Открытое учебное занятие по теме: «Линейное неравенство с одной переменной». 7 класс

- 19:05II И III СТУПЕНИ, Математика. Сценарии, Методичка

 

Татьяна КРИВЕЦКАЯ,
учитель математики
ГУО «Гимназия № 1 им. Ф.Я.Перца г. Пинска»

 

 

 

 

Дидактическая цель урока: к концу урока учащиеся будут владеть материалом по теме на продуктивном и творческом уровнях.

Задачи личностного развития: создание условий для формирования:

     — компетенции самоопределения посредством определения личностно значимой цели, осуществления рефлексии и самооценки;

     — учебно-позновательной компетенции через необходимость определять и соблюдать последовательность действий по достижению целей;

     — социальной компетенции через развитие способности играть роль спортсменов-биатлонистов;

     — математической компетенции через необходимость применения различных приемов мыслительной деятельности в процессе работы с материалом урока.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Класс: 7

 

Ход урока

I Организационно-мотивационный этап

1 Приветствие. «Улыбнись!»

         – Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

2 Проверка домашнего задания

         № 3.250 (а,в), 3.253 (а,в,д), 3.256

3 Домашнее задание.

         № 3.250 (б,г),3.253 (б,г,е)

4 «Четвёртый лишний»

         – Необходимо выбрать из четырех предложенных слов лишний вариант:

а) *цветок *бабочка *биология *зима
б) *спорт *зоология *жара *ботаника

в) *шашки *шахматы *лыжи *домино
г) *меч *винтовка *кортик *сабля

(Правильные ответы: зима, спорт, лыжи, винтовка).

– С каким видом спорта связаны эти слова? (Биатлон).

5 Историческая справка. История развития биатлона в Республике Беларусь (доклад учащегося)

– Зарождался белорусский биатлон в армейских подразделениях гонками военных патрулей. Так, в 1958 году, в феврале, состоялось первенство Белорусского военного округа в гонке военных патрулей на 20 км. Участники соревнований стартовали в военной форме, шапке-ушанке, в поясных ремнях, с двумя сумками боеприпасов, вещевыми мешками и грузом 8 кг. Дистанция стрельбы находилась на расстоянии 250, 200 и 150 м – стрельба из положения «лежа» и на 100 м – стрельба из положения «стоя». Победу одержал армейский лыжник-гонщик мастер спорта А.Кольцов. После 1959 года биатлон стал называться «современным зимним двоеборьем». Участники уже стартовали на 20 км в спортивной форме без дополнительного груза.

Дарья Домрачева из Республики Беларусь стала первой биатлонисткой, выигравшей три олимпийских золота в личных гонках, причём в ходе одних Олимпийских игр (кроме нее трёхкратной олимпийской чемпионкой является только немка Кати Вильхельм). Сейчас в рамках крупнейших международных биатлонных соревнований проводится шесть видов гонок: индивидуальная гонка, спринт, пасьют (гонка преследования), масс-старт, эстафета, смешанная эстафета.

 

II Этап целеполагания

– Отгадайте ребус, и вы узнаете ключевое слово нашего урока (неравенство).

 Кто сформулирует тему нашего урока? Отступите 4 клеточки от домашней работы. Запишите число, “Классная работа” и тему урока “Линейные неравенства с одной переменной”.

 

III Этап актуализации опорных знаний

 Сегодня мы проведем урок в виде игры «Биатлон». Так как основные этапы биатлона: индивидуальный, общекомандный и спринтерский групповой, – то наша задача поучаствовать в каждом из них. Как и в биатлоне, вы на протяжении всей гонки будете зарабатывать баллы, которые в конце гонки сможете обменять на соответствующую оценку.

1 Устная работа

– Прежде чем приступить к соревнованиям, спортсмены проходят допинг-контроль, следовательно, и мы в нашей игре должны пройти такой контроль.

а) «Блиц-опрос»

         – Какие неравенства называются линейными неравенствами с одной переменной? (Неравенства вида ах < в или ах > в называются линейными неравенствами с одной переменной.)

         – Что называется решением неравенства с одной переменной? (Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство.)

         – Что значит “решить неравенство”? (Решить неравенство – значит найти все его решенияили доказать, что таковых нет.)

         – Какие неравенства называются равносильными? (Неравенства, имеющие одни и те же корни, называются равносильными. Неравенства, не имеющие решений, также считаются равносильными.)

         – Какие свойства используются при решении неравенств?

1) Если из одной части неравенства перенести в другую слагаемое с противоположным знаком, то получится равносильное ему неравенство.

2) Если обе части неравенства разделить или умножить на одно и то же положительное число, то получится равносильное ему неравенство.

3) Если обе части неравенства разделить или умножить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится равносильное ему неравенство)

б ) «Найди ошибку!»

  Ответ:

  Ответ:

  Ответ:

2 «Индивидуальная гонка»

– Мы прошли контроль. К соревнованиям допущены все. Следовательно, можем начать индивидуальную гонку. Перед вами – листочки с тестом. Выполните тест по вариантам.

Выполните тест «Вопрос – ответ». Если ответ “да”, то ставьте 1, если ответ “нет”, то ставьте 0.

 

I вариант

II вариант

1 Является ли неравенство 2х> 5 строгим?  

2 Можно ли почленно складывать
верные неравенства одного знака?  

3 Решением неравенства 3х ≥ 6
является х ≥ 3 ?    

4 Является ли число 17 наибольшим
целым решением неравенствах>18 ?

5 Верно ли, что 7х – 5 < 0, если х> 2?

6 Верно ли, что если а<в, то ав = 0?

1 Является ли неравенство
–3х ≥ 6 нестрогим?

2 Можно ли почленно умножить
верные неравенства одного знака?

3 Решением неравенства–3х ≥ 21
является х ≤ 7.  

4 Является ли число –7наименьшим целым решением неравенствах>–7 ?

5 Верно ли, что 7 – 4х> 0, если х>  ? 

6 Верно ли, что если а <в, то а – в> 0? 

Взаимопроверка:

Ответ к цифровому тесту (применим для 1 и 2 вариантов): 1 1 0 00 0

За каждый правильный ответ – 1 балл.

 

IV Операционный этап

«Общекомандная гонка»

         – В общекомандной гонке нам необходимо закрепить тему. Ваша задача выполнить № 3.227(а,в), № 3.232(а,в). (Задание по стратегии «Мозговой штурм»).

         – Проверка (2 человека у доски).

         – Молодцы! Наша задача в общекомандной гонке выполнена.

        

V Физкультминутка

         – Любому спортсмену нужно уметь отдыхать, а так как в биатлоне очень важна меткость, то проведем гимнастику для глаз:

– вертикальные движения глаз вверх-вниз;

– горизонтальные – вправо-влево;

– вращение глазами по часовой стрелке и против нее;

– закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;

– глазами «нарисовать» кривую, изображённую на доске несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

 

VI Самостоятельная работа

«Спринтерская групповая гонка» (дифференцированные задания по группам).

         – Приступаем к спринтерской групповой гонке, где вы должны показать как вами усвоена новая тема.

1) Учащиеся выбирают задания по уровню усвоения ими темы.

– уровень А (56 балов)

1 вариант

2 вариант

 


  
 

 

     

                    

 

 

 

– уровень В (7–8 балов)

1 вариант

2 вариант

(3х+1)(х– 3)+1≥3 – 5;

(х– 5)(х+5) – 2х<3+ ;

     

(х – 4)(3 – 2х)≥ -1;

(3 – х)(3+х) – 4х<2 – ;

 

– уровень С (9–10 балов)

1 вариант

2 вариант

  

    

 Найдите значение а, при котором неравенство а не имеет решений.

 
           
             

 Найдите значение а, при котором неравенство а  не имеет решений.

2) Решение текстовых задач (дополнительно).

Задача1.

Из Пинска в Минск на машине спортсмены выехали на соревнования. Расстояние между городами меньше 350 км.Через 3 часа им осталось проехать еще 45 км. Оцените скорость машины.

Задача 2.

Стрелок стреляет в мишень 15 раз. Если за каждое точное попадание он получает 6 очков, то при каждом промахе он теряет 2 очка. Оцените, сколько точных попаданий в мишень должен сделать стрелок,чтобы в конце соревнований получить больше 34 очков? 

 

VII Рефлексия

– Прикрепите стикер со своим именем на картинку, которая больше подходит к вашему уровню понимания темы:


ничего не понял

 


в процессе осмысления

 


все понятно

Всем спасибо за урок!

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий