Елена КРАВЧЕНКО,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 5 г.п.Корма»
Задачи:
1 Систематизировать и обобщить представления воспитанников о разных предметах мебели и их назначении, о материале, из которого изготовлена мебель.
2 Формировать представления о профессии столяра и орудиях его труда.
3 Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, устанавливать причинно-следственные связи между предметами и материалами, обобщать и делать выводы.
4 Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к мебели.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображениями предметов мебели, кукла – домовенок Кузя, силуэты мебели, разнообразная цветная ткань, мольберт, счетные палочки, тазики с водой, тряпочки, фартуки.
Методы и приемы: наглядный – рассматривание, демонстрация наглядных изображений предметов мебели; информационно-рецептивные – беседа, объяснение, рассказ воспитателя, детей, вопросы, сравнение; репродуктивный–выполнение определенных действий дидактические игры, выполнение трудовых действий; частично поисковый – при выполнении задания в конструктивной игре «Выложи из палочек мебель для домовёнка Кузи»; игровой – сюрпризный момент.
Предварительная работа:
Просмотр и беседа по мультимедийной презентации, рассматривание иллюстраций, альбома «Мебель», рассматривание мебели в группе. Проведение дидактической игры «Расставь мебель в комнате, в спальне, на кухне». Раскрашивание разнообразной мебели, чтение стихов и отгадывание загадок.
Форма организации познавательной деятельности: групповая
Тип занятия: комбинированный.
Ход занятия
I этап – вводный (организационный)
Игра-этюд «Приветствие» (фронтальная форма работы)
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Воспитатель: Ребята, у меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.), давайте улыбнемся друг другу, покажем, что у нас хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришел один гость. Это домовенок Кузя. У него новая квартира, но мебели ещё нет. Кузя просит, чтобы вы ему помогли выбрать нужную мебель.
Воспитатель: Ребята, где можно купить мебель? (в магазине). Правильно, давайте отправимся с вами в «магазин мебели» и посмотрим, какая она бывает, мебель, и для чего она нужна. Вы готовы отправиться в «магазин» и помочь домовенку Кузе? (Да)
Сюрпризный момент «Превращения»
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
Воспитатель: Тогда закрываем все глаза, покружимся вокруг себя и произнесём слова:
Раз, два, три,
В магазин мы пришли!
II этап – основной
Воспитатель: Вот мы и оказались в магазине мебели! Давайте посмотрим, какая мебель здесь есть!
Дети рассматривают картинки с изображениями мебели, называют ее, рассказывают, из каких частей она состоит, для чего служит.
Воспитатель: Мы все живем в квартирах или домах. И в каждой квартире есть комнаты, давайте вспомним, как они называются. (Прихожая, гостиная, спальня, кухня.)
На мольберт выставляются соответствующие сюжетные картинки с изображением интерьера прихожей, гостиной, спальни, детской комнаты, кухни.
Воспитатель: Давайте расскажем Кузе, какую мебель можно расставить в гостиной, в кухне, в спальне. Что ты поставил?
Каждый из детей ставит по одному виду мебели и называет, в какую комнату поставил (кухню, спальню, гостиную).
Воспитатель: Все эти предметы можно назвать одним словом – «мебель». Ребята, из чего делают мебель (в основном делают из дерева – деревянная; кукольную мебель делают чаще из пластмассы – пластмассовая мебель). А какую мебель называют «мягкой»? (диван, кресло)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна мебель? Правильно, для того чтобы было нам удобно и комфортно.
Воспитатель: Теперь, чтобы вернуться в детский сад, надо закрыть глаза, покружиться и сказать:
Раз, два, три,
В детский садик мы пришли.
Воспитатель: Кузя очень доволен, что вы помогли ему, и он хочет с вами поиграть в игру.
Физкультминутка «Мебель»
Цель: повышение умственной активности на занятии, внимания.
Раз, два, три,
раз, два, три,
(дети шагают)
Шкаф высокий – посмотри!
(руки высоко поднять вверх)
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре,
(дети шагают)
Стульчики у нас в квартире.
(приседания – пружинки)
Есть столики, кроватки –
(руки вытянуты перед собой ладонями вниз,
наклон вперед с разведением рук)
Мебель вся у нас в порядке!
(руками сделать большой круг перед собой).
Воспитатель: Ребята, у домовенка Кузи скоро новоселье, давайте ему подарим мебель, сделанную своими руками.
Конструктивная игра «Выложи из палочек мебель для домовенка Кузи»
Цель: развитие воображения, наблюдательности, конструктивных навыков, взаимопомощи.
Дети с помощью счетных палочек делают разную мебель.
Воспитатель: Ребята, скажите, а мебель может ломаться? (Да) Почему это происходит? (Когда мебель используют не по назначению) А кто ее может починить? Правильно, это могут сделать многие папы, а если не получается, то люди обращаются за помощью к столяру. Это человек, который может починить и сделать мебель, но для этого ему нужны разные инструменты. Как вы думаете, какие?
На мольберт вывешиваются картинки: рубанок, пила, молоток, отвертка.
Воспитатель: А как вы думаете, за мебелью надо ухаживать? (Да).
Воспитатель: За мебелью, оказывается, тоже надо ухаживать: мыть, протирать. Нельзя ломать, рисовать на ней. Если будете аккуратно и бережно относиться к мебели, то она прослужит очень долго (будет долго как новая).
Проблемная ситуация «Что нужно делать, чтобы не испачкать мягкую мебель?»
Цель: развитие мышления, умения делать выводы.
Воспитатель: А чтобы не пачкалась мягкая мебель, ее можно накрывать покрывалами, которые можно постирать.
Дидактическая игра «Новое покрывало для дивана»
Цель: активизация мыслительной активности, развитие творческого воображения, вкуса.
На столах лежат силуэты разноцветных диванов, дети должны подобрать ткань для покрывала на диван по цвету и выбрать подушки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием, вот теперь эти диванчики долго будут выглядеть как новые.
Воспитатель: Ребята, а какая мебель есть у нас в группе? Давайте научим Кузю ухаживать за мебелью. Девочки будут протирать столы, а мальчики – стульчики.
Хозяйственно-бытовой труд «Протираем мебель»
Цель: развитие трудовых навыков, воспитание бережного отношения к мебели.
III этап. Окончание занятия. Подведение итогов занятия
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? (О мебели). Где делают мебель? Где продают готовую мебель? Для чего нужна мебель?(Чтобы спать, сидеть, отдыхать, играть и т.д.)
Воспитатель: Правильно, вся мебель важна и необходима людям для удобства и комфорта в быту.
Воспитатель: Как называется профессия людей, которые могут делать и ремонтировать мебель? (Столяр) Нужно бережно относиться к мебели?
Воспитатель: Домовенок Кузя много узнал про мебель, ему понравилось с вами играть, он вас благодарит и говорит «До свидания».