- Класны кiраўнiк

Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции школьников. Заседание школьного учебно-методического объединения классных руководителей в форме деловой игры

 

Татьяна КНЫШ,
руководитель школьного учебно-методического
объединения классных руководителей
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»

 

 

Цель: совершенствовать методы, приёмы и способы формирования у учащихся социальной и гражданской ответственности, активной жизненной позиции гражданского самосознания.

Задача: привлечение внимания коллектива к современным технологиям, способствующим развитию гражданственности и патриотизма в современной школе.

Участники: классные руководители учреждения образования.

Время проведения игры: 1,5 часа.

Подготовка кабинета: в кабинете стоят три стола и стулья вокруг них. На столах лежат листы формата А4 разного цвета и листы формата А5, тех же цветов.

 

Ход проведения заседания

 

1 Организационный момент

Один американский писатель сказал: «Малые умы интересуются необычным, а великие – самым обычным». Я приглашаю вас принять участие в методической деловой игре и посмотреть по-новому на обычные вещи.

За 1,5 часа нашей игры мы пройдѐм от исходного до креативного уровня развития активной гражданской позиции учащихся.

Предлагаю вам принять участие в деловой игре. Этой игре я дала название «Взаимодействие», так как она ориентирована на выработку стратегий эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса в деле формирования активной гражданской позиции обучающихся в условиях современной школы.

 

Выступление заместителя директора
по воспитательной работе

В развитии современного общества внимание акцентировано на становлении личности человека, его позиции, которая и определяет его поведение, отношение к социуму, траекторию дальнейшего развития. Для современной школы в целом особое значение приобретают вопросы формирования гражданской позиции учащихся. Она проявляется и формируется через отношение к людям и обществу. Способы практической реализации себя подросток получает в деятельности, через нее он познает мир, в деятельности формируется самосознание, нравственные и социальные установки.

Для любого государства важной задачей является формирование активной гражданской позиции учащихся. Путь развития современного общества и в настоящее время, и в будущем зависит от ценностного багажа современных подростков, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений. Изучение научных источников позволяет сделать вывод, что активная гражданская позиция – это интегративное качество личности, выражающееся в ее осознанном желании, способности и умении правильно и эффективно жить в своем государстве, принимать активное участие в жизни политического сообщества, принося пользу своей стране и согражданам. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, гражданское воспитание – это системная, комплексная деятельность, направленная на создание условий для развития гражданских качеств личности (законопослушания, навыков коммуникации, активного участия в общественной жизни, профессиональной ориентации), для приобретения позитивного социального опыта. 

В школьном возрасте формируется гражданское мировоззрение ребенка. В процессе обучения и воспитания учащимся необходимо дать знания, которые в дальнейшем позволят им ориентироваться в современном обществе и делать правильные выборы в тех вопросах, которые поставит перед ним общество и государство.

 

2 Основная часть заседания.

Сегодня в ходе заседания – деловой игры – мы попытаемся проанализировать нашу работу в школе с точки зрения заявленной темы и выработать общие действия, по решению возникающих проблем.

         1) И на первом этапе работы давайте определим: какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный ученик. Я попрошу обсудить это в группах и написать на первом цветном листочке 5 наиболее важных качеств идеального ученика. 

Презентация материалов от каждой мини-группы: лидеры по очереди выступают и вывешивают характеристику ученика на стенд.

         2) Прошло время, и наши ученики выросли, стали самостоятельными взрослыми людьми. Обсудите в группах, какими качествами должен обладать современный человек и на втором цветном листе напишите 5 качеств, характеризующих успешного современного человека.

Лидеры от каждой группы выступают, выходят к стенду, вывешивают характеристику под первой характеристикой и остаются у стенда.

А теперь сравните характеристики ученика и взрослого. Соответствуют ли качества, которые мы воспитываем в ученике, тем качествам, которые мы хотим видеть у взрослых людей?

И мы видим, что все отметили: одно из самых важных качеств, которым хотелось бы, чтобы обладал каждый человек – ______________________

 

Как же формировать активную гражданскую позицию наших учащихся? И какова в этом роль людей, обучающих и воспитывающих детей?

Каждый из нас проблемы школы рассматривает со своей профессиональной позиции. Но иногда бывает полезным выйти за рамки своей позиции и рассмотреть проблему с другой точки зрения. 

 

Перед следующим упражнением давайте распределим, какую категорию участников образовательного процесса будет представлять каждая группа.

Лидеры берут одну из карточек:
учащиеся; родители; специалисты.

         1) И теперь каждая группа с обозначенной позиции, пусть обсудит, что она может сделать для формирования активной гражданской позиции учащихся? 

Просьба записать на листах конкретные методы, подходы, приемы обучения и воспитания, мероприятия (не надо общих фраз). 

 

         2) Обсудите степень включенности каждой группы в процесс формирования активной гражданской позиции учащегося. Подумайте, надо ли вам взаимодействовать с другими группами, чтобы сформировать ребенка-патриота. Если да, то с кем?

Лидеры от каждой группы читают то, что решила группа. Вывешивают свой кружок на доску: “Активная гражданская позиция учащегося” в соответствии с решением группы.

Итак, по этой композиции мы видим, что участники учебного процесса заботятся о формировании   гражданско-патриотических качеств в каждом школьнике, и могут взаимодействовать друг с другом.

Фундаментом формирования активной гражданской позиции является нравственное начало, ценностные ориентиры, которые определяют направления деятельности любого человека.

Создание условий для становления личности человека и гражданина, обладающего чувством собственного достоинства, граждански активного, должно происходить на всех уровнях.

 

Упражнение 1. «Формирование активной гражданской позиции учащихся в рамках информационных часов»

Укажите разнообразные формы и методы формирования активной гражданской позиции учащихся в рамках информационных часов.

Участники пишут, затем аргументируют.

 

Опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся в рамках информационных часов представит классный руководитель_______________.

Представление опыта работы.

 

Упражнение 2. «Формирование активной гражданской позиции учащихся в рамках классных часов»

Укажите разнообразные формы и методы формирования активной гражданской позиции учащихся в рамках классных часов.

Участники пишут, затем аргументируют.

 

Опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся в рамках классных часов представит классный руководитель________________________.

Представление опыта работы.

 

В школе дети получают опыт демократических отношений и насколько правильно будет выстроена работа по формированию у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, зависит и наше будущее. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие активной гражданской позиции и толерантности. 

 

Опыт работы по использованию возможностей детских общественных объединений для формирования активной гражданской позиции представит педагог-организатор________________________

Представление опыта работы.

 

Упражнение 3.

Теперь из всего услышанного напишите предложения о новых методах, формах работы, которые можно применять в дальнейшей работе.

Защита предложений.

 

3 Завершение работы.

 

– Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
–А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
–Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Я очень хочу, чтобы после нашего занятия у вас не было сомнения в том, какого волка вам нужно кормить.

Иначе эту мысль можно выразить так: ничто не научит жить, ничто не изменит, никто не поможет быть счастливым, только я сам могу изменить себя и свою жизнь.

Спасибо за встречу!

 

Поделиться ссылкой:

+1

Добавить комментарий