Использование доски Бильгоу в работе с детьми дошкольного возраста: автоматизируем и дифференцируем звуки

- 12:00Дошкольное образование. Идеи, Методичка

 

Татьяна ВАСИЛИЦКАЯ,
учитель-дефектолог  
яслей-сада № 51 Гродно

 

 

Мозжечковая стимуляция – серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка. Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Мозжечок – это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.

У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Возможно, эти нарушения сами по себе не являются единственной причиной нарушений речевого развития. Однако преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.

Доска Бильгоу относится к тренажерам для стимуляции мозжечка. Ребенок стоит на поверхности доски, которая, в свою очередь, укреплена на округлой основе, что заставляет его балансировать в попытках удержать равновесие. Ребенку приходится балансировать и в положении стоя выполнять различные упражнения. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений.

Этап автоматизации и дифференциации звуков зачастую растягивается на длительный период. Дети устают от однотипных упражнений и часто отказываются повторять за логопедом речевой материал. 

Преимущества использования доски Бильгоу в занятиях:

1 Ребенок с большим желанием выполняет задания на доске (игровой характер выполнения).

2 Благотворное влияние на мозжечок и общую моторику.

3 Многообразие игровых упражнений и приспособлений (дополнений) к доске.

 

Примеры упражнений для автоматизации
и дифференциации звуков на доске Бильгоу:

   1 Когда ребенок становится на доску, я прошу произнести необходимый звук или слог. Сходит с доски, опять повторяет слог. Так до 10 раз. Усложнение: зайти/сойти с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон, произнося заданный звук или слог. Этап автоматизации. Если дифференциация, то разные звуки, слоги отрабатываются со сменой действий (зашел на доску– первый звук, слог; сошел – второй звук, слог).

   2 Ребенок в положении сидя «по-турецки». Раскачивая доску, попросить ребенка удержать равновесие и повторять заданный звук, слог. На этапе автоматизации. Если дифференциация: выбираем сторону и задаем звук, слог. Наклон вправо – первый звук, слог, наклон влево –второй звук, слог.

   3 Круговые вращения руками и повторение заданных звуков, слогов:

а) обе руки в одну сторону;
в) обе руки в разные стороны;
с) по очереди в одну сторону;
д) по очереди в разные стороны.

 

Таким образом, можно сказать, что доска Бильгоу – это вариативный и многофункциональный тренажер, который не занимает много места, но позволяет специалисту прорабатывать такие важные и неотъемлемые этапы в коррекции звуков.  

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий