое слово нашего урока (неравенство).
– Кто сформулирует тему нашего урока? Отступите 4 клеточки от домашней работы. Запишите число, “Классная работа” и тему урока “Линейные неравенства с одной переменной”.
III Этап актуализации опорных знаний
– Сегодня мы проведем урок в виде игры «Биатлон». Так как основные этапы биатлона: индивидуальный, общекомандный и спринтерский групповой, – то наша задача поучаствовать в каждом из них. Как и в биатлоне, вы на протяжении всей гонки будете зарабатывать баллы, которые в конце гонки сможете обменять на соответствующую оценку.
1 Устная работа
– Прежде чем приступить к соревнованиям, спортсмены проходят допинг-контроль, следовательно, и мы в нашей игре должны пройти такой контроль.
а) «Блиц-опрос»
– Какие неравенства называются линейными неравенствами с одной переменной? (Неравенства вида ах < в или ах > в называются линейными неравенствами с одной переменной.)
– Что называется решением неравенства с одной переменной? (Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.)
– Что значит “решить неравенство”? (Решить неравенство – значит найти все его решенияили доказать, что таковых нет.)
– Какие неравенства называются равносильными? (Неравенства, имеющие одни и те же корни, называются равносильными. Неравенства, не имеющие решений, также считаются равносильными.)
– Какие свойства используются при решении неравенств?
1) Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком, то получится равносильное ему неравенство.
2) Если обе части неравенства разделить или умножить на одно и то же положительное число, то получится равносильное ему неравенство.
3) Если обе части неравенства разделить или умножить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится равносильное ему неравенство)
б ) «Найди ошибку!»
2 «Индивидуальная гонка»
– Мы прошли контроль. К соревнованиям допущены все. Следовательно, можем начать индивидуальную гонку. Перед вами – листочки с тестом. Выполните тест по вариантам.
Выполните тест «Вопрос – ответ». Если ответ “да”, то ставьте 1, если ответ “нет”, то ставьте 0.
Взаимопроверка:
Ответ к цифровому тесту (применим для 1 и 2 вариантов): 1 1 0 00 0
За каждый правильный ответ – 1 балл.
IV Операционный этап
«Общекомандная гонка»
– В общекомандной гонке нам необходимо закрепить тему. Ваша задача выполнить № 3.227(а,в), № 3.232(а,в). (Задание по стратегии «Мозговой штурм»).
– Проверка (2 человека у доски).
– Молодцы! Наша задача в общекомандной гонке выполнена.
V Физкультминутка
– Любому спортсмену нужно уметь отдыхать, а так как в биатлоне очень важна меткость, то проведем гимнастику для глаз:
– вертикальные движения глаз вверх-вниз;
– горизонтальные – вправо-влево;
– вращение глазами по часовой стрелке и против нее;
– закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;
– глазами «нарисовать» кривую, изображённую на доске несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.
VI Самостоятельная работа
«Спринтерская групповая гонка» (дифференцированные задания по группам).
– Приступаем к спринтерской групповой гонке, где вы должны показать как вами усвоена новая тема.
1) Учащиеся выбирают задания по уровню усвоения ими темы.
– уровень А (5–6 балов)
1 вариант |
2 вариант |
|
|
– уровень В (7–8 балов)
1 вариант |
2 вариант |
(3х+1)(х– 3)+1≥3 – 5; (х– 5)(х+5) – 2х<3+ ; |
(х – 4)(3 – 2х)≥ -1; (3 – х)(3+х) – 4х<2 – ; |
– уровень С (9–10 балов)
1 вариант |
2 вариант |
Найдите значение а, при котором неравенство а не имеет решений. |
Найдите значение а, при котором неравенство а не имеет решений. |
2) Решение текстовых задач (дополнительно).
Задача1.
Из Пинска в Минск на машине спортсмены выехали на соревнования. Расстояние между городами меньше 350 км.Через 3 часа им осталось проехать еще 45 км. Оцените скорость машины.
Задача 2.
Стрелок стреляет в мишень 15 раз. Если за каждое точное попадание он получает 6 очков, то при каждом промахе он теряет 2 очка. Оцените, сколько точных попаданий в мишень должен сделать стрелок,чтобы в конце соревнований получить больше 34 очков?
VII Рефлексия
– Прикрепите стикер со своим именем на картинку, которая больше подходит к вашему уровню понимания темы:
Всем спасибо за урок!