Татьяна КНЫШ,
руководитель школьного учебно-методического
объединения классных руководителей
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»
Цель: совершенствовать методы, приёмы и способы формирования у учащихся социальной и гражданской ответственности, активной жизненной позиции гражданского самосознания.
Задача: привлечение внимания коллектива к современным технологиям, способствующим развитию гражданственности и патриотизма в современной школе.
Участники: классные руководители учреждения образования.
Время проведения игры: 1,5 часа.
Подготовка кабинета: в кабинете стоят три стола и стулья вокруг них. На столах лежат листы формата А4 разного цвета и листы формата А5, тех же цветов.
Ход проведения заседания
1 Организационный момент
Один американский писатель сказал: «Малые умы интересуются необычным, а великие – самым обычным». Я приглашаю вас принять участие в методической деловой игре и посмотреть по-новому на обычные вещи.
За 1,5 часа нашей игры мы пройдѐм от исходного до креативного уровня развития активной гражданской позиции учащихся.
Предлагаю вам принять участие в деловой игре. Этой игре я дала название «Взаимодействие», так как она ориентирована на выработку стратегий эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в деле формирования активной гражданской позиции обучающихся в условиях современной школы.
Выступление заместителя директора
по воспитательной работе
В развитии современного общества внимание акцентировано на становлении личности человека, его позиции, которая и определяет его поведение, отношение к социуму, траекторию дальнейшего развития. Для современной школы в целом особое значение приобретают вопросы формирования гражданской позиции учащихся. Она проявляется и формируется через отношение к людям и обществу. Способы практической реализации себя подросток получает в деятельности, через нее он познает мир, в деятельности формируется самосознание, нравственные и социальные установки.
Для любого государства важной задачей является формирование активной гражданской позиции учащихся. Путь развития современного общества и в настоящее время, и в будущем зависит от ценностного багажа современных подростков, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений. Изучение научных источников позволяет сделать вывод, что активная гражданская позиция – это интегративное качество личности, выражающееся в ее осознанном желании, способности и умении правильно и эффективно жить в своем государстве, принимать активное участие в жизни политического сообщества, принося пользу своей стране и согражданам. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, гражданское воспитание – это системная, комплексная деятельность, направленная на создание условий для развития гражданских качеств личности (законопослушания, навыков коммуникации, активного участия в общественной жизни, профессиональной ориентации), для приобретения позитивного социального опыта.
В школьном возрасте формируется гражданское мировоззрение ребенка. В процессе обучения и воспитания учащимся необходимо дать знания, которые в дальнейшем позволят им ориентироваться в современном обществе и делать правильные выборы в тех вопросах, которые поставит перед ним общество и государство.
2 Основная часть заседания.
Сегодня в ходе заседания – деловой игры – мы попытаемся проанализировать нашу работу в школе с точки зрения заявленной темы и выработать общие действия, по решению возникающих проблем.
1) И на первом этапе работы давайте определим: какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный ученик. Я попрошу обсудить это в группах и написать на первом цветном листочке 5 наиболее важных качеств идеального ученика.
Презентация материалов от каждой мини-группы: лидеры по очереди выступают и вывешивают характеристику ученика на стенд.
2) Прошло время, и наши ученики выросли, стали самостоятельными взрослыми людьми. Обсудите в группах, какими качествами должен обладать современный человек и на втором цветном листе напишите 5 качеств, характеризующих успешного современного человека.
Лидеры от каждой группы выступают, выходят к стенду, вывешивают характеристику под первой характеристикой и остаются у стенда.
А теперь сравните характеристики ученика и взрослого. Соответствуют ли качества, которые мы воспитываем в ученике, тем качествам, которые мы хотим видеть у взрослых людей?
И мы видим, что все отметили: одно из самых важных качеств, которым хотелось бы, чтобы обладал каждый человек – ______________________
Как же формировать активную гражданскую позицию наших учащихся? И какова в этом роль людей, обучающих и воспитывающих детей?
Каждый из нас проблемы школы рассматривает со своей профессиональной позиции. Но иногда бывает полезным выйти за рамки своей позиции и рассмотреть проблему с другой точки зрения.
Перед следующим упражнением давайте распределим, какую категорию участников образовательного процесса будет представлять каждая группа.
Лидеры берут одну из карточек:
учащиеся; родители; специалисты.
1) И теперь каждая группа с обозначенной позиции, пусть обсудит, что она может сделать для формирования активной гражданской позиции учащихся?
Просьба записать на листах конкретные методы, подходы, приемы обучения и воспитания, мероприятия (не надо общих фраз).
2) Обсудите степень включенности каждой группы в процесс формирования активной гражданской позиции учащегося. Подумайте, надо ли вам взаимодействовать с другими группами, чтобы сформировать ребенка-патриота. Если да, то с кем?
Лидеры от каждой группы читают то, что решила группа. Вывешивают свой кружок на доску: “Активная гражданская позиция учащегося” в соответствии с решением группы.
Итак, по этой композиции мы видим, что участники учебного процесса заботятся о формировании гражданско-патриотических качеств в каждом школьнике, и могут взаимодействовать друг с другом.
Фундаментом формирования активной гражданской позиции является нравственное начало, ценностные ориентиры, которые определяют направления деятельности любого человека.
Создание условий для становления личности человека и гражданина, обладающего чувством собственного достоинства, граждански активного, должно происходить на всех уровнях.
Упражнение 1. «Формирование активной гражданской позиции учащихся в рамках информационных часов»
Укажите разнообразные формы и методы формирования активной гражданской позиции учащихся в рамках информационных часов.
Участники пишут, затем аргументируют.
Опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся в рамках информационных часов представит классный руководитель_______________.
Представление опыта работы.
Упражнение 2. «Формирование активной гражданской позиции учащихся в рамках классных часов»
Укажите разнообразные формы и методы формирования активной гражданской позиции учащихся в рамках классных часов.
Участники пишут, затем аргументируют.
Опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся в рамках классных часов представит классный руководитель________________________.
Представление опыта работы.
В школе дети получают опыт демократических отношений и насколько правильно будет выстроена работа по формированию у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, зависит и наше будущее. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие активной гражданской позиции и толерантности.
Опыт работы по использованию возможностей детских общественных объединений для формирования активной гражданской позиции представит педагог-организатор________________________
Представление опыта работы.
Упражнение 3.
Теперь из всего услышанного напишите предложения о новых методах, формах работы, которые можно применять в дальнейшей работе.
Защита предложений.
3 Завершение работы.
– Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
–А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
–Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Я очень хочу, чтобы после нашего занятия у вас не было сомнения в том, какого волка вам нужно кормить.
Иначе эту мысль можно выразить так: ничто не научит жить, ничто не изменит, никто не поможет быть счастливым, только я сам могу изменить себя и свою жизнь.
Спасибо за встречу!