Алеся ЩЕРБАЦЕВИЧ,
учитель английского языка
средней школы № 26 Гродно
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку с каждым годом меняется и совершенствуется. Мотопедагогика – это мощная, ориентированная на получение практического опыта методика. Задача данной методики – поддержка индивидуального развития через и с помощью веселых движений.
Основной принцип обучения на уроке английского языка – это обучение через движение. Основоположником мотопедагогики стал Эрнст Джон Кипхард в 1950-х годах в Германии.⠀
Почему это направление интересно на уроке английского языка? ⠀
В период обучения дети сталкиваются со многими проблемами: нехватка движения на уроке; зажатость, из которой вытекают разные нарушения (агрессия, неусидчивость), дети «голодают» – происходит голод в движении, который нужно как-то восполнить.
Если ребёнок полностью не отдал себя на уроке эмоционально и физически, то это отразится негативно на процессе усвоения иностранного языка и на процессе обучения в целом.
Девиз урока: не заставлять, а побуждать! А задача учителя – сопровождать ребенка.
Моя цель на уроке английского языка – найти эффективный способ работы, раскрыть ресурсы ребенка, определить, какие игры использовать, чтобы ребенок играя обучался, понять, что на самом деле ему интересно и на какие моменты в развитии нужно обратить свое внимание.
Для использования в обучении любому иностранному языку можно рекомендовать игры.
– Show it right. Учитель на себе показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (плечи, колени, нос, волосы, левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).
Hands on shoulders,
hands on knees,
hands behind you,
if you please.
Touch your shoulders,
now your nose,
now your hair and now your toes.
Hands up high in the air,
down at your sides and touch your hair.
Hands up high as before,
now clap your hands, one-two-three-four!
– The Opposites. Ученики разбиваются на пары. Первый ученик произносит фразу или слово, второй должен назвать и изобразить противоположное действие: smile – cry, be quiet – be noisy, close your eyes – open your eyes, stand up – sit down и т.д.
– Run – Freeze. Учитель или один выбранный ученик говорит: «Run!» и все остальные ученики начинают бежать на месте, пока не услышат: «Freeze! Animals!», после чего принимают позу любого животного. Учитель должен отгадать каждое животное, задавая вопросы: «Are you a cat….?» Дети отвечают: «Yes, I am / No, I am not». Вместо животных можно загадывать профессии, музыкальные инструменты, виды спорта и многое другое.
– Colours. Учитель называет цвет (red, blue, yellow…). Ученики должны найти любой предмет названного цвета, прикоснуться к нему и назвать (red shirt, blue bag, green wall).
– My first words. Учитель загадывает слово ученику (an elephant, a bus). С помощью движения тела ученик показывает, описывает слово.
Таким образом, мотопедагогика на уроке английского языка рассматривается как возможность для всех детей, которым требуется дополнительные знания и опыт. Это возможность улучшить свою крупную и мелкую моторику в группе без какого-либо давления и испытать чувство удовлетворения и, следовательно, повысить самооценку. Каждый ребенок воспринимается как личность со всеми своими сильными и слабыми сторонами.
Я в свою очередь поддерживаю и сопровождаю детей в их экспериментах, всегда готова помочь, являюсь партнерам по игре и наблюдателем. В центре урока находится ребенок с его индивидуальными потребностями, идеями и способностями.